Образовательные ресурсы театральной педагогики

В статье рассматриваются возможности применения активных и интерактивных методов обучения как инструментов театральной педагогики, способствующих активизации и развитию творческого потенциала воспитанников, представлена характеристика инновационного способа организации театральной деятельности в условиях дистанционного обучения, описаны способы воспитания у обучающихся любви к труду посредством занятий театрально-прикладным творчеством и развития мотивации к занятиям театральной деятельностью в сфере дополнительного образования. Статья будет интересна не только руководителям детских театральных коллективов, но и всем категориям педагогов, реализующих методы театральной педагогики в работе с детьми.

О.А. Арифметикова,
художественный руководитель, режиссер,
Почетный работник образования Российской Федерации,
Заслуженный работник образования Республики Карелия

Е.Г. Кауппинен,
руководитель студии декоративно-прикладного творчества «РаДушка»,
педагог по театрально-прикладному мастерству

А.О. Сухов,
кандидат педагогических наук,
преподаватель театральных дисциплин,
театральный педагог

Театральная педагогика является одним из перспективных направлений развития отечественной системы образования: в настоящее время приемы театрализации активно применяются в разных видах и на разных ступенях образования – в начальной и средней школе, высших учебных заведениях, в дополнительном образовании и др. Это объясняется тем, что «театральная педагогика обладает большим общеобразовательным и эстетическим значением», так как оказывается способной, как считает Т.И. Ланцова, «развивать и корректировать личность слушателя, содействовать активизации жизненной позиции, самораскрытию, рефлексии» [5, с. 58].

Важным преимуществом театральной педагогики является то, что использование ее методов позволяет сделать учебно-познавательную деятельность обучающихся более активной и интерактивной. По мнению Т.А. Бороненко «к методам активного обучения относят деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, кейсов, метод мозгового штурма, метод проектов» [3, с. 232]. Л.А. Пескова методами интерактивного обучения считает групповые дискуссии, работу с интерактивным учебным материалом, индивидуальные или групповые консультации, общение по электронной почте, в чате, различные виды интерактивного контроля знаний (телеконференции, онлайн-тесты, групповые проекты, индивидуальные файлы с заданиями), предоставление обратной связи (…) в процессе обучения, возможности повторного обращения к учебным материалам» [6].

Перечисленные методы представлены в методологии современной театральной педагогики и используются как инструментарий для развития общей культуры, культуры чтения, эстетики, аналитических и коммуникативных способностей, индивидуальности и личностных качеств человека. Методы интерактивного обучения можно отнести и к методам театральной педагогики, так как дискуссия и консультация – часть алгоритма работы режиссера с актером, а обозначенный «групповой проект» – в театре не что иное, как спектакль, театрализованное представление или капустник. Кроме того, театральная педагогика обладает потенциалом в организации дистанционного обучения как одного из наиболее перспективных форматов учебно-познавательной и творческой деятельности.

В данной статье на примере театральной деятельности театра-студии «Атриум» (рис. 1) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Центр образования и творчества «Петровский Дворец» (г. Петрозаводск, Республика Карелия) представлен опыт традиционного и инновационного использования методов активного/интерактивного обучения, расширяющий возможности их применения с учетом реалий и вызовов сегодняшнего дня.

Рис. 1. Театр-студия «Атриум» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Центр образования и творчества «Петровский Дворец» (г. Петрозаводск, Республика Карелия)

Театр-студия «Атриум» создана в 1985 году (далее – Студия). В течение почти 40 лет, занятия в Студии организованы в соответствии с программой О.А. Арифметиковой «Театр – школа познания и общения» [1], где основными дисциплинами являются: актерская грамота, сценическая речь, хореография, театрально-прикладное мастерство. Программа обладает широкой мультипликативностью: по ней работали и работают педагоги дополнительного образования, занимающиеся театральной деятельностью, в том числе – педагоги и сотрудники «Петровского Дворца»: А.А. Тихомирова, Н.В. Воронцов, А.П. Тарарыкин, Н.А. Вахтерова, Л.Г. Зайцева, Д.Г. Кострова, М.В. Острецова и др. Цель программы – «раскрытие потенциала личности ребенка в творческом процессе посредством приобщения к искусству театра» [1, с. 6].

Одной из особенностей программы является организация занятий с опорой на этюдно-импровизационный метод, представляющий собой усовершенствованный О.А. Арифметиковой этюдный метод К.С. Станиславского. Этюдно-импровизационный метод предполагает работу обучающихся над этюдами как непрерывную импровизацию и творческий поиск, «мозговой штурм» для решения поставленных режиссером задач. Данный метод позволяет «идти от особенностей ребенка, выявить, раскрыть и развить его индивидуальные особенности в играх, упражнениях», а также погрузить его в предлагаемые обстоятельства, «чтобы он, учитывая их, действовал так, как ему это свойственно «сегодня, здесь, сейчас»» [1, c. 19-20] и находился в постоянном актерском тренинге. Благодаря этюдно-импровизационному методу в Студии творческий процесс начинается с этюдов, разыгрывая которые все юные актеры могут «примерить на себя ту или иную роль», а затем «написать на листочках свое видение распределения ролей и кого бы они сами хотели сыграть» [2, с. 3]. (рис. 2-5)

Рис. 2-3. Тренинг, «мозговой штурм», этюдная импровизация и оглашение результатов распределения ролей в новый спектакль среди младшего и старшего составов труппы театра-студии «Атриум»

Связующую роль в реализации творческих и педагогических аспектов программы «Театр – школа познания и общения» играют традиции коллектива, сохранение и преумножение которых позволяет обучающимся не только погружаться в мир театрального искусства, но и совершенствовать навыки командной работы, развивать личностные качества, умение общаться друг с другом, несмотря на различия в возрасте. Так, с момента основания Студии в ней действует традиционная для творческих коллективов система наставничества и преемничества: старшие обучающиеся «учат и опекают младших, а те, в свою очередь, своей неугомонностью, бурной фантазией и искренним интересом не дают старшим потерять детскую непосредственность и «встать на котурны» [2, с. 9].

Рис. 4-5. Тренинг, «мозговой штурм», этюдная импровизация и оглашение результатов распределения ролей в новый спектакль среди младшего и старшего составов труппы театра-студии «Атриум»

Другая традиция коллектива – организация досуговых мероприятий, а именно клубных дней и театральных капустников. (рис. 6-9)

Рис. 6-7. Клубные дни и капустники (справа по часовой стрелке): «Давайте познакомимся!», «Новый год!», Открытие и Закрытие театрального сезона

Клубные мероприятия в Студии – одна из ведущих форм театральной деятельности, способствующая созданию коллектива единомышленников, творческой атмосферы, организационного разнообразия свободного времени и развитию мотивации обучающихся к театральным занятиям [1]. Досуговая активность позволяет юным актерам проявить самостоятельность, поскольку решение задач по организации того или иного события полностью переходит под ответственность «атриумовцев». Дети учатся придумывать сюжеты капустников, наполнять их творческим содержанием (конкурсами, играми, театральными упражнениями), сочинять пьесы и оформлять сценические адаптации художественных произведений, переосмысливать и по-новому разыгрывать сцены из репертуарных спектаклей театра, подбирать или создавать реквизит, костюмы, декорации и т.д. Подобная деятельность дает обучающимся Студии возможность проявить лидерские качества, раскрыться в неожиданной или желаемой для себя роли, узнать много нового не только о театре, но о себе и своих сценических партнерах, что позволяет достичь первостепенных педагогических целей – расширения человеческой картины мира и воспитания гармонично развитой личности.

Рис. 6-7. Клубные дни и капустники (справа по часовой стрелке): «Давайте познакомимся!», «Новый год!», Открытие и Закрытие театрального сезона

К уже изложенному следует добавить главную инновационную разработку педагогов Студии – курс дистанционного обучения театральному искусству «Театр начинается!» [10]. В команду разработчиков курса вошли педагоги дополнительного образования высшей категории Петровского Дворца (авторы статьи), педагог-организатор методического центра «Призма», руководитель технической службы поддержки курса на портале дистанционного обучения «Петровского Дворца» – М.Ю. Кузьмичева. Организационную и материальную поддержку обеспечил административный сектор Центра образования и творчества, оснастив команду необходимым оборудованием, предоставив доступ к технической и электронной базе учреждения (платформе управления обучением «Moodle»). Курс дистанционного обучения театральному искусству «Театр начинается!» (далее – курс «Театр начинается!») был успешно апробирован в 2022 году А.О. Суховым [9] и по ее результатам с 2023/2024 учебного года был включен в образовательный процесс Студии как «первый комплекс дистанционного обучения театральному искусству» в системе дополнительного образования Республики Карелия [8, с. 257]. (рис. 10-12)

Рис. 10-11. Дистанционный комплекс по изучению театрального искусства «Театр начинается!»

В целом курс «Театр начинается!» представляет собой учебно-методический комплекс дистанционного обучения театральному искусству, в содержание которого включены видеолекции, видеотренинги, задания на активную работу обучающихся и интерактивные упражнения, с возможностью обсуждения в онлайн-режиме достигнутых результатов с педагогами и между собой в чатах курса или по электронной почте после прохождения каждого этапа обучения.

Рис. 11. Дистанционный комплекс по изучению театрального искусства «Театр начинается!»

Курс «Театр начинается!» решает следующие задачи:

  • знакомит обучающихся с краткой историей мирового театра;
  • формирует у них представления о строении сценического пространства в театре;
  • показывает юным актерам значение театрально-прикладного мастерства, овладение которым обеспечивает «воспитание творчески активной личности через занятия декоративно-прикладным творчеством» [4, с. 2];
  • формирует у них основы теоретических знаний в области театра и практических навыков актерского мастерства.

Содержание учебных разделов (модулей) курса («История театра», «Сцена», «Театрально-прикладное мастерство», «Актерское мастерство», «От пьесы до спектакля») включает задания и упражнения [7], выполняя которые обучающиеся закрепляют пройденный теоретический материал и приобретают новые знания, умения, а также совершенствуют приобретенные в курсе очного обучения практические навыки.

Важно отметить, в процессе обучения в Студии используются демонстрационные материалы, оформленные на базе ресурсов и методических разработок, созданных и накопленных педагогами за годы ее существования: игры, упражнения по сценической речи, актерскому мастерству, фотографии и видеозаписи спектаклей; фотографии бутафории, реквизита, костюмов, грима. Более того, в курсе «Театр начинается!» предусмотрена возможность содержательного дополнения и изменения в зависимости от запроса учащихся (увеличение/уменьшение количества модульных разделов, видеолекций и видеопрактикумов, интерактивных заданий и упражнений), что подчеркивает универсальность его структурной модели.

Отличительной характеристикой курса «Театр начинается!» является предоставление каждому обучающемуся возможности осуществлять учебно-познавательную деятельность не только в рамках регламентированного расписания, но и самостоятельно определять время прохождения заданий и выполнений упражнений в личном кабинете удобное для занятий время.

При этом все обучающиеся могут поддерживать общение друг с другом, обсуждать задания, а также, при необходимости, связываться с педагогами и службой технической поддержки, чтобы выразить свое мнение о курсе. Приведем несколько примеров: «Мне очень понравился курс. Очень интересно было писать кроссворд, слушать лекции, записывать разминку и другое» (Ксения А.); «Для меня самым увлекательным был раздел «Театрально-прикладное мастерство». Мне было очень интересно воплощать свой эскиз персонажа в жизнь. На мой взгляд, у меня здорово получилось создать образ выбранного мною персонажа Анидаг из художественного фильма «Королевство кривых зеркал» путем средств декоративной косметики и грима. Также было познавательно смотреть различные видеоролики из разных разделов курса и выполнять задания» (Алевтина Ш.); «Мне было интересно заниматься на данном курсе (и он занимает немного времени). Материал был понятен и доступен (на простом языке)» (Марк Н.).

Единственная трудность, с которой сталкиваются обучающиеся – интернет-соединение: в ситуации неустойчивой связи объемные материалы курса медленно загружаются. Однако в условиях стабильной подключаемости курс работает без перебоев. В остальном, согласно экспертной оценке кандидата филологических наук, руководителя «Большого Экспериментального студенческого театра» (БЭСТ) Петрозаводского государственного университета – Н.П. Шабликовой, – курс «Театр начинается!» «всесторонне знакомит обучающихся с театральным искусством, может быть применен в обучении как учащихся школ, так и студентов, занимающихся в театральных студиях, что в свою очередь, способствует развитию и совершенствованию так называемых “soft skills” – надпрофессиональных навыков, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми» [12].

Особое внимание в образовательной деятельности в Студии уделяется трудовому воспитанию обучающихся. При постановке спектакля юные актеры самостоятельно создают элементы костюмов, декораций, бутафорию, что приучает их ценить не только собственный, но и чужой труд (ведь впоследствии может возникнуть необходимость, чтобы кто-то из младших или старших «атриумовцев» воспользовался тем или иным костюмом, реквизитом и, осознав, что он был сделан руками партнеров по сцене, бережно с ними обращался). Работы участников коллектива Студии часто демонстрируются на выставках и принимают участие в конкурсах театрально- и декоративно-прикладного творчества, занимая призовые места благодаря тому, что все работы исполняются в необычных прикладных техниках: пейп-арт, конструирование, текстильное шитье и др. Последняя работа одного из воспитанников, выполненная под руководством Е.Г. Кауппинен в технике исполнения «Папье-маше», – «Таратул Южнорусский», – получила диплом победителя в творческом конкурсе «Вот такие пауки», проведенном Государственным природным биосферным заповедником «Ростовский» в рамках Международной акции «Марш парков-2024» под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (рис. 13-14).

Рис. 13. Воспитанники театра-студии «Атриум» поздравляют партнера по сцене с победой в творческом конкурсе работ по театрально-прикладному мастерству
Рис. 14. Работа победителя творческого конкурса
«Вот такие пауки»

Учитывая диджитализацию современной образовательной среды, каждое событие и достижение обучающихся и педагогов театра-студии «Атриум» освещается в официальной группе коллектива в международной социальной сети «VK.COM» [11]. Примечательно, что паблик ведется выпускниками театра-студии, которые всегда интересуются жизнью коллектива даже по окончании общеобразовательной программы «Театр – школа познания и общения». Это, на наш взгляд, является одним из показателей эффективности сочетания традиционных и инновационных инструментов театральной педагогики, с помощью которых подрастающему поколению граждан России прививается чувство прекрасного, расширяется кругозор, формируется позитивное отношение к коллективной творческой активности и театральной деятельности, к труду.

Литература

  1. Арифметикова О.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр – школа познания и общения»: рабочая программа // Петровский Дворец [Электронный ресурс]. – URL: https://r1.nubex.ru/s11806-16d/f8763_41/%D0%A0%D0%9F_%D0%94%D0%9E%D0%9E%D0%9F_%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%20-%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%202024.pdf (дата обращения: 02.06.2024). 
  2. Арифметикова О.А. Какие хорошие выросли дети… // Детский театральный журнал [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/@atrium_ptz-kakie-horoshie-vyrosli-deti (дата обращения: 02.06.2024).
  3. Бороненко Т.А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. № 1. С. 227-243.
  4. Кауппинен Е.Г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по дисциплине «Декоративно-прикладное творчество»: «РАДУШКА» // DTDU.RU [Электронный ресурс]. – URL: http://dtdu.ru/images/radushka.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
  5. Ланцова Т.И. Применение элементов театральной педагогики в сфере дополнительного профессионального педагогического образования // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. С. 57-61.
  6. Пескова Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в Интернет-обучении: дисс. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2006. 165 с.
  7. Презентация дистанционного комплекса курса «Театр начинается!» // Drive.Google [Электронный ресурс]. – URL: https://drive.google.com/file/d/1rMzI4fTjK9RXqRTrLaDAMspt7TxOrhyt/view?usp=sharing (дата обращения: 01.08.2024).
  8. Сухов А.О. Изучение театрального искусства и реализация театральной творческой деятельности онлайн (на примере дистанционного курса «Театр начинается!») // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 252-259.
  9. Сухов А.О. Опыт дистанционного изучения основ театрального искусства (на примере апробации дистанционного курса «Театр начинается!») // Наука и школа. 2022. № 6.
     С. 248-258.
  10. «Театр начинается!»: Дистанционный курс // Портал дистанционного обучения МОУ «Петровский Дворец» (система управления обучением Moodle) [Электронный ресурс]. – URL: http://edu-pd.karelia.ru/course/view.php?id=15 (вход только для зарегистрированных пользователей) (дата обращения: 21.07.2024).
  11. Театр-студия «Атриум» // VK.COM [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/atrium_ptz (дата обращения: 25.07.2024).
  12. Шабликова Н.П. Рецензия на авторский обзорный курс по театральному искусству «Театр начинается!» // Google Disk [Электронный ресурс]. – URL: https://drive.google.com/file/d/1dtQcOj0AUNk-ZzZFYG6yjrTaMhiINGmh/view?usp=sharing (дата обращения: 28.07.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: