Gap year. Зачем нужно делать годовой перерыв?
Выбранная для этого номера статья не относится напрямую к институциональным формам дополнительного образования. Gap year не имеет чёткого определения на русском языке (мы предлагаем называть его годовым перерывом) и представляет собой интересный феномен в области построения индивидуальной траектории обучения, карьеры и жизни в целом. Такой путь не во всех странах является привычным и даже социально приемлемым, но все чаще становится поводом для общественной дискуссии. Годовой перерыв может быть использован человеком в разном возрасте и с разными целями, часто связанными с освоением профессиональных и прочих навыков, может быть выражен в форме дополнительного образования. Представленная статья интересна по двум причинам. Во-первых, она носит обзорный характер и хорошо подходит для знакомства с темой. Во-вторых, её авторами являются исследователи из Китая, где осмысление феномена gap year началось относительно недавно и не носит специфики европейских стран или США.
Материал представляет собой перевод статьи «Review on the Impact of Gap Years on Career Development» авторов Tian Guomei, Ran Wei (выпущена в журнале Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 168). Ссылка на источник: www.researchgate.net
Понятие годовой перерыв (прим. ред. – в оригинале gap year) описывает ситуацию, в которой люди приостанавливают процесс формального обучения, профессиональной подготовки или работы, чтобы взять паузу или отдохнуть в течение 3-24 месяцев. Это стало очевидным элементом развития карьеры в XXI веке. Так как исследования о значении и последствиях годового перерыва практически отсутствуют, мы ставим цель – выделить различные типы годовых перерывов, понять, что мотивирует людей делать перерыв, описать его влияние на развитие карьеры, а также сформулировать некоторые возможные направления для дальнейших исследований.
Введение
Годовой перерыв как явление впервые возник в 1960-е годы в период расцвета хиппи. Предполагалось, что в этот период молодые люди путешествуют, принимают участие в волонтерской деятельности или работают (Симпсон, 2005). Джонс (2004) считает, что годовой перерыв не сводится только к путешествиям, волонтерской деятельности или временной работе, и потому дает широкое определение: люди приостанавливают процесс формального обучения, профессиональной подготовки или работы, чтобы взять паузу или отдохнуть в течение 3-24 месяцев. Сегодня годовой перерыв стал одной из приемлемых обществом траекторий развития карьеры. Две тысячи служащих за рубежом приняли участие в опросе, в ходе которого выяснилось, что 1/7 респондентов брали перерыв и более 75% из них рассматривают этот вариант (YouGov, опрос, 2004). Проведенное в 2012 году исследование показало, что 73,3% молодых людей хотели бы взять годовой перерыв.
Исследователи данной проблематики в нашей стране (прим. ред. – авторы имеют в виду Китай) концентрируются в основном на феномене туризма (Пирс, 2015), его влиянии на международную культуру общения, социализации или индивидуализации молодежи, однако его воздействие на развитие карьеры упускается ими из виду. Китайский ученый Мао (2015) изучал вопрос о годовом перерыве и считает, что большинство людей, берущих свободный год, – выпускники колледжей и молодые специалисты, которые только собираются устраиваться на работу или уже работают несколько лет, поэтому влияние такого перерыва на развитие карьеры нельзя игнорировать.
В этой статье мы стремимся выделить различные типы годовых перерывов, понять, что мотивирует людей делать перерыв, описать его влияние на развитие карьеры, а также сформулировать некоторые возможные направления для дальнейших исследований.
Определение и характеристики годового перерыва.
Изначально практику годового перерыва относили к периоду перехода из школы в колледж, когда происходил процесс трансформации подростков в молодых людей (King, 2011). Поступление в колледж является важным эмоциональным опытом для молодых людей, которые рассматривают годовой перерыв как время для решения вопросов, связанных с их первыми годами самостоятельной взрослой жизни (Баньоли, 2009). Со временем концепция годового перерыва изменилась. Годовой перерыв не сводится только к путешествиям и волонтерской деятельности, но может включать в себя множество других видов деятельности, таких как, например, работа на производстве. Он рассматривается как своего рода пауза в построении карьеры и как способ приобрести новые достижения, которые могут значительно обогатить резюме и оказаться полезными для дальнейшего поиска вакансий.
В Китае большинство людей, которые делали годовой перерыв – взрослые. Было проведено небольшое исследование, в котором приняли участие 103 человека, осуществивших годовой перерыв. Только 19 из них – выпускники колледжей, которые имели достаточно времени для того, чтобы взять годовой перерыв после выпуска перед началом работы, а 2/3 участников намеренно взяли перерыв в карьере или воспользовались сменой рабочего места. Важным фактором также является высокая стоимость обучения, поэтому студенты из малообеспеченных семей в это время обычно устраиваются на работу, чтобы иметь возможность накопить нужную сумму для оплаты образования.
Существуют несколько классификаций годового перерыва. Мы будем ссылаться на одну из них (Jones, 2004), предполагающую 5 основных направлений: 1) работа; 2) волонтерская деятельность (может быть оплачиваемой или нет); 3) туризм; 4) обучение; 5) отдых.
Мотивация для взятия годового перерыва.
В 1980-х годах практика годового перерыва была относительно редкой, но в 1990-х – значительно возросла (Jones, 2004). В Великобритании около 250 тысяч молодых людей каждый год берут годовой перерыв, хотя нельзя сказать, насколько эти данные являются точными. Согласно неофициальной статистике, в Великобритании ежегодно, по меньшей мере, 50 тысяч молодых людей брали годовой перерыв (данные из The Year Out Group 2003; Gap Year.com 2003). Вопросы о том, почему практика годового перерыва настолько широко распространена и что стимулирует молодых людей брать годовой перерыв подверглись пристальному изучению.
Причины взятия годового перерыва индивидуальны, но можно выделить несколько общих:
1) отдохнуть от работы или учебы и расширить свой кругозор (основные причины);
2) познакомиться с различными этническими и культурными средами и получить определенные навыки выживания;
3) обогатить свое резюме для получения лучших возможностей для поступления в вуз или трудоустройства;
4) заработать деньги;
5) внести вклад в общество;
6) помогать другим;
7) религиозные убеждения;
8) для решения личных вопросов;
9) развлечения.
Те, кто берет годовой перерыв, стремятся сделать это время как можно более насыщенным, чтобы оно не было потрачено впустую (Jones, 2004). Личная ответственность молодых людей заставляет их в полной мере использовать годовой перерыв и показывать лучшие результаты (Snee, 2015). Причины участия в волонтерских программах могут различаться, но склонность к альтруизму является, тем не менее, одной из главных (Gaskin, 1998). Молодые люди берут годовой перерыв, чтобы лучше понять себя в условиях сложной социальной среды (Джонс, 2004). Китайский ученый Ву (Wu, 2015) исследовал причины для годового перерыва по модели «pull-push», предложенной Данном (Dann, 1977), где «push» вызвано личностными или психологическими факторами, а «pull» исходит от маркетинговых факторов. У этих категорий есть объединяющие факторы, которые стимулируют определенные модели поведения (Pearce, 2015), как показано на рисунке 1.
Хотя модель «pull-push» не является академически формальной моделью мотивации, она может быть полезна для систематизации различных мотивов в различных областях. В Китае «толкающие» («pull») к годовому перерыву мотивы совпадают с мотивами к путешествиям и отражают особенности китайской культуры. По сравнению с западными молодыми людьми, молодые китайцы, взяв годовой перерыв, менее склонны к развлечениям. Они скорее выбирают смену рода деятельности и перемену мест (Пирс, 2015).
Влияние годового перерыва на развитие карьеры
Влияние годового перерыва на возможности трудоустройства
Возможность трудоустройства связана со способностями поддерживать высокую работоспособность и реагировать на изменения профессий (СЕ Цзинь-Юй, 2005). Возможности трудоустройства детально изучаются для того, чтобы развивать и укреплять личный потенциал и лучше подготовиться к развитию карьеры. Было подтверждено, что годовой перерыв имеет большое значение для расширения возможностей трудоустройства.
Годовой перерыв – это своеобразный способ для молодых людей научиться новому, морально вырасти и созреть, сосредоточившись на развитии ценных личностных качеств в течение этого переходного периода. В это время люди обычно изучают различные карьерные пути и возможности (Johan, 2009).
Годовой перерыв имеет три основных разнонаправленных категории выгоды: для самих молодых людей, для работодателей и для общества. Их довольно трудно измерить. Личные выгоды: 1) повышение эффективности обучения; 2) расширение возможностей трудоустройства 3) развитие навыков или повышение квалификации; 4) приобретение навыков, полезных для повышения качества жизни; 5) увеличение социальной значимости; 6) снижение вероятности отчисления или увольнения в будущем (Джонс, 2004). С точки зрения вопроса развития карьеры, текущие исследования обычно рассматривают повышение возможностей получить работу. Но очевидна нехватка исследований влияния годового перерыва на долгосрочное развитие карьеры и её траектории.
Подтверждено, что годовой перерыв может помочь молодым людям стать более зрелыми и независимыми. Годовой перерыв также может помочь в приобретении навыков социального взаимодействия и общего культурного фона, который необходим в современном мире (Coetzee, 2010). Это – шанс для молодых людей научиться лучше адаптироваться к работе и улучшить личный статус (King, 2011) и, следовательно, увеличить возможности трудоустройства (Heath, 2007). Молодые люди, взявшие годовой перерыв, могут более выгодно выглядеть при поиске работы на фоне одногруппников, так как их уникальный опыт выделяет их среди сверстников (Lyons, 2012). Упомянутый автор отметил, что многие молодые люди находят свое карьерное призвание как раз во время годового перерыва, что говорит о профориентационном значении. Большинство молодых людей, имевшие опыт годового перерыва, считают, что получили возможность поиска свободы, самопознания, значительно расширив кругозор. Годовой перерыв помогает понять, чем молодые люди хотят заниматься, и как найти работу, соответствующую их интересам (Cremin, 2012).
Считается, что участие молодых людей в волонтерских программах во время годового перерыва является полезным как для них, так и для общества. Волонтерский проект «The British Millenniun volunteers project» установил, что 84% молодежи, благодаря участию в их программе, смогли укрепить уверенность в себе. Исследования показали, что люди, которые участвуют в волонтерских проектах и в общественной работе в школах, показывают лучшие результаты на контрольных тестах. Такая активность считается полезной для жизни сообщества и общества в целом (Джонс, 2004).
Влияние годового перерыва на поиск работы
Академическая успеваемость больше не является гарантией успеха, и будущие выпускники должны искать другие пути получения коммуникативных навыков и развития личностных качеств, которые работодатели стремятся увидеть в своих потенциальных работниках (King, 2011). Путешествие в странах третьего мира – способ культурного обогащения, который позволяет выделиться на фоне сверстников (Simpson,2005). Молодые люди стремятся лучше использовать годовой перерыв, чтобы впоследствии получить лучшую работу. Годовой перерыв, в основном, видится как возможность приобретения опыта, редко рассматривается как пустая трата времени и не вызывает чувство сожаления. Молодые люди считают, что этот опыт делает их уникальными (Кинг, 2011).
Согласно теории ролевого конфликта, годовой перерыв рассматривается молодыми людьми и работодателями как способ получить карьерное преимущество (Brown, 2003). Эта теория предполагает, что из-за произошедших изменений на рынке труда выпускникам все труднее найти работу сразу после окончания учебного заведения (Heath, 2007). Основы социального взаимодействия показывают, что в конкретной ситуации (например, на собеседовании) молодые люди могут использовать свой уникальный опыт путешествий для привлечения внимания работодателя, особенно если этот опыт демонстрирует наличие личностных черт, которые могут повысить их шансы трудоустройства (King, 2011).
Отношение работодателей к годовому перерыву
Работодатели склонны принимать на работу людей, которые практиковали годовой перерыв. Было подтверждено, что некоторые навыки социального взаимодействия (прим. ред. – имеются в виду «soft skills»: навыки межличностного общения, коммуникации и урегулирования конфликтов и т.д.) и личностные умения и качества (лидерские качества, грамотность и самодисциплина) сильнее ценятся работодателями. Результаты опроса на сайте gapyear.com в 2011 году показали, что 63% руководителей отделов кадров в Великобритании считают, что путешествия, участие в волонтерской деятельности или изучение рабочих навыков во время годового перерыва, помогают молодым людям в дальнейшем показывать лучшие результаты в работе. Более того, выпускники, взявшие годовой перерыв, являются более зрелыми, независимыми, внимательными и творческими, чем их сверстники, учившиеся без перерыва. Эти качества больше ценятся HR-ами (прим. ред.: «эйчар» – специалист в области управления). Работодателям тяжело выявить эти навыки социального взаимодействия. И когда молодые люди уже работают, работодатели неохотно поддерживают развитие этих навыков (Jones, 2004).
Выводы
В настоящее время исследований по вопросам годового перерыва недостаточно. Большинство из них проводились в Англии, Австралии, Америке, Канаде, а в последние годы и в развивающихся странах Южной Америки и Африки. Хотя в последнее время некоторые учёные в Китае начали обращать внимание на необходимость исследований в этой области, научных статей по этой теме очень мало. Лю (Lu, 2013) рассмотрел годовой перерыв с эмпирической точки зрения, но он не учитывал практику годового перерыва в Китае. Ву (Wu, 2015) использует методы качественного анализа для изучения практики годового перерыва в Китае с точки зрения туризма. Но в целом, этого недостаточно, и исследователи должны уделять больше внимания ситуации с годовым перерывом в самом Китае, особенностям китайских молодых людей и эмпирическим исследованиям, полученным из различных источников.
Большинство исследований годового перерыва уделяют наибольшее внимание периоду перехода из школы в колледж. В настоящее время все больше взрослых берут годовой перерыв на разных этапах развития карьеры, что было упущено из виду в имеющихся исследованиях. Хит (Heath, 2007) предложил уделять больше внимания годовому перерыву, который берется людьми в возрасте от 20 до 30 лет. Исследование практики годового перерыва в других возрастных группах может значительно расширить настоящее понимание концепции годового перерыва.
Стоит сконцентрироваться на исследованиях, посвященных взятию годового перерыва в процессе карьерного роста, например, провести анализ мотивации к уходу с работы или взятия годового перерыва, преимуществ годового перерыва, а также каким образом годовой перерыв влияет на дальнейший карьерный рост отдельного человека и развитие организации в целом.
Материал подготовил:
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва