Любовь Кузьминична Балясная: «Проблема организации внеурочного времени детей издавна волновала прогрессивных педагогов»

К 100-летию дополнительного (внешкольного) образования мы поговорили с Любовью Кузьминичной Балясной, которая рассказала о принципах и подходах к внешкольной работе в советский период, и о той роли, которую играл Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах в масштабах всей страны.


Краткая справка: Любовь Кузьминична Балясная, государственный и комсомольский деятель, кандидат педагогических наук. В 1958-1964 годах – секретарь ЦК ВЛКСМ. В 1960-1964 годах – Председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации. С 1964 по 1987 год – заместитель министра просвещения РСФСР, член редколлегии журнала «Вожатый», автор трудов по педагогике. Награждена правительственными наградами: медалью им. Н.К. Крупской, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета».


Конечно, в СССР большая часть внешкольной работы с детьми шла через пионерскую и комсомольскую организацию. Была выстроена система работы с детьми вне уроков и наше государство стало законодателем мод в вопросах внешкольной работы во всём мировом сообществе. А Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах стал центром этой работы.

Именно в залах Дворца проводились Пленумы ЦК ВЛКСМ, проходили церемонии вручения Премий Ленинского Комсомола, всероссийские слеты и конференции. Именно Дворец стал экспериментальной базой по созданию и изучению опыта внешкольной работы для всей страны.


С особой гордостью Любовь Кузьминична рассказывает о научно-методической конференции по проблемам пионерского движения, проходившей 5-8 февраля 1963 года во Дворце пионеров. Её девизом стала ленинская фраза: «…Организация детей – это лучший путь воспитать коммунаров». Гордость ее исполнена масштабом задач, к решению которых она была причастна и радостью этой работы!


На конференцию собрались пионерские вожатые, педагоги, представители пионерских, комсомольских и партийных организаций, министерств и ведомств, руководители предприятий, деятели литературы и искусства, герои труда. Среди 1200 делегатов конференции были делегации пионерских работников Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Кубы, Демократической Республики Вьетнам, Польши, Монгольской Народной Республики, Чехословакии, а также представители детских организаций Бирмы, Гвинеи, Мали, Финляндии.

Задачей конференции было познакомить педагогическую общественность с передовым опытом работы лучших пионерских коллективов, обменяться опытом работы с детьми с зарубежными коллегами. В гостях у делегатов съезда побывали видные деятели науки и техники, литературы и искусства, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин.

Одним из основных докладов конференции стал доклад Академии педагогических наук «Педагогическая наука и проблемы пионерского движения», с которым выступил Иван Андреевич Каиров, президент АПН РСФСР. Он отметил, что роль взаимообогащения педагогической теории и практики особенно велика теперь. Именно из опыта пионерской организации педагогика черпает благотворные идеи развития самодеятельности детей, вовлечение их в труд на общую пользу, самоуправления, создания ученических коллективов. Творческая педагогическая работа комсомольских вожаков помогает росту новых кадров учительства, внешкольных работников и кадров педагогической науки.

Иван Андреевич в своем выступлении говорил о том, как педагогическая наука может помочь успешному решению задач, стоящих перед пионерской организацией в настоящее время. О том, как выстроить систему обучения, трудовой подготовки и воспитания на основе Закона об укреплении связи школы с жизнью, о воспитании в труде и о новых исследованиях в области возрастных особенностей развития детей и подростков. О важности всестороннего знания реальной жизни и запросов каждого пионера для успешной работы всех воспитателей, вожатых, пионерских советов.


Любовь Кузьминична и сама выступала на этой конференции, но доклад Каирова до сих пор в ее сердце. Она считает, что во многом он актуален и для современного дня.


Главные подходы можно и нужно использовать сейчас для воспитания подрастающего поколения: глубоко изучать реальное положение дел, работать на результат, создавать возможности для самореализации каждого ребенка.

С 1965 года глубоко прорабатывалась тема использования свободного времени ребёнка в интересах ребёнка с целью воспитания и творческого развития. Акценты делались на единство учебной и внеучебной деятельности, включение каждого в различные виды деятельности, с учетом возраста и потребностей конкретного ребёнка, на системное проведение массовых мероприятий по всем направлениям и выявление талантливых детей в каждом направлении.

Внешкольные учреждения становились центрами досуга, укреплялись их связи со школами, подключались силы творческой интеллигенции. И сама тема досуга школьников зазвучала по-новому. Воспитание детей было важной государственной задачей. Потому все решения принимались консолидировано Министерством просвещения РСФСР, ЦК ВЛКСМ и Академией педагогических наук. Это очень важный триумвират. Более того, Министерство просвещения очень часто обращалось за поддержкой в другие отраслевые министерства и всегда находило её.

Существовала система перспективного планирования массовых мероприятий: слёт школьных лесничеств, слет ученических производственных бригад, слеты городских трудовых объединений, спартакиады, олимпиады. И главным в цепочке педагогических действий был не сам слёт, а вся система воспитания детей по различным направлениям. Воспитание ребёнка в интеллектуальном и общественно-полезном труде, в художественно-эстетической и военно-патриотической направленности позволяло не только раскрыть способности ребенка и способствовать его самореализации, но и формировало личность активного гражданина. Слёты играли роль системообразующего фактора, способствовали активизации этой работы на местах.

В 1964 году, после встречи с учителями в Челябинске, мы по-новому взглянули на роль учителя, директора, заместителя директора, на роль внешкольных учреждений в вопросах воспитания детей через различные направления деятельности. Впоследствии появились и были рекомендованы для реализации известные всем программы: «Театр и дети», «Музыка детям», «Музей и дети» и т.д. В разработке этих программ принимали участие высочайшие профессионалы своего дела! Так, например, легендарный директор Исторического музея А.И. Шкурко руководил методическим сектором по работе музеев. Старались работать на перспективу, обеспечивая качество и массовость воспитательной работы во всех уголках России.

А в 1965 году в Москве состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция, на которой доминантой звучали темы единства учебной и внеурочной работы, усиление роли комсомольской и пионерской организаций в воспитании учащихся. Именно на этой конференции выступил с докладом Г.Л. Асеев, руководитель Московского городского отдела народного образования по теме «Школа – центр работы по организации внеурочного времени». Доклад обсуждали широко и всесторонне. Работало 16 тематических секций. Среди руководителей секций, кстати, были представители Дворца: В.В. Струнин вел секцию «Краеведение и туризм», а тема «Использование игр в воспитательной работе с детьми школьного возраста» была у Е.М. Минскина.

Все доклады и дискуссии вращались вокруг темы свободного времени школьников: как сформировать у ребёнка потребность наполнять досуг интересными и значимыми делами, планировать свой день, смотреть на свой день как на маленькую жизнь!

Тема актуальная и для нынешних школьников! Как тут не вспомнить пророческие слова Карла Маркса о том, что богатство общества будет определяться количеством не рабочего, а свободного времени человека, того времени, которое для восстановления физических и духовных сил, для совершенствования своих знаний, способностей и для духовного роста! Многие школы и внешкольные учреждения сейчас, думая о конкурентоспособности своих воспитанников, учат их управлять своим временем, стараясь наполнять его тем, что тренирует и формирует некую «прибавочную стоимость» личности. Это навыки эффективной коммуникации, ораторского искусства, лидерские качества, умение работать в команде, знания основ проектной деятельности и практика социальных проектов, аналитические и творческие подходы к решению проблемы.

Проблема организации внеурочного времени детей издавна волновала прогрессивных педагогов. Ушинский более ста лет назад писал о том, что у человека портится голова и сердце, и нравственность, если он не знает чем ему занять свой день! И мы всей страной думали над этой проблемой, находили решения, в первую очередь, через педагогов, через пионерскую и комсомольскую организацию.

Московский Дворец пионеров был в этом процессе, конечно, центром организационно-массовой и методической работы. Здесь шла работа по всем направлениям деятельности пионерии и комсомола: изучали, обобщали публиковали передовой педагогический опыт всей страны. Работники Дворца выступали в качестве методистов и в качестве организаторов всероссийских и городских мероприятий: смотры воспитательной работы школ Москвы, огромные творческие и образовательные выставки, Всесоюзные и международные методические конференции по воспитанию под руководством Л.И. Новиковой. Дворец был мощной научной базой в те годы.

Если называть имена, которые неразрывно связаны с Дворцом, это:

  • Мария Солдатова, Клуб интернациональной дружбы имени Ю.А. Гагарина,
  • Валентина Мягкова, человек-легенда, с самого основания во Дворце!
  • Раиса Жданова, ансамбль «Соловушка»,
  • Ольга Финогенова и Елена Софронова, отряд юных барабанщиков «Кибальчиш», который и сейчас готовит горнистов, барабанщиков, запевал,
  • Матус Крайман, туризм,
  • Борис Пшеничнер, астрономия и космонавтика,
  • Ефим Минскин, игры и многие другие!

Легендарные личности, профессионалы высокой пробы! Они были пионерами каждый в своей деятельности!

Работа с кадрами тогда велась очень тщательно: подбирали, встречались, обсуждали, ставили приоритетные задачи. На должность первого директора тоже искали кандидатуру – Елену Ивановну Митину пригласили на пост директора из Центрального Совета Пионерской организации, важно было прилагать все усилия для слаженной работы на благо детей и для воспитания поколения ответственных граждан, у которых сформированы ценности и система потребностей.

Чрезвычайно важно то, что в основе организации новых форм работы с детьми было самоуправление, которое обеспечивало свободу творчества, самостоятельности и активность ребят, возможность выбора видов деятельности.

Московский Дворец был олицетворением профессионализма и примером разнообразия направлений деятельности. Здесь было все: и познавательная деятельность, и техническое творчество, и туризм и спорт, и работа с книгой, и первые научные общества учащихся, и обязательно игра! Все виды художественной направленности и гордость Дворца – ансамбль Локтева и Владимир Сергеевич Локтев!

Стоит на современном этапе развития дополнительного образования России обратиться к тем педагогическим принципам и подходам, которые не исчерпали своего обучающего и воспитывающего потенциала и остаются актуальными для работы детьми сегодня. Любовь и истинное служение Детству помогут!


Любовь Кузьминична говорит так уверенно и бодро, что чувствуется и профессиональная глубина, и тот азарт, с которым она всегда выполняет работу!


Материал подготовила:

М.А. Шкробова,
старший методист
Отдела профессионального развития кадров

ГБПОУ «Воробьевы горы»

Добавить комментарий

Войти с помощью: