В Центре «Лидер» прошел семинар «Педагогические технологии по направленностям: варианты обобщения системы деятельности»
22 мая 2019 года Ресурсный научно-методический центр Управления качества образования провел на базе Центра «Лидер» ГБПОУ «Воробьевы горы» очный семинар по теме «Педагогические технологии по направленностям: варианты обобщения системы деятельности».
Семинар логически продолжал ту линию, которая была намечена 20 марта, когда тема также была связана с педагогическими технологиями.
В семинаре 22 мая 2019 года приняли участие педагоги дополнительного образования, методисты, специалисты управленческого звена.
В рамках семинара были представлены технологии – как адаптированные, так и авторские – по следующим направленностям: социально-педагогической, художественной, туристско-краеведческой, технической. Художественная направленность была представлена технологиями по музыке и ИЗО.
Работа началась с обсуждения теоретических позиций, необходимых для того, чтобы обобщить собственный опыт деятельности, систематизируя его согласно тем основным компонентам, которые входят в состав технологии. Речь шла о таких ключевых характеристиках, как воспроизводимость технологии, ее гибкость и в то же время системность. Подчеркивалось, что многие характеристики педагогического опыта совпадают с компонентами технологии, что облегчает ее описание.
В то же время авторская методика как отражение индивидуальности, личностных качеств и профессионализма конкретного педагога может и не обладать характеристикой воспроизводимости.
Общение продолжилось в четырех дискуссионных пространствах (технология в рамках социально-педагогической направленности была логично – в смысле и содержания, и возрастных категорий – присоединена к представлению технологий по ИЗО).
Художественная направленность (музыканты):
Н.И. Мужичкова, руководитель методического объединения музыкальной направленности ГБОУДО «Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи». Педагогические технологии, используемые в процессе музыкального воспитания обучающегося.
О.И. Студеникина, педагог дополнительного образования Центра «Лидер» ГБПОУ «Воробьевы горы», хоровая школа «Касталия». Интегративная технология творческого развития детей в рамках комплекса музыкально-теоретических дисциплин
В первом случае был представлен комплексный анализ того, что делается в разных объединениях ГБОУДО «Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи». Какие технологии адаптированы к данной ситуации, какие созданы вновь. Также были намечены перспективы развития некоторых направлений.
Особого внимания заслуживает аспект задействования детей с ОВЗ.
Второе выступление было динамично, содержательно, позволило всем включиться в работу. Технология реально является интегративной, апробирована в течение ряда лет и заслуживает не только высокой оценки, но и возможности тиражирования в массовую практику.
В другом блоке художественной направленности – ИЗО, где сложились коннотации с социально-педагогической направленностью, были представлены следующие выступления:
М.Л. Луканова, педагог дополнительного образования ГБОУДО «Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи». Интегративная технология развития детей раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) по программе дополнительного образования «Вместе с мамой».
Е.Г. Усольцева, руководитель Центра «Исток» ГБПОУ «Воробьевы горы». Интегративная технология обучения детей раннего и дошкольного возраста.
М.Р. Чугунова, педагог дополнительного образования ГБОУДО «Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи». Технология тематического погружения.
Здесь была показана преемственность от работы по программам для детей от 1-3-хлкт до 4-7-ми лет и далее.
В дискуссионном пространстве, посвященном туристско-краеведческой направленности, были представлены два выступления:
А.А. Кузнецова, методист отдела оборонно-спортивной работы ГБПОУ «Воробьевы горы». Технология формирования туристско-спортивного детско-взрослого сообщества (на примере спортивно-туристского клуба ГБПОУ «Воробьевы горы».
Ю.С. Самохин, кандидат педагогических наук, доцент, учитель географии ГБОУ «Школа имени Маршала В.И. Чуйкова». Технология исследовательской и проектной деятельности в рамках туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей».
Они были посвящены различным аспектам организации и осуществления туристстко-краеведческой деятельности.
В пространстве, посвященном технической направленности, были представлены выступления по следующим темам:
М.В. Сухарев, педагог дополнительного образования ЦТО ГБПОУ «Воробьевы горы». Индивидуальные образовательные маршруты по стандартам WorldSkills.
Н.А. Грохольская, методист Центра «Лидер» ГБПОУ «Воробьевы горы». Разноуровневое освоение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по программам технической направленности в центре «Лидер» ГБПОУ «Воробьевы горы».
Оба сообщения ориентированы на педагогическую технологию, хотя это и не проявлено в названии.
Отметим, что дискуссионность являлась отличительной чертой данного семинара.
Это следует считать позитивной чертой, так как постепенно дополнительное образование детей перестраивается на более кодифицированные – хотя и, вместе с тем, свободные – рамки, и это позволит не только грамотно и последовательно обобщить накопленный педагогами гигантский опыт, но и обозначить некие линии дальнейшего развития той деятельности, которая уже сегодня является плодотворной, потенциально готовой к тиражированию в массовую практику, могущей оказать реальную поддержку тем молодым специалистам, которые нуждаются в ней.
Итак, семинар не только продолжил начатую линию, но и заложил основы для продолжения очных форм работы, в том числе более крупных, например, конференции по данным проблемам.