Открытые занятия по конкурсу «Мастерство и творчество»: звездное небо и английский язык
10 декабря 2019 года состоялись два открытых занятия в рамках Конкурса профессионального мастерства «Мастерство и творчество» — 2019.
На этот раз жюри предстояло оценить работу педагогов дополнительного образования из Центра астрономического и космического образования и Центра социальных компетенций «Диалог наук».
Первое занятие вела Анастасия Константиновна Червякова. Она работает по дополнительной общеразвивающей программе ознакомительного уровня «Исследуем Вселенную». Программа рассчитана на один год, ее объем — 72 часа. Адресаты программы — дети в возрасте от 8-ми до 14-ти лет.
На занятии работали дети 8-11-ти лет. Целью занятия было расширение знаний о малых телах Солнечной системы и методах их исследования. В первые же минуты педагог объединила ребят в пять команд: «Астрономы-теоретики», «Специалисты по астероидам», «Специалисты по кометам», «Специалисты по метеорам» и «Инженеры». Команды выбрали капитанов, которым и было вручено задание. Каждой команде предстояло ответить на несколько вопросов, причем первой должна была выступить команда астрономов-теоретиков, так как их ответы, по сути, являлись подсказкой для остальных команд. Каждая команда также могла задать один вопрос педагогу, чтобы получить еще одну подсказку.
Ответы были разными: кто-то говорил «своими словами», кто-то формулировал полный и детальный ответ, и, конечно, это были дети постарше, явно увлеченные астрономией не первый год.
Затем ребятам было предложено объединить в логические цепочки фотографии малых тел Солнечной системы, их названия и космические аппараты, которые занимались исследованием этих объектов. Последняя часть, связанная с космическими аппаратами, удалась не сразу, но в итоге группа успешно справилась с этим заданием.
Занятие завершилось показом видеоролика, рассказывавшего о том, как именно происходит исследование малых тел Солнечной системы при помощи космических аппаратов (КА). Ребята могли видеть, как работают КА «Хаябуса-2» и «Dawn».
Вдумчивость и увлеченность, сотрудничество и постоянное взаимодействие педагога и детей — вот, пожалуй, те основные характеристики, которыми можно описать работу на занятии по астрономии.
Затем жюри посетило занятие по английскому языку, которое вела педагог дополнительного образования Центра социальных компетенций «Диалог наук» Анастасия Владимировна Тюрина. Разработанная ею программа базового уровня «Основы академического английского языка» рассчитана на два года, заниматься по ней могут дети 14-18-ти лет.
Жюри увидело работу с детьми, которые осваивают эту программу второй год. Тема занятия была связана с актуальными в современном мире проблемами экологии.
Очень важно, что с первых же минут педагог и дети вели диалог на английском языке. Работа началась с введения новых лексических единиц, при этом обучающимся было предложено найти их толкование, представленное также на изучаемом языке. Данный этап занятия подготовил ребят к просмотру аутентичного видео, в котором сочетались фрагменты речи Греты Тумберг, шведской школьницы, которую всерьез волнует проблема глобального потепления, и представителя научной среды.
После просмотра ребята должны были выделить три основные позиции, озвученные в видеоролике, которые позволят любому человеку, вне зависимости от возраста и социального статуса, участвовать в решении экологических проблем. Затем педагог организовала работу в парах: ребята вели диалог о том, как именно они — тинэйджеры — могут повлиять на решение проблем экологии. Выработав некую точку зрения, некие предложения, обучающиеся высказывали их, педагог при необходимости корректировала их речь, напоминала о том, что они должны говорить именно о своих действиях, а не мыслить абстрактно.
После занятия жюри побеседовало с Анастасией Владимировной о ее программе, системе работы с обучающимися. Главной целью педагог считает создание таких условий, в которых подростки могут погрузиться в аутентичную языковую среду: постоянно говорить на языке, просматривать видео, читать и анализировать статьи из английских или американских газет и журналов. Все это позволяет быстро осваивать новую лексику, понимая значение слов и выражений по контексту, без постоянного обращения к словарю.
По сути, занятия по английскому в данной группе — это своего рода мост между общим образованием и вузовским. Именно этим обусловлен круг тем, включенных в программу, а также характер и стиль работы педагога.