Модель наставнической деятельности в учреждении дополнительного образования детей, направленная на реализацию совместной деятельности педагогов и обучающихся
В статье представлен опыт работы ГБОУДО «ДДТ на Таганке» по созданию модели наставнической деятельности, в основу которой положена специфика взаимодействия наставников и наставляемых (педагогов и обучающихся). Автор отражает особенности организации и содержания наставнической практики, раскрывает технологию наставничества в условиях дополнительного образования и описывает в своих материалах условия создания системы поддержки для раскрытия личностного потенциала обучающихся.
О.Н. Белякова,
педагог дополнительного образования
ГБОУДО «ДДТ на Таганке»,
нейроязыковой коуч
с международной аккредитацией ICF,
г. Москва
2023 год, объявленный в России Годом педагога и наставника, определил одним из главных ориентиров в деятельности педагогического коллектива Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дом детского творчества на Таганке» (далее – «ДДТ на Таганке») реализацию технологии наставничества в дополнительном образовании детей.
В течение 2023 года педагоги «ДДТ на Таганке» в различных формах представляли практический опыт внедрения технологии наставничества в образовательный процесс. Это: описание опыта, мастер-классы, презентации дидактических заданий, проекты, различные программы.
Одной из приоритетных в работе педагогов стала форма наставничества «обучающийся – обучающийся», основу которой составляла помощь старших обучающихся младшим. Также в некоторых методических разработках авторы акцентировали внимание на проектной деятельности как на наиболее эффективной среде для формирования пар «наставник – наставляемый» в различных формах: «обучающийся – обучающийся», «педагог – обучающиеся».
В рамках Года педагога и наставника педагоги «ДДТ на Таганке» приняли участие во Всероссийском конкурсе на лучшего наставника системы высшего образования и системы дополнительного образования, организатором которого выступило Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в лице Федерального центра технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН».
В номинации «Лучшая практика “Модель наставнической деятельности в учреждениях дополнительного образования, направленная на реализацию совместной деятельности педагогов и обучающихся”» победителями конкурса стали педагоги дополнительного образования «ДДТ на Таганке» Белякова Ольга Николаевна и Тардов Александр Викторович. По итогам конкурса они представили свой опыт наставничества на Международной научно-практической конференции «Цифровое образование. Горизонты будущего» МГТУ «Станкин».
Опыт системной работы педагогического коллектива «ДДТ на Таганке» показал: реализация технологии наставничества в дополнительном образовании позволяет создать условия для формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося, а также достичь целевых установок национального проекта «Образование» в части воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В данной статье представлен опыт педагога дополнительного образования «ДДТ на Таганке» Беляковой О.Н. по реализации технологии наставничества в процессе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по немецкому языку.
Для педагога дополнительного образования обучение иностранному языку – это процесс, требующий не только знания языка, но и умения заинтересовать, увлечь детей, показать им богатство и красоту чужого языка, актуальность его изучения при сохранении родного [7]. Поэтому в современном дополнительном образовании традиционные подходы к работе с детьми постепенно теряют свою актуальность, а все большее значение приобретает погружение детей в активную деятельность, внедрение новых методов обучения и воспитания, среди которых на первый план выходит исследовательская и проектная деятельность [1]. Такое активное обучение позволяет развивать у обучающихся мотивацию к обучению, учит их учиться, помогает ориентироваться и адаптироваться в современных сложных условиях, достигаь успеха в деятельности [5].
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить решение спектра задач, среди которых создание условий для развития наставничества [4, п. 5-б].
Именно в ситуации актуализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся становятся значимыми роль и позиция педагога-наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать его развитию.
Наставничество в системе «педагог – обучающийся» в процессе обучения немецкому языку является очень эффективной технологией, которая позволяет достичь максимальных результатов в кратчайшие сроки. А индивидуальный подход и постоянное общение на иностранном языке, развитие самостоятельности обучающегося делают эту технологию особенно эффективной.
Чтобы сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить учебное занятие условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями [3]. Важно предоставить обучающимся возможность решать какие-либо проблемы, стимулирующие мыслительную деятельность, связанную с поиском возможных путей решения этих проблем. Важно, чтобы обучающиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этой мысли. Важно, чтобы дети были раскрепощены и вместе творили занятие. Это возможно, если основной формой учебной деятельности будет живое общение обучающихся с педагогом и друг с другом. Пусть дети ошибаются, главное – они должны говорить!
И в этом смысле метод проектов является многофункциональным, так как он:
- создает языковую среду, в которой у обучающихся возникает естественная потребность в общении на иностранном языке [7];
- позволяет обучающимся развивать коммуникативные, творческие и интеллектуальные навыки, воспитывает культуру общения;
- позволяет им творчески применить языковой материал, превратить занятия немецкого языка в дискуссию, исследование;
- способствует развитию у обучающихся критического и творческого мышления, а также способности решать проблемы и оценивать действительность;
- помогает формировать приемы поиска и обработки информации, использования современных технологий и применения полученных знаний на практике;
- развивает навыки анализа и сравнения, способствуют развитию мышления, рече-мыслительной и социальной активности обучающихся, а также их самостоятельности и творческого потенциала;
- максимально приближает процесс обучения к практике, что позволяет каждому обучающемуся постепенно подготовиться к будущей профессиональной деятельности, накопить опыт реального взаимодействия до включения в самостоятельную деятельность.
Интересным шагом в опыте наставничества является работа с группами, имеющими разные уровни знания языка и разные потребности в обучении. Задача педагога-наставника состоит в том, чтобы помочь обучающимся освоить основные грамматические правила, расширить словарный запас и развить навыки общения на иностранном языке, создать интерактивную и стимулирующую среду в группе, чтобы обучающиеся чувствовали себя комфортно и мотивированно.
Такой опыт позволил понять, что каждый обучающийся уникален и имеет свой собственный путь изучения языка. Так, некоторым детям требуется больше времени и индивидуального внимания, чтобы они могли усвоить материал. А другим, наоборот, необходима помощь в грамматике и письменном выражении, больше времени и внимания на объяснение правил и проверку их письменных работ, дополнительные материалы для самостоятельного изучения.
Для того, чтобы сделать занятия интересными и познавательными, используются игры и задания с элементами соревнования, стимулирующими обучающихся к активному участию, ведь современных детей надо научить учиться, научить думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения цели, поставленной педагогом [1].
Одним из педагогических секретов успешного привлечения внимания к изучаемому предмету является индивидуальный подход к каждому обучающемуся, основанный на знании и учете его интересов, предпочтений и уровня владения языком с целью создания максимально комфортных для него условий обучения. Например, если обучающийся интересуется спортом, в объяснениях или заданиях используются примеры из спорта, что помогает обучающемуся лучше понять материал и увлечься его изучением. Кроме того, поощряется творческий подход и самостоятельность обучающихся: им дается возможность самостоятельно искать решения задач, высказывать свои идеи и мнения, проводить исследования и создавать собственные проекты. Это способствует развитию у обучающихся критического мышления, формированию аналитических способностей и уверенности в своих силах.
Важным аспектом наставничества является не столько большое количество внимания, уделяемое каждому обучающемуся, сколько обратная связь, имеющая положительное влияние на процесс обучения [2]: акцент на проявляемые улучшения способствует формированию у обучающихся уверенности в своих силах и повышению успеваемости. Одной из форм обратной связи являются индивидуальные консультации, на которых обсуждается прогресс обучающегося, его достижения и сложности, даются рекомендации по развитию языковых навыков и компетенций.
Общение с обучающимися в формате наставничества способствует развитию у них навыков общения на иностранном языке [3]: в процессе обучения немецкому языку проводится много разговорных занятий, во время которых обучающиеся могут практиковать свои разговорные навыки и получать обратную связь от педагога, который, в свою очередь, имеет возможность помочь обучающимся с постановкой произношения и использованием правильных грамматических конструкций.
Кроме того, наставничество способствует развитию у обучающихся таких социальных качеств как самостоятельность и ответственность [3], где стимулирующими элементами становятся дополнительные материалы для чтения или просмотра, задания для самостоятельной работы, позволяющие обучающимся научиться планировать свое время и самостоятельно решать задачи.
Одной из форм наставничества в системе «педагог – обучающийся» являются коучинговые сессии по немецкому языку [6]. Основные преимущества такой формы работы:
1.Неноминальный индивидуальный подход: индивидуальная работа на основе актуальных достижений практической психологии, что позволяет понять потребности, оценить способности и возможности, а в результате – сократить количество ушедших из группы или неудовлетворенных своими результатами обучающихся.
2. Четкое понимание мотивации и блоков каждого обучающегося: осознанно, а не интуитивно, четко определяется внутренняя языковая цель, что позволяет не терять обучающихся из-за отсутствия мотивации, зажимов или речевой тревожности.
3. Управление скоростью прогресса обучающегося: умножение результатов обучающегося в рамках его цели и сроков как на «спринтерской дистанции», так и на «марафонской».
4. Принятие обучающимся ответственности за результат: обучающийся понимает, что делит ответственность за результат с педагогом и принимает ее на себя, более грамотно планирует свое учебное время вне группы, что повышает эффективность учебного процесса и удовлетворенность этим процессом.
Использование технологии наставничества в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Немецкий язык» позволило достичь:
во-первых, определенных педагогических результатов:
- развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы и коммуникации на немецком языке;
- формирование у них устойчивого интереса к изучению немецкого языка;
- повышение мотивации и активности обучающихся на занятиях;
- развитие у них презентационных навыков на немецком языке;
- повышение у обучающихся уровня владения немецким языком;
во-вторых, устойчивых образовательных результатов, которые представлены на сравнительных графиках за последние три года.
В целом опыт наставничества в процессе обучения современных школьников немецкому языку, основанный на активном взаимодействии, индивидуальном подходе и стимулировании творческого потенциала обучающихся, может быть оценен как положительный: обучающиеся достигают высоких учебных результатов и развивают полный набор языковых навыков, многие из них чувствуют себя более уверенно в общении на немецком языке и готовы использовать его в повседневной жизни.
Список источников:
- Носкова Е.М. Роль наставника в проектно-исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс]. – URL: https://kurl.ru/ZclIS (дата обращения: 21.11.2023).
- Обратная связь: руководство для учителя. – URL: https://edu.gov.kg/media/files/12e3917b-d00a-49df-aa39-6eb84c3ae67f.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
- Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам. – URL: http://www.modernstudy.ru/pdds-3051-2.html (дата обращения: 21.11.2023).
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». – URL: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n204-ot07052018-h4039057/ (дата обращения: 21.11.2023).
- Хентонен А.Г. Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России // Молодой ученый. – 2016. – № 23. – URL: https://moluch.ru/archive/127/35206/ (дата обращения: 21.11.2023).
- Что такое лингвокоучинг и как он меняет мир языкового образования? // Экспертлингво. Коучинг и психология в образовании. – URL: https://kurl.ru/ojZBb (дата обращения: 21.11.2023).
- Яцевич Л.П. Организация обучения иностранному языку в дополнительном образовании // Проблемы науки. – 2021. – №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-dopolnitelnom-obrazovanii-1 (дата обращения: 21.11.2023).