Об играх Артека

Всемирно известен пионерский лагерь «Артек», созданный в 1925 году, замечательная детская здравница на берегу Черного моря. Актуальность изучения истории Всесоюзного пионерского лагеря, затем – Международного детского центра «Артек» возрастает в связи с прошедшим в 2015 году его 90-летием. Опыт работы крупнейшего детского учреждения является весьма ценным, в частности в заявленной в статье области.

Ефимова Елена Алексеевна
кандидат педагогических наук,
старший методист отдела «Музей истории детского движения»
ГБПОУ «Воробьевы горы»

В своей работе вожатые и массовики лагеря широко использовали игры, публиковавшиеся в сборниках игр, в журнале «Вожатый»; распространяли опыт своего лагеря, поддерживая пример Артека во всем – в играх, в танцах, в песнях.

Традиционно в комплексе «игры, танцы, песни» в артековской практике превалировали танцы и песни, что связано с большей зрелищностью танца и большей сплачивающей силой песни. Проходили и проходят многочисленные конкурсы танца и песни; подвижные игры, игровые танцы, хороводные танцы долгое время были неотъемлемой частью массовок. Большое место в жизни лагеря занимает спорт, спортивные игры (например, знаменитый «снайпер»), а многие близкие к спорту подвижные игры имели статус спортивных (городки, лапта).

Источниковая база исследований по истории «Артека» представлена материалами архивов — документами и фотографиями [1; 2], публикациями в периодической печати, материалами из книг и статей об «Артеке» (часто эти комплексы взаимопроникают, а также получают публикацию в интернете, в том числе на сайте «Артека» [21]).

Источники по истории довоенных десятилетий «Артека» весьма ограничены: чаще всего, это — небольшие сообщения в периодической печати; значительная часть этих вырезок сконцентрирована в музее истории Артека [3]. Естественно предположить, что среди детей активно происходил самодеятельный взаимообмен играми, но имелись и организованные игры.

Так, уже в 1926 году состоялась военная игра на местности «Красные и белые» (что было распространено во многих пионерских лагерях), где был задействован в качестве тачанки единственный лагерный транспорт – пароконная линейка [5]. Для живущих в палатках на берегу моря ребят в 1927 году действовал клуб — деревянный домик, обнесенный верандой, где «имеются всевозможные игры — спокойные и специальные по физкультуре», а также кегельбан и серсо [16]. В лагере проходили занятия кружков смекалки [3; 5], подвижные игры эстафетного характера, игры в воде [2; 5].

Характерными для начала 1930-х годов были эстафеты, аттракционы, игровое преодоление ряда препятствий (в этом выражалось методическое влияние работы Центрального Дома художественного воспитания детей и ЦПКиО им. Горького в Москве). В «Артеке» «серия интересных аттракционов с премиями» [19, 1933. – №13-14. – С.41] получила название «капкан». Туда входили, в частности задания с завязанными глазами, надевание колец на столбики с помощью удочки, стрельба из лука и другие известные игры [3].

Девятый юбилей «Артека» был отмечен визитом в лагерь В.М. Молотова, который, в частности, указал, что «каждый пионер должен научиться в лагере одной-двум хорошим играм» [3], пионеры должны «… заниматься свободными и вольными играми» [3]. Вслед за тем газета выездной редакции «Пионерской правды» и «Колхозных ребят» в «Артеке» объявила среди артековцев конкурс на лучшую песню, рассказ, игру – «интересную живую массовую игру» [3].

В 1935 году, к 10-летию «Артека», в подарок от Наркомпроса были получены игротека, детские велосипеды, педальные автомобильчики и планеры [3; 21]. Отметим, что игротека была педагогическим новшеством, появившемся в апреле-июне 1934 года в Москве и в мае 1935 года в Одессе.

С 1936 года лагерь принимал не только пионеров, но и октябрят. Для них в мае 1936 года в парке Верхнего лагеря был устроен городок аттракционов (гигантские шаги, качели-разновесы [18, 75,78,79,80]). Там же в деревянном павильоне была размещена игротека [21] (ее бетонное восьмиугольное основание сохранилось до сих пор). Рядом с игротекой был бассейн для игр с корабликами [10, 5]. Интересно, что в числе игр, предлагаемых игротекой, значились как куклы от мала до велика и плюшевые мишки разных размеров [10, 5], крокет, биллиард, шахматы, конструктор, заводные автомобили и паровозы, так и старинные народные забавы – бирюльки и блошки. Для старшего возраста устраивались вечера аттракционов в отрядах [3], вечера загадок «Шевели мозгами», пушбол (игра в огромный мяч) [3].

Активным было сотрудничество с Центральным Домом художественного воспитания детей, о чем свидетельствует издание [7], подготовленное методистами ЦДХВД и включающее в себя как материал для организации художественной самодеятельности (пьесы, стихи, танцы), так и массовые игры и аттракционы на утренниках и вечерах, на летних гуляниях.

Документы послевоенного времени сохранились гораздо лучше: имеются отчеты, планы, приказы, распоряжения по лагерю, штатные расписания, дневники вожатых, письма детей и взрослых в Артек; на основе писем ребят в Артек издавались книги [8]; в значительном количестве имеются фотографические материалы — негативы и позитивы, черно-белые и цветные [2].

И после разрушительной войны в восстанавливаемом лагере продолжалась игровая работа. Уже с июня 1944 года (с открытия лагеря после его освобождения, но еще во время войны!) действовали игротеки в Верхнем лагере и в «Суук-Су», в штатном расписании лагеря были массовики и заведующие игротеками [1, д.6, лл.9, 9об, 12об]. «Особое значение имеет игротека для детей, ослабленных, по медицинским показателям лишенных физкультуры, походов» [1, д.18, л.20].

Игротеки в лагере были предусмотрены «Положением о Всесоюзных Ордена Трудового Красного Знамени санаторных пионерских лагерях «Артек» им. В.М.Молотова» (1947) [1, д.29, лл.1-5]. «Потребность в них огромная, особенно для детей младшего возраста. В Верхнем лагере особой любовью пользуются игры, созданные инструкторами СЮТ (Станции юных техников Артека) – настольный хоккей, биллиард, морской бой» [1, д.32, л.41]. Отряды посещали игротеки по расписанию [1, д.55, л.17], в игротеках проходили вечера настольных игр [1, д.55., л.57], соревнования по настольному футболу, хоккею, биллиарду [1, д.67, л.19, д.79, л.23,79, д.83, л.63].

В разных частях лагеря, в парке, у моря [1, д.64, л.39; 12, 21] размещались площадки аттракционов — карусели, качели, «шарокаты», «рикошет», «качалки», «кто ловчее», «накинь кольцо», «принеси шар» [1, д.65, л.29, 343].

Во второй половине 1940-х – 1950-х годов в лагере широко проводились вечера загадок, шарад, литературных игр [1, д.83, л.191]. В сценарии праздников входили массовки (массовые музыкальные игры, массовые танцы), а также аттракционы, где по прохождении ряда игровых препятствий дети получали номерки, на которые в «магазине» можно было получить сладости, фрукты, карандаши [1, д.315, л.30]. Стали популярны творческие (длительные) игры на местности: по отдельным эпизодам Великой Отечественной войны, по темам рассказов, сказок – «Зеленая стрела», «Город Буратино», «Пропавшее звено», «Путешествие по городам Черноморского побережья», «Два корабля» [1, д.219, л.82об; 12, 18-20], которые широко распространились по всем пионерским лагерям страны. Проходили конкурсы между отрядами на лучшую подвижную игру. «Задача конкурса: Дать возможность пионерам самостоятельно выбрать, разучить и провести игру, в которой бы принимал участие весь отряд. Объяснять игру, быть в игре судьями и пр., все должны делать сами пионеры» [1, д.79, л.83].

В семинаре для вожатых, впервые приехавших в Артек, определенное место занимало и разучивание подвижных игр [1, д.82, л.16]. Велась подготовка пионеров-инструкторов по настольным играм и аттракционам, пионеров-инструкторов – юных затейников [1, д.176, л.12-13].

В 1959 году руководителем игротеки Московского городского Дома пионеров Е.М. Минскиным по просьбе ЦК ВЛКСМ [1, д.176, л.18] были специально составлены и направлены в «Артек» методические разработки по работе игротеки лагеря [2], успешно применявшиеся в работе, о чем свидетельствует и состав игр, имеющихся в игротеке: настольные хоккей, футбол, звездочет, цирк, волчок, лабиринт, лиса и куры, путь по реке, кто быстрее, веселый счет, избавься от шариков, морской бой [1, д.77, л.88, д.79, л.23].

Заслуживает внимания формулировка одной из воспитательных задач в плане работы дружины лагеря № 2 на 2 смену 1952 года: «Организовывая правильный и разумный отдых пионеров, научить их веселым играм, развлечениям, забавам, затеям, научить их делать игры-самоделки, с тем, что они сами могли явиться организаторами проведения игр… Как итог всей работы провести «Праздник веселых игр» в парке лагеря» [1, д.83, л.183].

Имеющиеся в нашем распоряжении «Дневники пионерских вожатых» Артека за конец 1950-х — начало 1960-х годов [1, дд.195-200, 223-326, 345-363, 377-401, 420-431, 458-477, 500-523, 551-568, 601-621] свидетельствуют о том, что проведение подвижных игр широко применялось в работе с младшими отрядами, а старшие отряды играли в спортивные игры — волейбол, «снайпер», лапта, городки.

В этот же период возрастает международная составляющая деятельности Артека: лагерь часто принимает детские и взрослые делегации зарубежных стран, проводит международные встречи и конференции. Гости привозили с собой свои игры, песни, танцы, распространяли их среди друзей. Так со временем в лагере сложился ценный репертуарный потенциал, успешно использовавшийся в работе с детьми.

Не были забыты и практиковавшиеся ранее подвижные игры, эстафеты, конкурсы и аттракционы, к ним прибавился целый пласт с общим названием «Игры наших друзей». Уже в 1960 году планировалось издать книгу «Песни и игры наших друзей» (отдыхавших в Артеке) [1, д.193, л.18].

Элементы национальных игр были включены в утреннюю зарядку [6, 28]. Пионеры полюбили и часто играли в чехословацкую «Игру с метлой», бельгийскую игру с обувью «Найди пару», польскую игру «Перепелка», французские игры «Поезд» («Расторопный путешественник», «Я еду путешествовать»), «Пуасон-райка (тяни за хвост)», чилийскую — «Корзина с фруктами», немецкую танцевальную игру «Рич-рач», корейскую — «Корица-ти» [1, д.342, л.25, д.219, л.86; 6, 54]. Проводились вечера народных танцев, национальной игры и песни, которые дали возможность увидеть, а потом и разучить танцы, песни, игры наших друзей. «На массовках стали популярны танец немецких пионеров, румынская игра, финская народная игра с мячами, задорная песня болгарских пионеров, шуточная песня детей Норвегии» [1, д.77, л.67].

В постановлении «Об усилении внимания комсомольских организаций, органов народного образования и советов спортивных обществ и организаций к использованию игры в коммунистическом воспитании детей и подростков» (1967) задача «постоянно собирать, изучать и пропагандировать лучшие игры детей народов СССР и зарубежных стран» была возложена, в частности, на управление Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» [14, 311], что объяснялось масштабами и направленностью деятельности лагеря.

В 1970-е годы в «Артеке» успешно действовал также «Клуб ста затей» (в развитие одноименной телевизионной передачи и книги В.Головина) [19, 1970. – №7. – С.38-39; 20, 1974. – 5 апреля].

В 1978 году, когда в Гаване проходил XI фестиваль молодежи и студентов, в Артеке проводилась длительная игра-путешествие «Артек-Гавана», в которой участникам (отрядам и звеньям) после соответствующей подготовки нужно было рассказать о какой-нибудь стране, где раньше проходили фестивали, и провести игру этой страны [15, 64]. В дни фестиваля в лагере прошел детский фестиваль, где действовали детские клубы, в частности — «Шахматы и шашки» и «Игра» [15, 161].

В 1980-х — 1990-х годах с «Артеком» активно сотрудничал Станислав Гусев и руководимый им коллектив бального танца «Полет» Дворца культуры и техники аэропорта «Внуково». Им был наработан ценный опыт по организации и проведению детских массовых фольклорных танцев, массово-музыкальных игр, танцевальных игр, игр в кругу, игр с пением, аттракционов, подвижных и спортивных игр [9]. Книга С. и Ю. Гусевых [17] до сих пор относится к числу весьма востребованных в библиотеке «Артека».

В течение ряда лет, начиная с 2010 года, автором проведены многочисленные семинары и практические занятия по подвижным играм с артековскими вожатыми, неизменно встречавшие заинтересованность и понимание проблемы, однако, отследить результаты этой работы (т.е. проведение вожатыми разученных игр в отрядах) не представилось возможным.

В заключение можно сделать вывод, что игровая педагогическая деятельность развивалась в Артеке в русле общих для всей страны (и для всех пионерских лагерей) тенденций. В определенные периоды широко применялись длительные творческие игры на местности, массовые музыкальные игры, подвижные игры, проводились эстафеты, конкурсы, массовки, вечера загадок, шарад, веселых вопросов и пр., работала игротека (в том числе и на эвакобазе в Симферополе [3]). Характерной чертой игр Артека является значительное количество массовых музыкальных игр и игр детей народов всего мира.

ЛИТЕРАТУРА

Архивные материалы

1. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.8. Оп.1. Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» им. В.И.Ленина.

2. Фонды Музея истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы».

3. Фонды музея истории Артека.

Литература (книги, брошюры, статьи)

4. Артек [Фотоальбом] / Авт.-сост. А.Ф. Степная. – М.: Наркомздрав СССР, Медгиз, 1940. – 228 с.

5.Артек. Фотоальбом. / Сост. Л.И. Кондрашенко. –  Симферополь: Таврия, 1977.

6. Артек: Фотоальбом о Всесоюзном орденов Красного Знамени и Дружбы Народов пионерском лагере «Артек» им. В.И. Ленина. – К.: Мистецтво, 1988. – 119 с.

7. Артек: Художественный сборник. Руководство для пионерских вожатых. По материалам Центрального Дома художественного воспитания детей. – М: ЦДХВД, 1939. – 208 с.

8. Артек глазами ребят: Пионеры рассказывают о своем лагере. – Симферополь, 1962. – 96. с.

9. Детские бытовые танцы. Рекомендательный репертуар. Сост.Гусев С.И. – М., 1983, 1985. — 28 с.

10. Иванов С., Сидоров В. Артеку — пятнадцать лет (радиопередача для пионеров): Микрофонные материалы Всесоюзного радиокомитета. – М., 1940. – 6 с.

11. Когда поет Артек. Песни Артека. Песни в Артеке. Песни об Артеке. / Автор-сост. А.В. Чернышов. – М., 2010. – 1024 с.

12. Котов А. Артек. Популярный очерк. – Симферополь: Крымиздат, 1950.

13. Котов А. В лагере счастливых. – М., 1938. – 86 с.

14. Об усилении внимания комсомольских организаций, органов народного образования и советов спортивных обществ и организаций к использованию игры в коммунистическом воспитании детей и подростков. Постановление Бюро ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР, Президиума Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР. 14 сентября 1967 г. // Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов. – 1917-1973. – М.: Педагогика, 1974. – С.309-312.

15. Рыбинский Е. Все лучшее — детям. – М.: МГ, 1980. – 175 с.

16. Смоляров Я. Лагерь в Артеке // Пионер. – 1927. – №12. – С.12-13.

17. Танцы и игры Артека / Сост. Гусев С., Гусева Ю. – М., 1997. – 264 с.

18. Тайц Я., Грачев Г. Артек. – М.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938. – 104 с.

Периодическая печать (журналы, газеты)

19. Вожатый. Общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.

20. Пионерская правда. Орган ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.

Интернет-ресурсы

21. http://www.artek.org Сайт МДЦ «Артек».

22. http://www.artekovetc.ru/artek/artek.html Артековец. Неофициальный сайт МДЦ «Артек».

23. http://vk.com/syyksy Открытая группа «Артек – Суук-су».

Добавить комментарий

Войти с помощью: