«Занять свое место». Интервью с руководителем проекта «Мастерская исполнительских искусств» Театра юных москвичей Андреем Задубровским

В Театре юных москвичей Московского Дворца пионеров интенсивно развиваются проекты «Театр и школа» и «Мастерская исполнительского искусства». Мы поговорили с режиссером Андреем Задубровским о специфике создания школьного театра и о том, как важно расширять школьные театральные учебные программы.

Создание школьного театра — всегда уникальный сюжет, наполненный трудом многих педагогов и учеников. История Театра юных москвичей началась в 1936 г. в Доме пионеров на Стопани. Во время войны кружковцы в составе фронтовых бригад выступали перед бойцами, а в 1945 г. более двадцати ребят получили медали «За оборону Москвы». В 1962 г. пионерская театральная студия переехала в Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах, а в 1966 г., объединив разные театральные направления, стала называться Театр юных москвичей. Среди выпускников ТЮМа гордость российской культуры: режиссеры Леонид Нечаев и Владимир Андреев, актеры Ролан Быков, Игорь Кваша, Сергей Никоненко, певица Тамара Синявская, актрисы Наталья Гундарева и Виктория Толстоганова.

Сегодня театральное направление Московского Дворца пионеров активно развивается под руководством Ассель Борисовны Сабитовой при участии Сергея Викторовича Розова. Большинство спектаклей текущего репертуара поставил талантливый режиссер, выпускник «Класс-центра» Сергея Казарновского и ФБГОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова» Андрей Андреевич Задубровский.

В рамках проекта «Театр и школа» им поставлены произведения школьной программы, не так давно А.А. Задубровский стал куратором программы обучения прикладным театральным профессиям «Мастерская исполнительских искусств». Мы разговариваем об особенностях создания школьного театра и о том, как важно расширять программы обучения школьного театра.

— Андрей Андреевич, какие проекты сегодня входят в Театр юного москвича Московского Дворца пионеров?

В наш ТЮМ сегодня входят несколько проектов: Театр кукол, Вокальный театр «Соловушка», Образовательный театр Сергея Викторовича Розова и уже упомянутая Мастерская исполнительских искусств, где дети могут примерить различные профессии из области театра. У нас есть прекрасные педагоги по эстрадному и академическому вокалу, по художественному чтению, сценическому движению, хореографии, театральному мастерству. Но мы столкнулись с тем, что многие ребята не шутя интересуются еще и сценографией, гримом, техническими театральными специальностями. Поэтому в ТЮМе сегодня студийцы могут подойти к художнику по звуку и поинтересоваться, как работает пульт, как выстраиваются звуковые частоты, как нужно вести спектакль, как прописывается фонограмма. Сейчас наши методисты готовят программы для преподавания различных прикладных театральных дисциплин.

— Школьный театр — вполне типичное нужное дело. В чем особенность театральной традиции Московского Дворца пионеров?

 В начале знакомства мы рассказываем студийцам об известных выпускниках ТЮМа. Такого количества знаменитостей не выпускал ни один другой школьный театр. И ребята понимают, что ТЮМ — отличная живая площадка для старта в реальную жизнь искусства.

Я сам прошел через «Класс-центр» Сергея Казарновского и на себе испытал необходимость сосуществования общего и дополнительного образования. В расписании «Класс-центра» общеобразовательные и дополнительные предметы были перемешаны, и это было здорово. Во Дворце пионеров не так, но, например, в 11-м классе лицея мы набираем театральный класс «Т». Там ребята углубленно занимаются языками, в их учебном плане театральное мастерство, сценическая речь, история театра, проектная деятельность через призму театрального образования. Многие потом поступают в вузы по разным театральным специальностям, но мы не «заваливаем» их конкурсами и фестивалями, они сами решают, что им ближе и нужнее.

Мы рассказываем, в чем отличие мхатовской и вахтанговской школ, школы Малого театра, что нужно готовить разные программы. Предлагаем после 10-го класса пройти творческие испытания и увидеть, сколько эмоций это забирает, какова логистика прослушиваний.

 Какие ваши спектакли идут в ТЮМе?

 Из семнадцати названий сезона 2019-2020 учебного года одиннадцать поставлены мной. Все спектакли сделаны в соавторстве с замечательным хореографом Ниной Владимировной Ермолаевой.

Материал выбирается так: в ТЮМе есть проект «Театр и школа». Его придумал Сергей Викторович Розов. Спектакли там ставятся по произведениям школьной программы. Например, в конце 2019 года группа Татьяны Юрьевны Ронами выпустила спектакль «Мальчики» по сценам из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Невероятно сложный материал подразумевает полное погружение как в произведение автора, так и в эпоху.

Главная задача этого проекта в том, чтобы дети полноправно участвовали в постановке спектакля, разбирались с текстом, с мотивами героев, сами «тянули за разные ниточки». Мой спектакль в рамках проекта «Театр и школа» по «Онегину» они назвали «Таня Ларина»: школьники сказали, что этот роман в стихах про Татьяну. После спектаклей бывают обсуждения. Зрителям нравится, что на сцене ровесники, это располагает к дискуссии.

В Мастерской выбор материала для грядущего спектакля не ограничивается только школьной программой. В этом году мы уже выпустили спектакль «Как это важно…» по мотивам аллегорической повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», приуроченный к 120-летию автора, а сейчас мы готовим премьеру спектакля «Преданная». Это наша фантазия о таком историческом персонаже, как Жанна д’Арк. В 2020 году отмечается столетие канонизации — причисление Жанны католической церковью к лику святых.

Таким образом, студийцы Мастерской сами знакомятся с литературой и историей, работая над спектаклем, многое узнают и делятся знаниями с нашим дорогим зрителем.

 Как Вы находите этику воспитательных моментов?

 Я выпускник вахтанговской школы, курс Владимира Петровича Поглазова. Нас учили: если ты решил связать жизнь с театром, важно оставаться человеком театра. Если выбрал материал — значит, об этом ты не можешь молчать, это переполняет тебя. Когда ставится задача такого этичного осознания, многое отшелушивается. В Москве, насколько мне известно, такого формата для школьников нет: школьный театр, где в тесной паритетной связке с педагогами работают дети.

К примеру, для «Муму» интересный ход нам подсказали коллеги из театра кукол. Мы сделали такое решение, согласно которому девочка, управляющая куклой-собакой, сама играет Муму. Герасим взаимодействует с кукловодом: чешет за ушком, водит на поводке, кормит. А барыня и люд играют с собакой-игрушкой. Герасим увидел в щенке не просто зверушку, а живую душу. Барыню было создать еще сложнее. Она весь спектакль сидит и играет в куклы-копии своих дворовых. Говорит слабым старушечьим голосом, а вокруг все пресмыкаются, боятся до смерти. Когда она сердится на собаку и начинает кричать, мы фоном даем гул бомбардировщика — это придумала наша выпускница Тоня Разумовская. Она 12 лет занималась в ТЮМе, переиграла десятки ролей, набрала высший балл по ЕГЭ, поступила на журфак МГУ. Тоня, как и другие студийцы ТЮМа, соавтор многих спектаклей. По полгода мы работаем с ребятами над спектаклями, все пробуются на все роли, и в процессе репетиций ребенок понимает, что он нашел, занял свое место.

Интервью провела:

Е.В. Ремизова,
специалист по связям с общественностью
ГБПОУ
«Воробьевы горы»
Москва

Добавить комментарий

Войти с помощью: