Проектная деятельность как инструмент развития творческого потенциала и личностных качеств обучающихся пресс-центра «Эксклюзив»

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: поставить цель, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь ожидаемого результата. Формирование успешной и творческой личности требует поиска и внедрения прогрессивных технологий, использования активных методов обучения и воспитания. Одной из таких технологий является проектно-исследовательская деятельность обучающихся, позволяющая осуществить переход к личностно-ориентированному развивающему образовательному процессу. Она создает комфортные условия для реализации образовательного процесса одаренных обучающихся, для развития их творческих способностей.

И.Г. Зинченко,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «Центр детского творчества»,
г. Саяногорск

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь.

Старинная китайская поговорка

Современная парадигма образования – формирование человека, умеющего активно мыслить и действовать со знанием дела, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Один из форматов реализации данной парадигмы – проектная деятельность обучающихся.

Пресс-центр «Эксклюзив» МБУДО «Центр детского творчества» города Саяногорска начал свою работу в 2013 году с образовательной программы по основам журналистики «С ручкой и блокнотом» и выпуска газеты «Пострел». В 2014 году были разработаны и приняты к реализации тематические проекты «Своя газета», «Портрет педагога» и «Край легенд и сказаний», а в 2018 году к ним добавился проект «Память, память, за собою позови…». Расскажем немного подробнее о каждом из них.

Проект «Своя газета»

Цель проекта – выявление, поддержка и развитие одаренных детей и подростков, профессиональная ориентация их в области журналистики через предпрофессиональную подготовку юнкоров и участие их в подготовке и выпуске ежемесячной газеты. Это своего рода деловая игра в редакцию СМИ, в ходе которой юнкоры знакомятся с работой этого учреждения, его структурой, профессиями и в ходе работы над газетой имеют возможность испытать себя в любой из редакционных должностей. Для этого они изучают основы таких профессий, как редактор, корреспондент, выпускающий редактор, корректор, верстальщик.

Вот уже 10 лет газета «Пострел» выходит ежемесячно. Уходят выпускники, приходят новички, которые тоже включаются в работу в рамках проекта, поскольку он стал уже бессрочным. О результатах реализации данного проекта говорят полученные дипломы. Только за последние два года газета «Пострел» стала победителем:

  • Республиканского конкурса юных журналистов;
  • Республиканского конкурса юных журналистов «Этот День вы приближали, как могли»;
  • Городскго открытого конкурса юных журналистов «Солдаты необъявленных войн»;
  • Всероссийского конкурса «Юный журналист» Центра роста талантливых детей и педагогов «Энштейн»;
  • конкурса всероссийского открытого образовательного медиа-форума редколлегий школьных СМИ «ТЭРИ».

Проект «Портрет педагога»

Идея разработки и реализации проекта «Портрет педагога “Их вдохновение – в детях”» возникла на стыке двух противоположных поводов:

  • с одной стороны, сразу несколько значимых юбилеев: 150-летие российской системы образования, 95-летие системы дополнительного образования России, приближающееся 40-летие Центра детского творчества (далее – ЦДТ, Центр);
  • с другой стороны, острый дефицит педагогических кадров в системе дополнительного образования.

Цели проекта:

  • привлечение внимания общественности, управленческих структур и старшеклассников к работе и проблемам ЦДТ;
  • популяризация профессии педагога дополнительного образования через публикации журналистских работ обучающихся пресс-центра «Эксклюзив» о педагогах Центра.

В рамках проекта юнкорами были подготовлены и опубликованы в газете «Пострел» 21 журналистская работа в жанре «зарисовка» о 23-х педагогах. Сам проект был опубликован на сайте «Педсовет», и эксперты сайта дали проекту высокую оценку. Вот несколько их комментариев.

  • «В меняющемся мире профессий педагогическая остается, по сути, вечной. Она всегда востребована в обществе, но наблюдается дефицит педагогических кадров в сфере дополнительного образования. Надеюсь, что ваш проект привлечет к этой проблеме внимание и профессия педагог дополнительного образования поднимется на должный уровень. Удачи вам». «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (Эксперт В. Ключевский)
  • «Материал востребован в современных условиях. Направлен на решение актуальных задач системы дополнительного образования школьников». (Эксперт Н. Муханова)

Проект «Край легенд и сказаний»

С первого года реализации образовательной программы «С ручкой и блокнотом» возникла проблема – слабое знание обучающимися географии, истории и абсолютное отсутствие знания истории малой Родины. Поэтому много времени на занятиях уходило на беседы с юнкорами по данным темам. Тогда и возникла идея разработать проект «Край легенд и сказаний».

Цель проекта – повышение качества межкультурных коммуникаций детей, подростков и молодежи через углубленное изучение истории Хакасии, вовлечение в этот процесс как можно большего количества представителей молодого поколения через исследовательскую деятельность и тиражирование ее результатов посредством публикаций.

История культуры Хакасии уходит корнями в глубь веков. Она насыщена событиями, дошедшими до нас через археологические памятники древней культуры, обычаи и обряды, устное и музыкальное народное творчество, которые надо знать и популяризировать.

Проект получил высокую оценку жюри нескольких конкурсов педагогического мастерства, что подтверждено соответствующими дипломами:

  • лауреат I степени XV Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» в номинации «Историческое краеведение»;
  • I место Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагогический опыт в системе дополнительного образования»;
  • I место XII Международного конкурса научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование».

Но главное – в реализацию проекта, в исследовательскую краеведческую деятельность вовлечены десятки подростков. Как следствие, постоянными в газете стали рубрики «Моя малая Родина», «Страна Саяния», «Моя Саяногория». За прошедшие годы десятки опубликованных детских работ оценены дипломами победителей конкурсов всех уровней.

Проект «Память, память, за собою позови»

При разработке с обучающимися планов публикаций ко Дню Победы в 2015 году мы столкнулись с фактом: дети не знают никого из героев Великой Отечественной войны, не знают своих предков, воевавших на фронте и трудившихся в тылу. Никого! Причем это не худшие ученики школ и не ученики младших классов. Когда озвучили наиболее известных героев войны и спросили ребят, слышали ли они эти фамилии, в ответ была тишина. А одна из уже выпускниц школы задала вопрос: «Коллективизация – это во времена Гитлера?» Колоссальный пробел в знаниях как семи-, так и одиннадцатиклассников. О какой памяти и о каком патриотизме в таком случае может идти речь?

Как педагога и как журналиста автора данной статьи такое положение дел повергло в шок, заставив переосмыслить и пересмотреть учебные планы и весь обучающий процесс. Решение проблемы патриотического воспитания стало одним из приоритетных направлений работы пресс-центра. В первую очередь был разработан проект «Память, память, за собою позови…» и сразу принят к реализации. В газете «Пострел» (далее – газета) была открыта рубрика «Память», первой публикацией которой стал материал обучающихся восьмиклассниц Анны Малыхиной и Юлии Якубович «Расскажите детям о войне», в котором авторы задаются вопросами: «Мы не знаем героев войны. Нам по 14 лет, а мы ни разу не слышали про подвиги Матросова, Гастелло, Космодемьянской, молодогвардейцев, не говоря уже о героях нашей малой родины – Хакасии. Почему? Почему об их подвигах в Великой Отечественной войне мы узнали только в пресс-центре ЦДТ? Прививать любовь к Родине, гуманизм, интернациональность, уважение к традициям и культурам разных народов, неприятие антинародных принципов и лозунгов нужно начинать с раннего возраста, как это было до начала реформы отечественного образования. В противном случае ситуация в Украине может распространиться и на Россию…» За данную публикацию авторы получили дипломы конкурсов разных уровней и были поощрены путевкой на журналистскую смену во Всероссийский детский центр «Океан».

Далее началась исследовательская работа и создание материалов о земляках – участниках Великой Отечественной войны. В газете, уже под рубрикой «Мужество», были опубликованы материалы Виктории Бурдуковой «Память и молчание Мясного бора», Алины Винтер «Огненные версты украинской девчонки», Анны Дементьевой «Они защищали Родину», Анны Авдониной «Герои живы, пока их помнят» и «Огненными верстами войны», Яны Вязниковой «Детство, которого не было».

В пресс-центре занимались сестры-двойняшки. При знакомстве с ними автор статьи поинтересовалась: «Доможаков Митрофан Николаевич – это ваш родственник или однофамилец?» На данный вопрос девчонки затруднились ответить и сказали, что спросят у мамы. На следующем занятии они рассказали, что это их родной прадедушка, но вот документов и каких-либо фотографий не сохранилось. Всем активом пресс-центра мы начали поиски. По крохам из разных источников собирали информацию о роде Доможаковых в целом и о Митрофане Николаевиче в частности. Надо заметить, что работа была довольно длительной и кропотливой. Поиски пришлось вести и в Интернете, и в архивах республики, района, откуда призывался Доможаков, и при встречах с людьми, владеющими хоть какой-то информацией по теме. Результаты не просто порадовали поисковиков, но и потрясли потомков героя той воины – сестер Айчари и Айсили: их прадедушка – полный кавалер орденов Славы, сапер Митрофан Николаевич Доможаков. Воинская слава рода на уже сказанном не заканчивается: Героем Советского Союза вернулся с войны разведчик Михаил Егорович Доможаков. В результате под рубрикой «Мужество» был опубликован журналистский материал «Наше наследие – в вас».

Исследование этой темы побудило ребят начать поиск и сбор информации в своих семьях, даже тех, кто заявил, что в их роду нет ни участников войны, ни тружеников тыла, ни детей, переживших трудные годы войны. Наши адресованные ребятам слова о том, что они – последнее поколение, которому еще дана возможность восстановить историю своих семей, о том, что их потомкам уже не у кого будет получить эту бесценную информацию и семейная нить памяти будет оборвана навсегда, рассеяло сомнения у всех.

И поисковая работа началась. Среди юнкоров даже возникло своего рода соревнование – кто больше найдет своих героев. Кроме того, юнкоры занялись сбором и анализом информации, созданием журналистских текстов об участниках интернациональных и локальных войн, а теперь еще и СВО. В результате написаны десятки работ, но главное – то, что ребята теперь знают о своих предках, помнят о них и гордятся ими, что они стали изучать историю и России, и Хакасии, что они становятся личностями, настоящими гражданами своей страны.

Проектно-исследовательская работа в пресс-центре продолжается, вовлекая в этот процесс все больше обучающихся. Для развития наиболее одаренных из них разработана и реализуется дополнительная программа «Ступени роста», предусматривающая обучение и по индивидуальным учебным планам. Причем довольно успешно: ребятами созданы такие проектно-исследовательские работы, как «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Этот День вы приближали, как могли», «Гражданско-патриотическое воспитание в пресс-центре “Эксклюзив”», «Солдаты необъявленных войн», «Да не прервется связь времен», «Археологические памятники культуры древних хакасов», «Хакасские национальные традиции и обряды», «Саяногорск литературный» и другие.

Со своими индивидуальными проектно-исследовательскими работами юнкоры участвуют в городских краеведческих чтениях, делятся полученными знаниями со сверстниками через публикации, выступают с публичными защитами результатов исследований, участвуют в конкурсах Всероссийского и международного уровней и становятся победителями. Это означает, что у них успешно идет формирование интеллектуального инструментария, необходимого для самостоятельной исследовательской и проектной деятельности – способности самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, мобилизуя свои полученные ранее познания в области журналистики, привлекая знания из разных областей наук, используя бесценный опыт прошлых поколений.

Список источников:

  1. Бакштанский В.Л., Жданов О.И. Менеджмент жизни: Стратегия личной эффективности. – М.: Беловодье, 2008. – 464 с.
  2. Билет в будущее. Профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры. – URL: https://bvbinfo.ru/ (дата обращения: 23.04.2024).
  3. Валеева Р.А. Саморазвитие и самореализация как цель и результат гуманистического воспитания // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: Материалы международной научно-практической конференции (1–2 июня 2009 г., г. Пермь). – Часть I. – URL: http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_4.html (дата обращения: 30.03.2024).
  4. Иванова И.В. Формирование готовности подростков к саморазвитию как целевая функция дополнительного образования // Воспитание школьников. – 2018. – № 6. – С. 27–34.
  5. Иллюстрированная этнография хакасов: Альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова. – Абакан: [б.и.], 2004. – 104 с.
  6. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 27–32.
  7. Логинов Д.А. Профориентация в старшей школе // Российский учебник. – URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/2c6/2c65a34db03088054a923b46b09adbd9.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
  8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – 2-е издание, М.: Academia, 2004. – 250 с.
  9. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации // Философские науки, 1982. – № 4. – С. 24–32.
  10. ПроеКТОриЯ. Крутые профессии, перспективные отрасли и лучшие эксперты. Все для того, чтобы помочь тебе ответить на вопрос «Кто Я?». – URL: https://proektoria.online/ (дата обращения: 23.04.2024).
  11. Рожков М.И., Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании в контексте экзистенциальных подходов в педагогике // Нижегородское образование. – 2017. – № 4. – С. 25–32.
  12. Сокровища культуры Хакасии / отв. ред. А.М. Тарунов; сост. И.Л. Кызласов, А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. (Наследие народов Российской Федерации. Вып. 10).
  13. Чебодаев П.И. История Хакасии с древнейших времен до конца XIX века. – Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1992. – 156 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: