100 лет за один день. Во Дворце пионеров прошел круглый стол «Дополнительное образование: историческая ретроспектива»
28 ноября 2018 года в Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах прошел круглый стол «Дополнительное образование: историческая ретроспектива».
Как развивалось дополнительное образование в течение столетия? Какие формы работы, созданные в прошлом, могут быть действенными и сейчас? Какие перспективы развития необходимо наметить сегодня, чтобы завтра дополнительное образование могло совершить уверенный шаг в будущее? Так можно обозначить те основные векторы, по которым строилось взаимодействие выступающих и аудитории.
Необходимо подчеркнуть, что круглый стол «Дополнительное образование: историческая ретроспектива» был задуман и проведен как некое пространство профессионального развития педагогов, методистов, специалистов управленческого звена. Поэтому среди выступающих были представители науки: доктор педагогических наук, профессор Б.В. Куприянов, доктор педагогических наук В.П. Голованов, кандидат педагогических наук Л.Н. Буйлова и др., ветераны Московского Дворца пионеров детского движения, в частности, Л.В. Кузнецова, Л.А. Нисловская и многие другие, а также руководители: Е.Х. Мельвиль, директор ГБПОУ «Воробьевы горы», Н.М. Куранина, директор ГБОУ ДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара и Е.Б. Штейнберг, руководитель детско-юношеского разновозрастного отряда «Надежда» г. Москвы (Дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»).
С приветственным словом к собравшимся обратилась Мария Николаевна Лазутова, член Общественной палаты города Москвы, советник ГАОУ ДПО «МЦРКПО», доктор исторических наук. Она отметила, что в Москве не было бы такого уровня развития образования, «если бы не было системы дополнительного образования, а в этой системе не работали мастера своего дела, которые ведут детей, закладывают основы ценностных и этических ориентиров».
Обращаясь к истории дополнительного образования, Борис Викторович Куприянов выделил в его развитии три волны преобразований, которые были связаны с появлением следующих ветвей образования:
- внешкольное образование (1918-1929 гг.);
- дополнительное образование детей (1992-2006 гг.);
- дополнительное образование (2012-2018 гг.), и в данном случае речь идет о дополнительном образовании детей и взрослых.
И каждый раз эти преобразования были продиктованы необходимостью проектировать новые формы образования «для сложного общества в условиях глобальной турбулентности или «стратегической неопределенности»». Кроме того, на каждом этапе преобразований менялась концепция детства: от романтической, когда ребенок виделся как ангел, к пониманию его как товарища по борьбе, позднее – по труду. В заключение Б.В. Куприянов подчеркнул, что сегодня происходит новое изменение концепции детства, в контексте которой «ребенок – это потенциальный автор стартапа, и дополнительное образование надо развернуть к новому детскому образу».
Продолжая данную линию, Ефим Борисович Штейнберг поделился с собравшимися более чем 50-летним опытом руководства детско-юношеским разновозрастным отрядом «Надежда», в котором дети, чувствуя атмосферу человечности и тепла, иногда занимаются по восемь лет.
«Я пытаюсь с детьми действовать. В этой деятельности ребенок воспитывает свое нутро, свою личность. Затем, куда бы он ни пришел на работу, он узнаваем, благодаря тому, что всегда приносит добро», – сказал Ефим Борисович.
Елена Хасымовна Мельвиль рассказала в своем выступлении об истории создания Московского дворца пионеров, в частности, о том, насколько богаты сходствами архитектура и зонирование пространства МДП и ДК АМО ЗИЛ. Она также подчеркнула, что сегодня очень важно развивать сферу дополнительного образования для взрослых. «Дети, видя, что родители приходят во Дворец с удовольствием, – сказала она, – сами не будут считать это обременением. Родителей тоже надо образовывать, в том числе и в культурном плане. Ведь чем продолжительнее обучение, тем продолжительнее жизнь. А сегодня нужны люди на 360 градусов развитые, имеющие не только академические результаты, но и отличающиеся способностью дружить, быть человечными, нести тепло».
Эстафету приняла Надежда Михайловна Куранина, рассказавшая не только об архитектуре ДТДиМ имени А.П. Гайдара, но и о направлениях его работы, о тех перспективах, которые она видит для его развития в ближайшем будущем.
Виктор Петрович Голованов констатировал, что дополнительное образование базируется «на «трех китах»: детство, ребенок, свободное время ребенка и содержание. Дополнительное образование – охранная грамота детства. И поэтому оно должно учитывать и выполнять следующие аспекты:
- формировать новый социальный опыт ребенка;
- определить сферы влияний государственного, негосударственного и частного образования;
- оберегать здоровье человека;
- создавать среду для общения детей и взрослых;
- организовывать досуг (возможность чтения книг, освоения игр и т.д.)».
Людмила Ивановна Маленкова познакомила аудиторию с современным прочтением идей С.Т. Шацкого, одного из основоположников внешкольного образования, а Лилия Вадимовна Кузнецова в продолжение рассказала о личности и огромном опыте работы директора Дворца пионеров и школьников О.И. Грековой.
В завершение круглого стола Любовь Николаевна Буйлова, главный редактор журнала «Про_ДОД», представила собравшимся его юбилейный выпуск и вручила авторам благодарственные письма и подарки. Ветераны Дворца также были награждены памятными медалями к 100-летию Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи и Великой Октябрьской революции.
Общаясь между собой после окончания круглого стола, собравшиеся отмечали интересные выступления, подчеркивали важность того, что организаторы создали возможность услышать не только теоретиков дополнительного образования детей, но и практиков.