Без Поэзии не бывает Детства! В столице прошел конкурс «Поэтическая юность Москвы»-2020

С ноября 2019 года по апрель 2020 для столичных школьников проходил конкурс юных поэтов Москвы. Мы поговорили с куратором конкурса Мариной Шкробовой-Верналис о том, кто они — поэты XXI века.


Краткая справка:

Марина Шкробова-Верналис, старший методист Отдела профессионального развития кадров ГБПОУ «Воробьевы горы», кандидат педагогических наук, поэт, член Союза писателей России, автор международного проекта «Поэтический салон Марины Верналис».


— Марина Альбертовна, в век новых технологий, дистанционного обучения и soft skills тяжело представить юного поэта. Есть ли сегодня интерес у школьников к поэзии?

 Вспомните, все в раннем детстве благосклонны к поэзии: удивляются ее ритмичному звучанию, хотят выучить стихи наизусть, чтобы произвести впечатление на родителей, друзей, на Деда Мороза! Потом, в школе, этот интерес угасает. К сожалению… Но всё-таки остается та часть ребят, которым интересно поэтическое слово, которым оно «по душе». Вот такие и приходят к нам на конкурс.

Поэтическая юность Москвы

— Расскажите о конкурсе «Поэтическая юность Москвы». Для кого он создан и как возникла идея создания?

 Свою главную задачу мы видим в том, чтобы вдохновлять на творчество и представлять городу новые имена юных поэтов Москвы

Поэтических конкурсов в Москве и в России сейчас очень мало, это трудный для оценивания вид творчества и потому чаще встречаются конкурсы чтецов, где в большей степени звучат стихи признанных временем и обществом поэтов. Помните, у Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Тем актуальнее звучит наш конкурс для самореализации наших творческих детей в современном деловом и непоэтическом мире.

Второй год конкурс литературного творчества «Поэтическая юность Москвы» проходит в рамках Городской конкурсной программы «Новые вершины», входящей в Городской план мероприятий системы Департамента образования и науки города Москвы. В этом году возраст участников — с 10-ти лет до 21-го года. Дети до 10-ти лет участвовали вне конкурса. Участвовать можно было в одной или сразу в нескольких номинациях  выбор делали сами дети.

Поэтическая юность Москвы

— По каким номинациям проходил конкурс?

 Мы старались дать ребятам простор для творчества и заявили 7 номинаций: «Пейзажная лирика», «Любовная лирика», «Гражданско-патриотические стихотворения», «Детские стихотворения», «Стихотворение для песни», «Экспериментальная поэзия».

— Какие номинации стали наиболее востребованными?

— Самые многочисленные по заявкам это «Пейзажная лирика» и «Детские стихотворения» у младшей возрастной группы. У старшеклассников  «Любовная лирика» и «Гражданско-патриотические стихотворения», ведь поэзия — это преимущественно высокий стиль.

Очень мало, к сожалению, пришло на конкурс стихов для песен. Оказалось, что это непростой жанр. А вот экспериментальная поэзия очень ярко представлена участниками этого года. Собственно, в экспериментальной поэзии и выражают ребята свой внутренний огонь, остроту чувств, бунтарство против привычности восприятия мира и себя в этом мире.

Поэтическая юность Москвы

— Принято считать, что стихи для девчонок, так ли это?

 Не соглашусь (смеется, прим. редактора). Замечаю, что в нашем конкурсе много мальчишек-поэтов! Почти поровну мальчиков и девочек в каждой возрастной группе! Яркие, уникальные, талантливые!

Поэтическая юность Москвы

— Как проходит знакомство с участниками?

 Мы могли бы оценить наших конкурсантов и заочно, по присланным письменным работам, но нам интересно познакомиться с участниками как с личностями, как с поэтами. Узнать, каких авторов они читают и почитают, какие у них любимые поэтические строки и есть ли они, что их вдохновляет на собственное поэтическое творчество. Поэтому у нас второй год проходят публичные слушания юных поэтов Москвы, прежде чем жюри сформирует свое экспертное мнение по каждой возрастной группе.

— Расскажите о жюри конкурса.

 Жюри  эксперты высокого класса. Это члены Союза писателей России, Члены Союза переводчиков России, руководители авторских молодежных проектов, несущие всем своим творчеством поэтическую культуру в мир.

Поэтическая юность Москвы

Знакомьтесь: Ирина Ковалева и Иван Белокрылов  поэты, переводчики, журналисты, руководители двух международных поэтических фестивалей: «Генуэзский Маяк» и «Степная Лира», лауреаты Международных премий в области литературы и художественного перевода. Василий Попов Секретарь Союза писателей России, лауреат Бунинской и Лермонтовской литературных премий, обладатель гран-при международного литературного фестиваля «Золотой витязь». Илья Ефремов, поэт, основатель и руководитель молодежного проекта «Авторы». Анатолий Волчек, эксперт в сфере молодежного творчества, популяризатор поэзии, музыкант, педагог, федеральный тренер института молодежной политики. Владимир Масалов, поэт, Секретарь Правления Союза писателей России, руководитель литературного объединения поэтов-дипломатов в Министерстве иностранных дел России «Отдушина», автор 25 сборников стихов, Лауреат многих российских и международных премий, дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол России.

— Как проходит творческая часть конкурса?

 Наши очные публичные слушания  это всегда диалог старших и младших, опытных и юных. Я считаю наш конкурс добрым по своей сути, где самое главное услышать себя и других, понять, что рядом такие же талантливые и уникальные люди, как ты сам, и захотеть учиться, расти, совершенствоваться.

На наших встречах я напоминаю ребятам прозаическую цитату из М. Цветаевой: «Гений равняется: талант плюс воловий труд!» Это важно понять как можно раньше и принять как свой жизненный девиз.

Случаются и такие участники, кто приходит брать победу, как говорится, «слету». Не напрягаясь, без уважения к другим конкурсантам. (Даже были моменты плагиата из классиков, в надежде, что жюри не заметит). Но живая беседа с публикой все ставит на свои места  отношение чувствуется!

Поэтическая юность Москвы

 Какой он, юный поэт Москвы?

— Педагоги отмечают, что еще в пятом классе дети могут с интересом читать «Бородино» Лермонтова, а дальше  беда! Если не задано учителем, то стихи сами не читают, а тем более не учат наизусть. Не умеют и не хотят находить стихи по выбору. Что совершенно не скажешь о наших ребятах: на конкурс приходят влюбленные в поэзию дети. Им есть, что сказать и есть кому подражать. Цитируют любимых поэтов и критически оценивают свои стихи, считая, что лучший стих  только что рожденный! Интуитивно вобрав чувствование философских законов, отрицают ценность своего «раннего» творчества, поднимаясь, шаг за шагом, на новую, зрелую ступень.

Так, например, Константин Соха, ставший победителем в старшей возрастной группе в прошлом году, откровенно признался: «После того, как прошел год, мое стихотворение „Фата-моргана“ кажется абсолютно посредственным подражанием классикам модерна». Такая вот самокритичность! Кстати, для прочтения на очном слушании в этом году он выбрал совсем недавно написанное посвящение Марине Цветаевой. И, надо сказать, что это очень глубокое стихотворение, дающее осмысление всей судьбы великого Голоса русской Поэзии.

Для нас, организаторов конкурса, важно то, что несколько человек во второй раз приняли участие в конкурсе, понимая, что нашли площадку для поэтической самореализации и сообщество сверстников, которые разделяют их любовь к поэзии. Варя Вронская со сцены так и сказала: «Я думала, что я одна такая „ненормальная“ в своей любви к поэзии, а здесь целый зал таких же как я!».

А тот же Костя Соха добавил: «За этот год я изучил теорию стихосложения, прочитал гениев Серебряного века от корки до корки. М.Л. Гаспаров, в пределах досягаемости, был зазубрен до дыр, а лекции Дмитрия Быкова стали такой же обязательной частью моего рациона, как суп и салат. Я даже позволил себе посягнуть на святое и перевел кое-что из Анны Ахматовой на английский, чтобы закалить себя как поэта. У моего папы была только одна авторская книга, где стихи  это, скорее, случайность, а я уже предвижу свой первый сборник стихов и думаю назвать его «Стихи Сохи». Вот так рождаются Мечты, и дай бог, чтобы наша причастность их осуществлению была окрыляющей!

Поэтическая юность Москвы

Во время наших публичных слушаний я стараюсь задавать недетские вопросы ребятам: о смысле жизни, о том, как они чувствуют свое предназначение. А какие глубокие философские ответы они дают о творчестве, о жизни, о поэзии!

Член жюри, Ирина Ковалева, поделилась своими впечатлениями от встречи с юными поэтами: «Младшие  до 10 лет идут вне конкурса. Но и тут свои профессионалы обозначились! Маша Держаева пришла с книжкой о котопришельцах  лихо закрученный сюжет, а иллюстрации какие! Сочиняла вместе с сестрой Анастасией.

Поэтическая юность Москвы

Сонечка Чернышёва  без книжки, но со стихами на ту же тему: «Завтра снова он проснется, в доме все перевернет». Потрясающие стихи посвятил Ю. Гагарину совсем маленький кадет Даня Володькин.

Поэтическая юность Москвы

Запомнила на сцене девочку в русском сарафане. Это Варя Вронская, 11 лет. Услышала народные песни ещё маленьким ребенком, и всё в ней встрепенулось. В восемь лет пришла в музыкальную школу. Сама! «Хочу петь», говорит. И вот поет. А через песню пришла и к стихам. Ведь народная песня о родине, о связи с нашим прошлым, с предками. Это ее слова. И прочитала Варя стихотворение о том, как солдаты на фронте просили Русланову спеть песню «Валенки». Хорошее очень стихотворение, прекрасно написанное и прочувствованное до последнего слова.

Поэтическая юность Москвы

Катя Серебрякова порадовала сказкой в стихах в духе Леонида Филатова о зайце под горой, очень смешной. А возраст примерно тот же, что и у Вари, младшая категория.

Поэтическая юность Москвы

Настя Васильчикова прочитала замечательное стихотворение о том, как Москва возрождалась после набега завоевателей. Дедушка ей помогал в его написании. Очень приятно видеть родителей, бабушек и дедушек в зале. Семейная творческая среда  это огромная сила!

Степан Королев посвятил стихи погибшему в 18 лет старшему другу, написал их от его лица. Друг был романтиком, влюблялся: «Рыжая, твои волосы разрезали жизнь на полосы». Как бы не из-за этой рыжей, не ответившей на чувства, друг и погиб. Но мы не стали уточнять.

Ира Новикова озвучила стихи о Книге Бытия! Полина Белкина прочитала сонет собственного сочинения. У Ивана Ямполя в метро ползет туннельный червь. У Мирослава Кисличенко в детских стихах рычуны рычали, кричуны кричали. Саша Кузякина сочинила балладу о счастливой семье, потерявшей отца в блокаду. Умирая, он говорит: «Хочу я, дети, вам сказать: ты вся в отца, а ты весь в мать». В том смысле, что жизнь продолжается.

Поэтическая юность Москвы

Яна Читайкина в стихах заявила, что не нужна ей любовь как букет, подаренный обратно в лицо. Здорово, просто гениально выступила Аня Иванова! Помимо прекрасных стихов (Аня из ДЮЦ «Пресня», воспитанница Анны Ямпольской), она ещё и пишет и исполняет песни. Я видела ее выступления в ЦДЛ на поэтических вечерах «На перекрестках двух миров».

Абсолютно потряс победитель прошлогоднего конкурса Константин Соха. Ему недавно исполнилось 18 лет. Очень яркое и глубокое стихотворение прочитал о Цветаевой  обо всем в ее жизни, вплоть до ухода, и на таком лёгком дыхании написано. Любит стихи моего Учителя в Поэзии, Евгения Винокурова, цитирует наизусть. Мне обрадовался, счастью своему не верил: встретить ученицу любимого поэта! После прошлогоднего триумфа остался не доволен собой, проштудировал все книги о поэтике и стихосложении, В. Брюсова, Н. Гумилева и т.д., очень хорошее напутствие сказал ребятам, прочитал потрясающее стихотворение В. Брюсова. Отметил, что большинство представленных на конкурс стихов написано пятистопным ямбом. Феерический юноша и очень талантливый!«.

Поэтическая юность Москвы

— Теперь мы видим, что юные поэты Москвы — романтики, мечтатели и очень творческие ребята!

— Поэзия  это чувства! Те чувства, которые родились и ещё будут рождаться после нашей встречи. На следующий день, когда публичные чтения уже завершились, мне позвонил участник конкурса Антон Чобот, сказал, что увидел и услышал столько талантливых ребят, и ему захотелось создать литературный журнал или альманах, чтобы не расставаться.

Действительно, расставаться не хочется! Впереди у нас Большой поэтический концерт и церемония награждения победителей. Правда, жизнь вносит свои коррективы и отодвигает дату нашей встречи, но это не повод для печали. Просто это время для творчества, для создания новых стихов, ведь самое лучшее стихотворение  это то, что родилось сейчас!

Интервью провела

А.Ю. Свинцицкая,
ведущий специалист
Отдела профессионального развития кадров
ГБПОУ «Воробьевы горы»,

редактор портала prodod.moscow и журнала «Про_ДОД»

Добавить комментарий

Войти с помощью: