Открытое занятие по театру в Центре «Исток»: дисциплина и внимание
21 ноября 2019 года в Центре «Исток» жюри Конкурса профессионального мастерства «Мастерство и творчество» получило возможность увидеть открытое занятие еще одного участника — Рината Нуриахметовича Мифтяхова.
Педагог обучает юных актеров музыкального театра-студии «Галерка» по программе «Мастерство актера и постановка в музыкальном театре». Программа имеет базовый уровень, занятия по ней проводятся два раза в неделю по 2 часа, одно из них посвящено постановке спектаклей, другое — тренингу актера.
Обучение и работа юных актеров в театре-студии длится шесть лет, учиться и играть в спектаклях могут дети в возрасте от 8 до 18 лет.
21 ноября жюри увидело занятие с 13-14-летними подростками, это был актерский тренинг. Тема занятия — «Взаимодействие с партнером».
Сначала разминка: упражнения, позволяющие разогреть мышцы, прочувствовать их силу, их работу: прыжки, «водолазный костюм», «лифт», «лыжи», «банька» и другие. Затем — «броуновское движение», когда юные актеры движутся по видимости хаотично, но на самом деле в строго определенном порядке, и это не просто ходьба, они выполняют задания педагога, которые помогают познать возможности своего тела и прожить определенную ситуацию: «желе», «воздух», «острые камни», «горячий песок», «тонкий лед», «бумажный человек». При этом сначала педагог просит добавить к движению эмоцию, затем — при помощи передачи мяча — взаимодействие с партнером, произнесение текста.
Ринат Нуриахметович — поклонник голливудской школы актерского мастерства, он не отрицает, что корни ее восходят к системе К.С. Станиславского, но делает акцент на том, что мастера голливудской школы, такие, как Стенфорд Мейснер, Ллойд Ричард, приближают обучение к сегодняшним жизненным ситуациям, и это понятнее детям. Поэтому следующий этап занятия был связан именно с упражнениями, построенными согласно голливудской школе.
Очень интересными эпизодами занятия стали элементы актерского тренинга под названиями «Коммунальная квартира» и «Тарабарщина». Здесь главной задачей юных актеров были выстраивание и проживание конфликтной ситуации. При этом сначала задачу ставил педагог, а ребята могли ее самостоятельно уточнить, а затем такая возможность была предоставлена жюри. Хочется отметить, что эти миниатюры стали самой яркой и эмоциональной точкой занятия.
В ходе работы педагог делал ребятам замечания, строгие и в то же время очень корректные, иногда шутливо направляющие действия в нужное русло. Не случайно, беседуя после завершения занятия с участниками жюри, Ринат Нуриахметович сказал: «Дисциплина и внимание — вот что нужно актеру. Если их нет, ничего не получится».