Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями

В статье представлен опыт использования и комбинирования различных нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству с учащимися с особыми образовательными потребностями как средства развития у них познавательно-творческой активности, эстетического познания мира, интеграции в общество средствами художественной деятельности.

Т.А. Пугачева,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского творчества»,
г. Курск

Система дополнительного образования предоставляет огромные возможности для обучения, развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, что в настоящее время социально востребовано и находится в сфере постоянного внимания и поддержки государства и общества [2]. В этой статье мы хотим поделиться 17-летним опытом работы с особыми детьми по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Юный художник» во «Дворце детского творчества» города Курска.

Рис. 1. Восковые мелки и акварельные краски

К категории особых детей/детей с особыми образовательными потребностями в данном случае отнесены дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Целью своей работы мы считаем их успешную реабилитацию, адаптацию в социальной среде средствами художественной деятельности и подготовку к успешной интеграции в общество.

Художественная практика – исключительная по своему содержанию и формам проявления познавательно-творческая активность человека, направленная на эстетическое познание мира. Способствуя развитию фантазии, колористического восприятия и абстрактного мышления, художественная деятельность раскрывает творческие возможности личности ребенка, вносит вклад в процесс развития его эстетической и нравственной культуры. Для детей с особыми образовательными потребностями чрезвычайно значима эмоциональная и продуктивная сфера деятельности.

Рис. 2. Восковые мелки и акварельные краски

У особого ребенка в процессе работы пробуждается инициативность, самостоятельность в принятии решений, строятся личные социальные взаимодействия и связи, появляется внутренний контроль. По нашему мнению, творчество помогает справиться с внутренними конфликтами, негативными переживаниями, отрицательными чувствами, которые для ребенка выглядят непреодолимыми [3]. Использование различных нетрадиционных материалов помогает ему осознать свои возможности и научиться верить в себя.

Применение нетрадиционных техник в обучении изобразительному искусству – один из способов, ориентированных на создание условий для творческого самовыражения особого ребенка, это толчок к развитию у него креативности, проявлению инициативы, уверенности, выражению индивидуaльности. Применяя и объединяя разные материaлы и техники в одном рисунке, такой ребенок учится мыслить, самостоятельно решать, делать выбор. Особенность нетрадиционных техник рисования заключается в их эффективности – в том, что они позволяют быстро достичь наглядного результата.

Рис. 3. Метод тычка. Рисование ватными палочками

Для работы с детьми рекомендовано множество известных нетрадиционных техник рисования. Мы немного расскажем о тех, которые наиболее активно применяем в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Восковые мелки и акварельные краски

Инструменты и материалы: восковые мелки, бумага для акварели, палитра, акварель, кисти, простой карандаш, влажные и сухие салфетки для вытирания кистей и рук.

Этапы рисования: выполняем рисунок восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. На завершающем этапе дополняем рисунок мелкими деталями с помощью кисти. Для эффектности можно применить технику набрызга [4]. (Рис.1, 2)

Метод тычка. Рисование ватными палочками

Инструменты и материалы: ватные палочки, палитра, гуашь, бумага для акварели, простой карандаш, ластик, кисть № 2, влажные и сухие салфетки для вытирания кистей и рук.

Этапы рисования: Выполняем рисунок простым карандашом. Затем в пластмассовую палитру кладем небольшое количество краски, обмакиваем ватную палочку в нужный цвет. Заполняем рисунок точками определенного цвета. Точки можно наслаивать друг на друга для создания перехода цвета и тона. (Рис. 3, 4)

Рис. 4. Метод тычка. Рисование ватными палочками

Рисование по мятой бумаге

Инструменты и материалы: губка, палитра, влажные и сухие салфетки для вытирания кистей и рук, гуашь, акварель, смятая бумага, кисти.

Рис. 5. Рисование по мятой бумаге

Этапы рисования: Сминаем бумагу в комочек и расправляем. Рисуем по мятой бумаге. Для фона лучше подходит акварель, а детали можно изобразить гуашью. Смачиваем бумагу водой при помощи губки, затем широкой кистью или губкой наносим цвет фона. В зависимости от задуманной композиции рисунок можно выполнить по мокрой или по сухой бумаге. (Рис. 5)

Рисование мятой бумагой

Инструменты и материалы: бумага для рисования, палитра, баночка для воды, гуашь, комочки смятой бумаги, кисти, влажные и сухие салфетки для вытирания кистей и рук.

Рис. 6. Рисование мятой бумагой

Этапы рисования: На листе бумаги кистью изображаем веточку с листочками и оставляем место для будущих гроздьев цветущей сирени. Смешиваем в палитре нужные оттенки сиреневого цвета: светлые и темные. Затем обмакиваем шарик смятой бумаги в темно-сиреневый цвет и отпечатываем на листе для формирования грозди сирени. Затем новый комочек смятой бумаги обмакиваем в более светлый цвет и формируем освещенную часть грозди. (Рис. 6)

Техника напыления

Инструменты и материалы: зубная щетка, шаблоны из картона или бумаги, гуашь, простой карандаш, ластик, ножницы, кисти, влажные и сухие салфетки для вытирания кистей и рук.

Рис. 7. Техника напыления

Этапы рисования: На листе бумаги рисуем контуры задуманных предметов и аккуратно их вырезаем. Силуэты предметов кладем на лист чистой бумаги по задуманной композиции. Зубную щетку с краской держим на небольшом расстоянии от листа бумаги. Карандашом (либо пальцем) проводим по ворсу движением на себя. Краска ложится на бумагу мелкими капельками. Когда краска высохнет, снимаем силуэты. Затем кистью выполняем детали композиции [1]. (Рис. 7, 8)

Рис. 8. Техника напыления

Техника сухой кисти

Материалы: палитра, густая гуашь, жесткая кисть, подрезанная на 2–3мм, тонкая кисть № 2, влажные и сухие салфетки для вытирания кистей и рук.

Рис. 9. Техника сухой кисти

Процесс рисования: Самое главное – кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования, она должна быть сухой. При нанесении тычка и отрывистых линий кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка или штрихообразные линии, напоминающие ворс животного. Мелкие детали дополняются тонкой кистью [5]. (Рис. 9, 10)

Рис. 10. Техника сухой кисти

Пластилинография

Особое место среди нетрадиционных техник рисования занимает пластилинография. Это техника, принцип которой заключается в создании на бумажной, картонной или иной основе лепной картинки при помощи пластилина, благодаря чему изображения получаются более или менее выпуклыми. Также можно создавать картины в смешанной технике.

Материалы: картон или плотная бумага, набор разноцветного пластилина, деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина, набор стеков разной формы, влажные салфетки для рук.

Рис. 11. Пластилинография

Процесс выполнения работы: Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой, используя при этом различные приемы лепки. (Рис. 11, 12, 13)

Рис. 12. Пластилинография

«Волшебство» работ, выполненных с использованием нетрадиционных техник рисования, заключается в возможности решения комплекса образовательных и педагогических задач:

– вызывать у ребенка положительные эмоции, доставить ему удовольствие, улучшить настроение;

– способствовать эмоционально-личностной коррекции ребенка, формированию у него позитивного внутреннего настроя;

– позволить ребенку реализовать собственные креативные идеи и творческие проекты;

– приобщить его к морально-нравственным ценностям социума, позволить успешно приобретать социальные навыки и духовные качества;

– способствовать познанию окружающего мира.

Рис. 13. Пластилинография

Для особого ребенка самым эффективным стимулом познавательно-творческой деятельности является ситуация успеха. Поэтому одной из главных задач в работе с таким ребенком является помощь в достижении небольших побед, где он видит результаты своего творчества, анализирует их и находит им применение.

Одна из форм поощрения особых детей – участие в выставках и конкурсах различного уровня. В нашем опыте – призовые места обучающихся по программе «Юный художник» на Окружном фестивале детского творчества «Таланты родного края», на Городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Соловьиный перезвон», на Международном конкурсе детского рисунка «Космос глазами детей».

В заключение хотелось бы отметить: рисование успокаивает и приводит особого ребенка в состояние душевного равновесия, а главное, играет важную роль в формировании у него уверенности в себе, в своих способностях, прививает трудовые и другие социально значимые умения и навыки.

Список источников:

  1. Масс М.Г. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников. – 2022 г. – URL:  https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=142637&ysclid=lsdkqngius802946367 (дата обращения: 20.02.2024).
  2. Огороднова А.Е. Дополнительное образование в современной системе образования России. – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016028917 (дата обращения: 20.02.2024).
  3. Пульянова Т.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования. – URL: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/27541/1/214-216.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
  4. Соловьева О.М. Необыкновенное рисование. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Гном. 2007.

Добавить комментарий

Войти с помощью: