3D-моделирование и культура Японии: открытое занятие конкурса «Мастерство и творчество»
В рамках конкурса «Мастерство и творчество» 12 декабря 2020 года состоялось еще одно открытое занятие. Его провел педагог дополнительного образования и педагог организатор Центра технического образования Глеб Вадимович Горбатов. Занятие проводилось на платформе Microsoft Teams.
Программа, по которой работает Глеб Вадимович, называется «Конструирование с 3D-ручкой». Она имеет ознакомительный уровень, рассчитана на один год, возраст обучающихся от 6-ти до 9-ти лет. Цель программы – создание условий для моделирования и конструирования посредством 3D-ручки. Однако в современных условиях, когда обучения проводится в дистанционном режиме, применять 3d-ручки не удается: не у всех они есть дома, в то время как на занятиях во Дворце ребятам они выдавались. Поэтому Глеб Вадимович поставил на время дистанционного обучения следующую задачу: развить пространственное мышление детей, необходимое для 3D-моделирования, а для этого научить их создавать объемные предметы из бумаги.
Темой открытого занятия стал один из разделов японского искусства оригами: «Киригами». В краткой презентации Глеб Вадимович объяснил, что по-японски «кири» означает «резать», а «гами» – переводится как «бумага». Для того, чтобы дети могли затем практически познакомиться с этим искусством, им была представлена модель кусудамы – лекарственного шара. Теперь он создается из пирамидальных элементов, которые получаются при помощи особых правил сгибания квадратного листа бумаги, но в древности и в средневековой Японии этот шар представлял собой комплекс благовоний и лекарственных растений, который подвешивали внутри дома.
Глеб Вадимович объяснил детям, что части кусудамы скрепляются чаще всего без использования клея, склейка применяется лишь иногда, и на этом занятии она применяться не будет. «Кусудама – часть модульного оригами», – подвел он итог теоретической части занятия. Затем произошло переключение на другой экран, позволяющий демонстрировать стол, на котором будет разрезаться и складываться бумага, и руки педагога крупным планом – один из действенных, набирающих силу сегодня, в условиях дистанционного обучения, приемов работы.
Из трех разноцветных листов бумаги формата А4 было необходимо сделать шесть квадратиков. Технология демонстрировалась пошагово, неоднократно, педагог отвечал на вопросы ребят, корректировал их действия при необходимости. Шла неспешная, спокойная работа – все в духе японской культуры. Перед тем, как дети начали сгибать и разрезать листы А4, была проведена гимнастика для пальцев.
В середине занятия Глеб Вадимович переключил детей не только на действия руками, но и на мыслительную работу: «Сколько квадратиков необходимо для трех кусудам? Сколько листов бумаги для этого понадобится? А если мы будем делать восемь кусудам? Сколько нужно квадратов и сколько листов бумаги?». Эти вопросы позволили детям активизировать свои математические способности.
Снова разминка для пальцев и кистей рук, а затем сгибание пирамидальных форм – заготовок для будущей кусудамы. Когда в конце занятия педагог спросил, как называется тот предмет, который будет изготовлен, дети дали волю своему веселью и назвали много интересных вариантов, однако затем дали верный ответ.
Пока дети отдыхали на перемене, жюри задало Глебу Вадимовичу несколько вопросов, отвечая на которые, он пояснил, что данная программа – это одно из средств подготовки обучающихся к участию в чемпионатах JuniorSkills по 3D-моделированию. Он отметил, что с этой целью в сентябре, когда занятия проходили в традиционном режиме, он давал задания, связанные с командообразованием, и сразу выявлялись лидеры, увлеченные и те, кто просто пришел. Теперь – в дистанционном режиме – последняя категория практически не выходит на занятия. В завершение Глеб Вадимович подчеркнул, детям больше всего нравится при освоении программы возможность свободного творчества, минуты для которого он всегда отводит в конце занятий.