Как социальные и эмоциональные навыки могут вписаться в образовательную программу
Эмоциональный и социальный интеллект являются важными составляющими успеха наших детей в будущем. В своей статье «How Social-Emotional Skills Can Fit into School Curricula» сотрудники университета Беркли рассказывают о том, как можно включить эти элементы в образовательную программу. Изначально, рекомендации предназначены для системы общего образования, но педагоги без труда смогут адаптировать их для работы по дополнительным общеразвивающим программам.
Материал представляет собой перевод статьи «How Social-Emotional Skills Can Fit into School Curricula». Источник.
Материал подготовил:
Вики Закржевски (Vicki Zakrzewski),
Ph.D.,
директор по образовательной деятельности
в Greater Good Science Center (GGSC)
при Калифорнийском университете
в Беркли.
«Совершенно нет времени!» – снова и снова учителя говорят мне, что именно поэтому они не могут научить своих учеников социально-эмоциональным навыкам – и это неудивительно, учитывая предъявляемые к ним требования.
В то время, как 30-минутный урок социально-эмоционального обучения (social-emotional learning, далее в тексте – SEL) сложно встроить в учебную неделю, в существующей учебной программе зачастую уже присутствуют элементы социально-эмоциональной концепции. В одном исследовании, учителя работали в паре с начинающими школьными психологами, чтобы создать занятия художественной направленности с элементами SEL. Исследователи обнаружили, что в результате получаются «творческие и мощные» уроки, которые поспособствовали желанию обеих групп продолжать такое сотрудничество.
Мы решили попробовать нечто подобное в летнем Институте педагогов (GGSC Summer Institute for Educators) – и были поражены результатами. Большая часть учебных программ в школах может предложить уроки по социальным, эмоциональным или моральным вопросам, если педагоги имеют желание сделать это.
Как интегрировать SEL в содержание учебной программы
Школы, которые хотят преподавать социально-эмоциональное обучение, но оказываются привязанными к жесткому учебному расписанию, могут вместо этого взять социальный, эмоциональный и моральный аспекты того материала, который обучающиеся в настоящее время изучают. Например, многие темы, книги, люди и концепции в учебных программах связаны с:
- эмоциональной жизнью человека;
- этическими дилеммами;
- ситуациями, требующими сострадания;
- социальными проблемами;
- этическим использованием знаний;
- взаимодействием между группами;
- имплицитной теорией личности.
Как отметил один из наших учителей математики, таким образом несложно вводить тему группового распределения ресурсов. Например, когда ребята работают с задачей, где необходимо распределить, скажем, куски целого, можно ввести этическую проблему и спросить: как можно разделить пирог, зная, кто был самым голодным? – необычное введение в идею справедливости.
Кроме того, простой процесс подготовки к конкретным урокам может позволить увидеть, как работать с социальными, эмоциональными или моральными вопросами. При разработке урока преподаватели могут обратить внимание на следующие аспекты:
- Включает ли урок сложные беседы, которые могут привести к столкновению ценностей?
- Должны ли ученики работать в парах или группах?
- Будут ли присутствовать задания, в которых обучающимся придется проявить внимание к своим эмоциям или продемонстрировать внимание и настойчивость?
- Нужно ли им проявлять уверенность в себе, например, во время устного выступления, или ставить долгосрочные цели, или делать этический выбор?
Интегрируя SEL в содержание учебной программы, преподаватели не только дают ученикам возможность практиковать свои социально-эмоциональные навыки, но и показывают им, насколько неотъемлемыми эти навыки являются в нашей повседневной жизни.
Три плана уроков
После трех дней работы нашего Летнего института, в ходе которых участники знакомились с фундаментальной базой и опытом практической работы в области социального, эмоционального и нравственного развития, мы попросили их создать урок, в который они интегрировали бы социальные или эмоциональные навыки, практику осознанности и/или моральную дилемму. Получив задачу, участники в творческом режиме совместной работы придумали великолепные примеры, некоторые из которых мы рады представить ниже.
Начальная школа
Чтобы научить детей младшего возраста когнитивному переосмыслению ситуации или навыку рассмотреть ситуацию в более позитивном ключе, наши педагоги предложили использовать классическую книгу “Александр и страшный, ужасный, нехороший, очень плохой день” (от ред. – известная детская книга и одноименный фильм).
Урок начинается с момента, призванного успокоить и сосредоточить обучающихся, чтобы они могли хорошенько подумать и вспомнить, был ли у них когда-либо плохой день. Затем, после того, как книга зачитана вслух классу, ребята составляют список проблем, с которыми столкнулся Александр и описывают свои чувства, которые они бы испытали, сталкиваясь с каждой из этих проблем. Например, когда Александр думает, что его учителю больше нравится картина его друга с парусником, чем его рисунок невидимого замка, ученики думают, какие эмоции Александр при этом может переживать.
Затем лбучающиеся выбирают две-три проблемы из составленного списка и обсуждают, как Александр может изменить свою реакцию на эти инциденты, чтобы ему стало лучше. В приведенном выше примере Александр мог бы: подумать о том времени, когда учителю действительно понравилась его картина; радоваться, что учитель сделал комплимент его другу; нарисовать замок, который учитель сумел бы увидеть.
Чтобы позитивно завершить урок, ребята вместе с учителем создают «книгу» под названием «Довольно хороший день» с рисунками и описаниями какой-то непростой ситуации, что случилась с ними, но стала менее болезненной после того, как они изменили свое мнение о ней.
Средняя школа
Учителя естественных наук средней школы надеялись, что Шалтай-Болтай поможет сформировать правила и нормы безопасности при проведении лабораторных работ в начале учебного года. Ученики получили раздаточный материал (соломинки, пенопласт, ватные шарики, алюминиевую фольгу и бумагу) и инструкцию: ученикам дается одна минута, чтобы индивидуально спроектировать стену с защитными устройствами, чтобы Шалтай-Болтай не упал и не сломался. После выполнения этой непростой задачи, они обсуждают свой опыт и то, что могут еще изменить для повышения безопасности, культивируя уважение к чужому мнению и корректному продуктивному групповому обсуждению.
Затем ученики формируют группы минимум из двух человек и повторяют задание, но на этот раз у них есть три минуты. В ходе последующего обсуждения учитель может затронуть такие темы, как навыки решения проблем, влияние текущего выбора на будущее, совместная работа и разрешение конфликтов.
Упражнение завершается тем, что обучающиеся снова пробуют задачу в конкретных ролях (например, руководитель проекта, менеджер по оборудованию, регистратор данных, хранитель времени. От ред. – выполнение лабораторных работ в группах предполагает распределение между учениками ролей в соответствии с проектной методологией), а затем размышляют о том, как эти роли облегчили или усложнили задачу.
Поскольку средняя школа – это время, когда ученики начинают задавать вопросы о правилах, социальных нормах и т.д., преподаватели могут продлить этот урок, задавая своим классам наводящие на размышления вопросы. Например, почему Шалтай-Болтай решил взобраться на стену и почему он был один? Где были его друзья? Ему разрешили залезть на стену или он нарушал правила? Кто создал правила и справедливы ли они? А как насчет устойчивости стены – чья ответственность убедиться, что стена безопасна? Почему стена не была безопасна для Шалтая-Болтая? Наконец, получил ли Шалтай-Болтай надлежащий уход после того, как сломался? Если нет, то, что можно сделать, чтобы о будущем Шалтая-Болтая позаботились?
Старшая школа
Для старшеклассников был разработан учебный модуль по теме здравоохранения в Соединенных Штатах, в котором использовался междисциплинарный подход. В математике ученики используют коэффициенты и графики, чтобы рассмотреть сумму федеральных денег, потраченных на здравоохранение на душу населения. Затем, в истории рассматривают историю здравоохранения в Соединенных Штатах в 18, 19, 20 и 21 веках.
Вооружившись новыми знаниями и своими результатами исследовательского поиска по теме, ученики рассматривают и дискутируют по более широким этическим вопросам о здравоохранении в Соединенных Штатах. Является ли здравоохранение моральным императивом или это социальная конвенция? Иными словами, несет ли правительство моральную ответственность за оказание медицинской помощи каждому из своих граждан, поскольку отсутствие медицинской помощи наносит вред людям, или же оно предоставляет медицинскую помощь только потому, что это предусмотрено законом? Признавая, что эти вопросы могут выявить полярные взгляды, преподаватели включили в занятия также элементы SEL – активное слушание, непредвзятость и т.д.
Взгляд на учебные программы через социальную, эмоциональную и моральную призму – привычка ума. Чем больше вы это делаете, тем легче становится. Возможно, самое большое преимущество таких уроков заключается в том, что обучающиеся начнут смотреть на свое образование, свои решения, свои интересы и свои отношения через этот объектив, развивая более вдумчивый и проницательный подход к жизни.
Перевод подготовил:
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва