Арт-терапия как метод сопровождения подростков, демонстрирующих деструктивное поведение

В данной статье рассматриваются проблемы деструктивного поведения подростков и методы групповой арт-терапии как формы профилактики и коррекции негативных последствий вовлечения молодых людей в деструктивные течения. В статье даны рекомендации педагогам и специалистам по использованию арт-терапевтических методов в работе с подростками социально уязвимых категорий.

Е.А. Замышевская,
начальник методологического отдела,
ГБОУ ДПО НИРО,
г. Нижний Новгород

А.В. Кучинская,
главный специалист методологического отдела,
ГБОУ ДПО НИРО,
г. Нижний Новгород

Подростковый возраст является важным, но очень уязвимым периодом в становлении самоидентификации ребенка. Чтобы максимально реализовать психологический потенциал подростка, необходимы благоприятные для этого условия социализации. Существует множество факторов, которые приводят к деструктивному поведению подростков, и один из них – социальная дезадаптация. В настоящее время в деструктивные течения вовлекается большое число представителей молодежи, что является национальной проблемой, так как это может повлиять на жизнь и здоровье не только самого вовлеченного, но и общества в целом.  

Подростков, склонных к деструктивному поведению, объединяет проблема нарушения/искажения навыков коммуникации, что в результате приводит к трудностям регуляции агрессивных импульсов. Существуют две основные формы деструктивного поведения – ауто- и гетероагрессия, а также комбинированный тип. Рассмотрим основные характеристики поведения подростков, демонстрирующих деструктивное поведение.

У подростков с гетероагрессивными тенденциями агрессия направлена во внешний мир, они находят объект реализации разрушительных тенденций вне зависимости от причины. Поведенческие проявления гетероагрессивных подростков могут быть в виде пассивной агрессии, к примеру, словесные высказывания, манипуляции, истерики, либо же применение физической силы.

Молодые люди, у которых ярко выражены аутоагрессивные тенденции, испытывают еще большие трудности с коммуникацией в связи с низкой самооценкой, чувством одиночества, самокритикой, повышенным уровнем тревожности. Так же они чаще подвержены травле и отвержению среди сверстников. Аутоагрессивные подростки склонны к суицидальному, самопровреждающему и зависимому поведению, расстройствам пищевого поведения.  

Центр психологической безопасности и профилактики деструктивных явлений среди детей и молодежи Нижнего Новгорода (далее – Центр) работает с подростками, которые уже находятся в стадии вовлечения в деструктивные течения. Также специалистами Центра разработана система профилактики для внедрения в образовательные организации для работы на местах.  

Одной из форм сопровождения подростков, демонстрирующих деструктивное поведение, является арт-терапия. В данном случае под арт-терапией подразумевается терапия изобразительным творчеством, цель которой – воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Первым ввел термин «арт-терапия» британский художник Адриан Хилл в 1938 году. Находясь на лечении в туберкулезном санатории, Хилл заметил, что творчество облегчает состояние пациентов и помогает им справиться со своими переживаниями. Позже он отразил эти идеи в работе «Искусство против болезней». В начале своего развития арт-терапия отражала идеи З. Фрейда и К. Юнга, писавших о том, что конечный продукт изобразительной деятельности пациента выражается в его неосознаваемых психических процессах. В России эффективность использования арт-терапии в профилактике и коррекции эмоциональных расстройств и девиантного поведения подтверждается работами М.Е. Бурно, А.И. Захарова, А.И. Копытина и других [1, 4, 5].

Специалистами Центра арт-терапия используется как приоритетная форма сопровождения подростков, демонстрирующих деструктивное поведение, так как терапия искусством позитивно влияет на личность, помогает ей в обретении духовно-нравственных ориентиров, нейтрализует агрессивные проявления. Методика работы специалистов Центра основана на арт-технологиях В.Л. Кокоренко, М.В. Киселевой [2, 3]. В практике работы с подростками используются такие техники, как «Прошлое, будущее, настоящее», «Автобиография», «Завтрак – обед – ужин», «Розовый куст» и другие. 

Подростки с ауто-/гетероагрессивными тенденциями испытывают трудности в самовыражении, проявлении себя и своих чувств, и арт-терапия, подразумевающая использование различных видов творческого самовыражения (большое количество изобразительных средств – живопись, лепка, коллажирование, графика и т.д.), имеет значительное преимущество перед другими формами сопровождения. Также преимущество арт-терапии состоит в том, что при организации групповой работы общение в группе может быть невербальным, а это способствует созданию комфортной для молодых людей обстановки.

С подростками социально уязвимых категорий формат работы в группе является оптимальным по нескольким причинам: во-первых, он максимально направлен на развитие коммуникативных навыков, восполняя тем самым  дефицит общения; во-вторых, в условиях группы, в отличии от индивидуальной работы, можно удовлетворить потребности подростков в защите личного пространства, самостоятельности и независимости; и в-третьих, групповой формат позволяет молодым людям самим контролировать степень доверения своих переживаний другим участникам группы, что обеспечивает психологическую защищенность. Следует отметить, что групповой формат терапии предполагает деление участников группы на младший, средний и старший возраст.

Работа с подростками социально уязвимых категорий требует соблюдения четких границ, условий и правил групповой арт-терапии. Несоблюдение таких правил может привести к внезапным деструктивным действиям участников группы во время ее работы. Специалисту, сопровождающему терапевтическую группу, необходимо владеть достаточным количеством форм и техник, позволяющих проявлять гибкость, и уметь буквально подстраиваться под ситуацию.

Приведем один из примеров практики работы Центра, отражающий эффективность использования групповой арт-терапии. В одну их терапевтических групп были включены подростки-одноклассниками, у которых было выявлено «противоположное» деструктивное поведение: один из них был жертвой буллинга, а другой – актором буллинга. Групповая арт-терапия в данном случае оказала положительное влияние – а именно послужила вспомогательным инструментом для налаживания взаимоотношений и правильного выстраивания коммуникации между двумя подростками. Таким образом, совмещение в одной группе ауто- и гетероагрессивных подростков дает определенный терапевтический эффект: для первых это обретение поддержки и преодоление чувства одиночества, а для последних – возможность проявить эмпатию и оказать поддержку другому участнику.

Для достижения целей терапевтической группы важны предпочтения в выборе материала. К примеру, более свободному выражению чувств служат такие материалы, как пластилин, глина. Для того же, чтобы вернуть подростку контроль над своими переживаниями, стоит обратить внимание на фломастеры, карандаши. Техники коллажирования позволяют подростку побороть неуверенность в проявлении своих творческих способностей. 

Использование арт-терапии в работе с подростками социально уязвимых категорий имеет еще одно психотерапевтическое значение. Как правило, данная категория подростков испытывает трудности в описании своего состояния, а созданная ими творческая продукция позволяет педагогу по характеру работ выявить наличие агрессивных тенденций на ранних этапах. Молодые люди данной категории зачастую используют в своих работах тематику саморазрушающего, суицидального характера.  

Исходя из всего вышесказанного, специалистами Центра были разработаны рекомендации для педагогов (и других специалистов) в работе с подростками социально уязвимых категорий с использованием арт-терапевтических методов:

  1. Cформируйте терапевтическую группу от 4 до 8 человек.
  2. С учетом возрастных особенностей поделите группы на младший, средний и старший возраст.
  3. Введите в группе правила и соблюдайте четкие границы при работе с подростками. Примеры правил:
  • не перебивать друг друга;
  • внимательно слушать говорящего;
  • проявлять уважение ко всем участникам;
  • можно не принимать активного участия в работе, если не хочется;
  1. Совмещайте ауто- и гетероагрессивных подростков в одной группе.
  2. На начальном этапе работы группы выбирайте материалы, которые можно «контролировать» (фломастеры, карандаши, краски). Затем можно переходить к материалам, способствующим более свободному самовыражению (пластилин, глина).
  3. Обращайте внимание на наличие деструктивной тематики в творческой продукции подростков (к примеру, персонажи, наносящие увечья себе или другим; вывернутые наружу внутренние органы; кровь и т.п.).
  4. Объясните участникам группы, что при использовании различных техник работы нет «правильного» и «неправильного» их выполнения.
  5. Анализируйте творческую продукцию участников группы в форме простых комментариев того, почему подросток что-либо рисует или делает и какие чувства он может при этом испытывать.

Список источников:

  1. Барчан А.С., Стукаленко Н.М. Арт-терапия как метод коррекции девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-metod-korrektsii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov/viewer (дата обращения 23.08.2023).
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  3. Кокоренко В.Л. Арт-терапия: своим голосом. – М.: ИД Городец, 2020. – 230 с.
  4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.  – СПб.: Питер, 2002. – 244 с.
  5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2007. – 197 с.
  6. Силантьев Р.А., Голубин Р.В., Дунаева Н.И., Замышевская Е.А., Стрекалова О.Ю., Касимова Л.Н., Судьин С.А. – Кто такие колумбайнеры, и как их распознать: Методическое пособие. – Нижний Новгород: Правительство Нижегородской области, 2022. – 70 с.
  7. Эльмир Акбар Юсиф Оглы. Некоторые теоретико-практические аспекты деструктивного поведения подростков. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-teoretiko-prakticheskie-aspekty-destruktivnogo-povedeniya-podrostkov/viewer (дата обращения 21.08.2023).

Добавить комментарий

Войти с помощью: