«Наша сила – в правде» (о роли Московского городского конкурса мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России» в патриотическом воспитании детей и молодежи)
В статье рассматривается роль конкурса «История моей семьи в истории России» в патриотическом воспитании обучающихся, в развитии их способностей, сохранении реальных семейных историй и традиционных ценностей. Раскрываются вопросы сущности и содержания патриотического воспитания, традиционных и инновационных форм и средств его осуществления в процессе подготовки конкурсных работ и участия обучающихся в конкурсе.
Статья предназначена для педагогических работников образовательных организаций, специалистов в сфере работы с детьми и молодежью, руководителей детских и молодежных объединений.
Ю.В. Малова,
методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ,
кандидат филологических наук,
г. Москва
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одним из приоритетов государственной политики, ведь детство и юность – самая благодатная пора для формирования в личности чувства ответственности за судьбу страны, в которой живешь, и общества, которое тебя окружает.
Но учитывая те вызовы, с которыми сталкивается наша страна, общество, современная школа и семья, проблематика патриотического воспитания сегодня – это веление времени и отражение сложнейших процессов, происходящих не только в общественно-политической жизни страны, но и в детско-подростковой среде.
Уже более трех лет прошло с того времени, как в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, усиливающие роль воспитания и нацеливающие педагогов и общественность на формирование у обучающихся чувства патриотизма, уважения к памяти предков, взаимоуважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям своей страны, семьи, рода [7].
Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал патриотизм одной из самых важных ценностей российского общества [6] и ключевой основой государственности России. Глава государства обращает внимание на важность активной позиции молодежи, ее стремления учиться, вносить свой вклад в защиту исторической правды: «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого» .
Эту мысль развивает С.В. Кириенко, Первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации: «Ничего важнее правды не существует. Историческая память – это не только прошлое, это еще и будущее. Самые сложные уроки дает нам жизнь, и особенность этих уроков заключается в том, что если их не выучить до конца, то они возвращаются». Важно, чтобы родители, педагоги и воспитатели «несли детям правду» .
Все это говорит о том, что патриотическое воспитание сегодня находится в числе приоритетных направлений государственной политики в области образования.
Что такое патриотизм? В широком понимании слова – это любовь к родине, любовь к стране. Но это еще и любовь к малой родине, месту, где ты родился и вырос, месту, с которым тебя очень многое связывает [1]. Патриотизм – понятие многогранное и включает в себя не только любовь к Родине, и к своему народу, но и к семье, традициям, это милосердие, гуманизм, совесть, справедливость, и многое другое [4].
Для того, чтобы патриотизм стал нормой в нашем обществе, необходимо уделять особое внимание изучению «настоящей» истории и традиций своей Родины, своей семьи не только на уроках, но и через проектно-исследовательскую, внеурочную деятельность, дополнительное образование, через участие в конкурсно-фестивальных мероприятиях.
История семьи и история страны – два неразрывно связанных между собой понятия. История каждой семьи неразрывно связана с фактами истории страны, в которой мы живем. История любого государства начинается с истории жизни и деятельности отдельных личностей, семей, династий. Изучая реальную историю своей семьи, мы неизбежно будем обращаться к основным этапам, событиям и явлениям истории России. Только зная историю своей страны можно чувствовать себя неотъемлемой частью огромного государства.
Одним из таких конкурсов, который помогает ощутить себя частью нашей Родины, является открытый Городской – с участием образовательных организаций регионов Российской Федерации – конкурс мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», который уже более 10 лет проводится Городским методическим центром (далее – Конкурс). За время проведения Конкурса более 12 000 семей поделились своими историями, в том числе праправнуки маршалов Великой Победы – Будённого, Конева, Рокоссовского, Говорова, Катукова.
Ни для кого не секрет, что основы любви к Родине закладываются в семье, уходят корнями в детство. Именно поэтому высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» очень точно отражает суть Конкурса, цель которого – формирование общероссийской идентичности на основе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, формирование дружеских связей между представителями молодого поколения различных регионов Российской Федерации, создание социально значимых мультимедийных проектов, отражающих историческое и культурное наследие семьи, рода.
Одна из задач Конкурса заключается в том, чтобы уделить особое внимание масштабности внедрения и применению детьми современных технологий при создании и защите проекта, который невозможен без использования информационных, телекоммуникационных и мультимедийных инструментов, средств и ресурсов. Важно, чтобы дети умели находить и обрабатывать информацию, осваивать и анализировать ее, создавать целостный проект и уметь его презентовать. Такие качества на сегодняшний день являются весьма ценным достоянием.
В 2020 году Конкурс получил статус открытого и вовлек в свою орбиту участников из регионов Российской Федерации. Среди конкурсантов – представители Калининградской области и Хабаровского края, Воронежской, Саратовской, Нижегородской, Томской и Ивановской областей, Алтайского края, Республики Саха и Карачаево-Черкесской Республики, Республики Татарстан, Северная Осетия (Алания) и других регионов России.
В 2021—2022 учебном году в Конкурсе приняли участие 49 регионов Российской Федерации, в 2022—2023 учебном году – 54 региона. 45 проектов было представлено из Донецкой и Луганской Народных Республик. В 2022—2023 учебном году в Конкурсе приняли участие 1056 обучающихся из города Москвы и регионов России.
Условие Конкурса – герой проекта и автор должны быть связаны родственными узами. И, наверное, в этом и заключается секрет популярности Конкурса. Ведь герои проектов – близкие люди, семья, род, семейные ценности и традиции. И согласитесь, каждому интересно знать, каким образом история вашей семьи связана с историей Родины…
К участию в Конкурсе допускаются и на равных правах рассматриваются мультимедийные проекты обучающихся из образовательных организаций города Москвы и регионов Российской Федерации, представленные в одной из пяти номинаций: «Семейная реликвия», «Семейная традиция», «Семейная династия», «Генеалогическое древо», «Личность в истории России». Это может быть презентация с мультимедийными эффектами, видеофильм или подкаст, мультимедийный информационный ресурс (сайт, лонгрид, лендинг, лента времени, инфографика).
Работа над проектом захватывает всю семью, затягивает в водоворот воспоминаний, встреч, бесед, поисков. Мы привыкли к тому, что об исторических личностях рассказывается в учебнике истории, о популярных и медийных – в светской хронике. Но когда начинаешь больше узнавать о родных и близких, понимаешь, что и в обычной жизни «всегда есть место подвигу», что рядом живет не просто дедушка, а неординарный человек и остается только удивляться, сколько всего интересного может он рассказать; вместе с бабушкой заново переживаешь события её жизни; узнаёшь, как воевал прадед… «Личность в истории России» – это та номинация, в которой авторы проектов рассказывают о своих родных и близких, об их вкладе в историю нашей страны.
Если в вашей семье есть ценная вещь, которая дорога как память, с которой связаны удивительные истории, то вы можете рассказать о ней, приняв участие в конкурсе в номинации «Семейная реликвия». Сколько историй уже было рассказано о семейных реликвиях – хранительницах тайн, свидетелях ушедших веков, кладези чудесных историй… А сколько нерассказанных историй…
А что такое семейные традиции? Это необязательно что-то масштабное и грандиозное. Важно, что это определенный ритуал, который принят в том или ином союзе. Совместная встреча Нового года, ежегодные семейные путешествия, чтение вслух, фотографии на память – все это и многое другое, принятое в вашей семье – семейные традиции. И конкурсная номинация «Семейная традиция» ждет ваших проектов.
Номинация «Генеалогическое древо» – это история в персональном масштабе, путешествие через многие жизни и судьбы, соединенные вместе прошлым, настоящим, и будущим…
Иногда в семье бывают общими не только воспоминания, традиции, но и профессии, которые передаются по наследству, из поколения в поколение. Трудовая семейная династия – это целая история, это гордость и в то же время ответственность, трепетное отношение к профессии, верность долгу. А какой стаж у вашей семейной династии? Номинация «Семейная династия» – для представителей трудовых династий!
Сколько проектов – столько и судеб, и все они разные, каждая из них уникальна. Общее одно: каждая семья, как река, впадает в огромный океан – Россию. И каждая семья вносит свой вклад в историю нашей страны.
Победитель конкурса «История моей семьи в истории России-2022» (номинация «Семейная реликвия») Антон Г. написал в своем проекте следующее: «…наш класс принимал участие в проекте «Кадетский класс в музее на Поклонной горе. Каждый из нас отстоял вахту у Огня Памяти – Пост №1. Когда пришла моя очередь, я стоял на посту и вспоминал своего дедушку, свою семью и думал, что они тоже могут гордиться мной! Как и мои родные, я постараюсь приносить пользу своей стране – Великой России, чтобы мои потомки могли гордиться мной. Фотографии деда и награды моей мамы будут всегда нашими семейными реликвиями! История моей страны – Великая история! И моя семья является частью этой истории! Это ощущение причастности наполняет гордостью!»
Участниками Конкурса могут быть школьники в возрасте от 6 до 18 лет и студенты колледжей в возрасте 15—18 лет.
Подать заявку на Конкурс руководителю проекта и обучающемуся из образовательных организаций города Москвы можно через личный кабинет в Интерактивной системе Конкурса konkurs.mosmetod. О том, как создать личный кабинет и зарегистрировать проект, подробно описано в «Инструкции для прохождения электронной регистрации».
Для участников из регионов Российской Федерации регистрация происходит через гугл-форму, которая размещается на Интерактивной странице Конкурса.
На этой же странице вы найдете информацию о Конкурсе, сведения о возрастных категориях участников, контакты руководителя и координатора Конкурса. Здесь же – Положение о Конкурсе, Методические рекомендации по подготовке к конкурсу, материалы вебинаров для руководителей проектов, итоги отборочного и городского этапов Конкурса. Материалы находятся в свободном доступе и ознакомиться с ними может любой посетитель сайта.
Ответственность за регистрацию мультимедийного проекта и достоверность информации, представленной на Конкурс, возлагается на руководителя проекта. На основании данных, внесенных при регистрации, формируются дипломы призеров и победителей и сертификаты участников.
Заявку на участие в Конкурсе можно подать с 1 октября по 8 декабря 2023 г. После указанной в Положении даты заявки на Конкурс не принимаются. Конкурсные материалы – проект и паспорт проекта – необходимо загрузить на Яндекс.Диск, открыв доступ к ним.
Каждый проект уникален, поэтому и его название не должно повторять название конкурса или одной из конкурсных номинаций, а содержание – соответствовать выбранной номинации.
Конкурсные материалы – это сам проект и паспорт проекта, в котором необходимо кратко отразить основное содержание мультимедийного проекта: цель, задачи, актуальность, аргументировать важность события, действия, личности родственника в истории страны.
Например:
«Так случилось, что важные исторические события в истории России во многом связаны с историей моего рода. Представители его были знаменитыми воинами, дипломатами, учеными, врачами, писателями и поэтами. История их жизни может служить примером подрастающему поколению. В этом я вижу актуальность и главную идею проекта.
Цель проекта: изучение истории моего рода со стороны матери и выявление значения моих предков в становлении Российского государства.
Задачи работы:
- Собрать и систематизировать имеющийся фактический материал о жизни моего рода.
- Создать генеалогическое древо на основе найденных материалов» (из паспорта проекта Марьи Г., победителя Конкурса «История моей семьи в истории России-2023» в номинации «Генеалогическое древо»).
Обязательно укажите результаты работы над проектом: какие выводы сделаны автором проекта, достигнута ли цель и будет ли продолжена работа над проектом и в каком ключе.
Например:
«Результаты работы над мультимедийным проектом:
− работа над проектом помогла узнать историю рода, трагические события жизни Иоанна А.;
− в работе прослеживается сопричастность жизни священника отца Иоанна к историческим событиям, происходившим в стране в 10-30-е годы ХХ века;
− в результате работы появился семейный архив, объединивший членов семьи вокруг истории рода» (из проекта Марии А., победителя конкурса «История моей семьи в истории России-2022» в номинации «Личность в истории России»).
С чего начать работу над проектом?
- Определитесь с темой и проблематикой проекта. Не нужно брать широкую тему проекта. Предпочтительнее остановиться на узкой теме и постараться как можно полнее её раскрыть.
- Составьте пошаговый план работы над проектом.
- Изучите литературу по выбранному направлению, семейные архивы.
- Подумайте над формой представления проекта (презентация с мультимедийными эффектами, видеофильм/видеоролик, мультимедийный информационный ресурс).
- Одним из критериев оценки проекта на отборочном и городском этапе является связь событий, описываемых в проекте, с историей страны. Поэтому подчеркните сопричастность жизни героя проекта (либо семейных традиций, реликвий, династий) с историей России.
После того, как все материалы загружены, начинается отборочный этап, проекты распределяются между экспертами. С целью обеспечения максимальной объективности оценивания каждый проект проходит экспертизу не менее чем у трёх экспертов. Экспертное жюри формируется из числа педагогических работников – учителей общеобразовательных организаций, преподавателей колледжей, вузов, а также представителей родительской общественности, общественных организаций, ветеранов педагогического труда.
На отборочном (заочном) этапе происходит экспертиза конкурсных материалов, определяется проходной балл на очный этап и формируется список участников городского этапа.
На городском этапе Конкурса осуществляется защита проектов – демонстрация и представление мультимедийного проекта автором, ответы на вопросы членов экспертного жюри.
На протяжении всего Конкурса участникам и экспертам оказывается методическое сопровождение, включающее вебинары, консультации участников Конкурса и руководителей проектов.
На что же необходимо обратить внимание при подготовке конкурсных работ?
В первую очередь, внимательно прочитайте Положение и в процессе подготовки работы постарайтесь выполнить все условия конкурса, указанные в документе.
Перед тем, как загрузить конкурсные материалы, проследите, чтобы размер шрифта и сам шрифт в паспорте проекта были везде одинаковыми, обозначены абзацы, соблюдены все отступы и интервалы. Слайды презентации не должны быть перегружены мультимедийными эффектами и текстом. Недопустимы орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в тексте работы/презентации/видеофильма.
Обратите внимание, что содержание конкурсного проекта должно соответствовать возрасту его автора. Конечно, участие всей семьи в разработке проекта, а также помощь родителей ребенку приветствуется. Но все же необходимо избегать сложных формулировок, речевых оборотов, которые не всегда понятны детям.
Городской этап конкурса предполагает защиту проекта. Для многих детей это самый сложный и ответственный этап. Очень часто глубокая, интересная работа теряется при неумелом, неподготовленном выступлении. Скованность, неумение отвечать на вопросы, вести диалог при защите проекта говорит о психологическом страхе, недостаточном владении материалом своей работы, недостаточно развитой устной речи. Психологическая неподготовленность к выступлению может в дальнейшем спровоцировать боязнь публичных выступлений. Проведите с ребенком «предзащиту» проекта. Можно подготовить предполагаемые вопросы, которые могут возникнуть у членов жюри. Научите его держаться на публике уверенно, но без излишней самоуверенности.
Обратите внимание, что не нужно заменять представление работы презентацией. В этом случае ребенок становится её заложником, боится оторвать глаза от слайдов и читает с них текст. Помните, что презентация – это помощник выступающему, она иллюстрирует выступление. Чтение тезисов выступления также говорит о недостаточной подготовке конкурсанта. Ребенок боится потерять нить повествования, оторваться от доклада, подготовленного родителями или учителем.
Если защита по какой-то причине прошла неудачно – нужно непременно похвалить ребенка, сказать слова одобрения и обязательно нацелить на продолжение работы и на успех в следующем году.
Чтобы работа была оценена по достоинству, а её публичное представление – праздником, а не наказанием, принесла бы моральное и интеллектуальное удовлетворение, ученика надо обязательно подготовить к защите. Будет идеально, если к этой работе подключатся и руководитель проекта, и родители автора проекта. Научить ребенка выступать перед незнакомой аудиторией, заинтересовать её, вызвать интерес к своей работе – задача не из легких, а потому требует серьезной систематической работы. Этот навык в дальнейшем очень пригодится обучающемуся и во время обучения в старших классах, и при обучении в вузе или колледже.
Подводя итог, можно сказать, что Конкурс год от года привлекает в свои ряды детей, подростков, молодежь и взрослых, тем самым помогая сохранять родовые традиции, семейные ценности, реликвии, больше узнавать о своих предках и корнях, приводит к пониманию важности семейных ценностей в жизни.
«Для меня участие в этом конкурсе было очень важно, и мой проект – это мой долг перед моим прапрадедушкой и другими участниками той Войны, которых с каждым годом становится все меньше. Каждый человек обязан знать судьбу своих прадедов и хранить память об их подвиге» (Матвей С., ГБОУ Школа № 924, г. Москва).
«От всего сердца благодарю Вас и Вашу команду за организацию Городского открытого конкурса «История моей семьи в истории России –2022». Ведь захватывающая работа во время подготовки к конкурсу и получившийся проект навсегда останутся в сердцах конкурсантов и их семей. А их семейные истории перейдут потомкам…» (Ирина Владимировна Р., бабушка участника конкурса, Заслуженный работник культуры РФ, г. Пермь).
Такие слова подтверждают значимость Конкурса в воспитании патриотизма, трепетного отношения к своим корням, к сохранению памяти о своих предках. Поэтому значение конкурса «История моей семьи в истории России» трудно переоценить: в нём органично соединяется серьезная работа с историческими источниками, фамильными архивами, реликвиями и современные мультимедийные технологии. Проекты, которые создают обучающиеся на основе подлинных историй своих родных и близких, станут частью Временнóй летописи нашей страны и будут препятствовать фальсификации истории.
Для нас, организаторов конкурса мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», важно было донести до участников, что патриотизм – это сохранение исторической памяти и желание участвовать в исторических событиях. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы все будем жить. В рамках Конкурса обучающимися образовательных организаций города Москвы и других регионов Российской Федерации были созданы уникальные мультимедийные проекты, которые не только представляют интересные семейные истории, но и демонстрируют моральные и гражданские качества подрастающего поколения, их патриотическую позицию, уважение к историческому прошлому страны, любовь к Родине и народной культуре, сохранение традиционных ценностей. Именно такие дети и молодежь – самая активная часть нашего общества, которая обеспечит продуктивное развитие сильного государства и здорового общества. От них зависит наше будущее!
Список литературы:
- Алексеевский М. Локальный патриотизм [Электронный ресурс] // ПостНаука; Электрон.журн. – 22.07.2015 – URL: https://postnauka.ru/video/52639 (дата обращения 13.07.2023). – Загл.с экрана.
- Педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: Национальная энциклопедическая служба России. – URL: https://didacts.ru/termin/patriotizm.html (дата обращения 12.07.2023).
- Госдума приняла закон о воспитании патриотизма [Электронный ресурс] // Коммерсантъ; Электрон.изд. – 22.07.2020 – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4426128 (дата обращения 12.07.2023). – Загл. с экрана.
- Казакова М. Патриотизм в наше время: что это и есть ли он? [Электронный ресурс] // LESAlpha; Электрон.изд. – 16.04.2022 – URL: https://les.media/articles/566628-patriotizm-v-nashe-vremya-chto-eto-i-estb-li-on (дата обращения 12.07.2023). – Загл. с экрана.
- Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-4. – С. 778-782; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33203 (дата обращения: 13.07.2023).
- Путин назвал ключевую основу государственности России [Электронный ресурс] // LETNTA.RU; Электрон.изд. – М.: 27.04.2022 – URL: https://lenta.ru/news/2022/04/27/patriotism/ (дата обращения 13.07.2023). – Загл. с экрана.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения 12.07.2023).
- Конкурс мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России – 2023»// URL: https://prodod.moscow/archives/26158 (дата обращения 12.07.2023).