Занятия настольным теннисом как средство сбережения зрения современных детей и подростков

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие возможности настольного тенниса в решении одной из важных проблем современной России – ухудшении здоровья населения, а именно ухудшении зрения у детей и подростков. Статья основана на практическом опыте авторов и предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в образовательных организациях различных типов и видов.

Т. П. Пименова,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ЦДТ,
г. Междуреченск

А.А. Гунина,
методист,
МБУ ДО ЦДТ,
г. Междуреченск

Общей проблемой для всех российских регионов является ухудшение здоровья населения, особенную тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков: все больше детей и подростков страдают от ухудшения зрения и появления близорукости [5]. Статистика, основанная только на зарегистрированных случаях, показывает, что процент близоруких людей прогрессирует [2]:

  • по статистике Всемирной организации здравоохранения примерно 290 миллионов человек в мире имеют проблемы со зрением (близорукость), из них 19 миллионов – дети до 18 лет;
  • по статистике близорукости по России заболеваемость среди детей и подростков за последние годы выросла в 1,5 раза.

Рассмотрим возможные причины падения зрения и способы его сохранения. Одной из наиболее распространенных причин ухудшения зрения является неограниченное использование гаджетов и компьютеров. Основной вред от компьютера и других зрительных нагрузок заключается в том, что глаза часами фокусируются на близком расстоянии и находятся в постоянном напряжении [3].

Зрение также зависит от осанки. Годы учебы, проведенные в сидячем положении за ученической партой, не проходят бесследно – ухудшается кровообращение, появляются зажимы в шейно-воротниковой зоне. Из-за этого головной мозг не получает достаточного питания и кислорода, проходимость нервных импульсов от органов зрения к мозгу затрудняется. Если не принять соответствующие меры, такое ухудшение может перерасти в прогрессирующую близорукость [1; 4]. Недостаток физической активности также отрицательно влияет на зрение.

Но что можно сделать со школьной нагрузкой, если без нее не обойтись? Занятия на уроках и выполнение заданий на дом отнимают у подростков очень много моральных и физических сил, оказывая огромную нагрузку на зрение. К тому же, современное образование не может обойтись без компьютера, и его использование тоже добавляет напряжения. Но выход из этого положения есть. Практически во всех учреждениях дополнительного образования есть секция настольного тенниса. И Центр детского творчества города Междуреченска не исключение.

Конечно, учреждение дополнительного образования не может брать на себя медицинские функции и обязанности. Тем не менее педагоги дополнительного образования имеют возможности создать условия не только для успешного обучения и развития личности ребенка, но и для сохранения его здоровья. Основу здоровьесбережения составляют рациональная организация занятий, использование активных форм и методов обучения, включение специальных учебных элементов.

Для того, чтобы обоснованно подобрать методы и формы учебной работы, мы провели опрос учащихся объединения «Быстрая ракетка» в возрасте от 7 до 17 лет (общая численность опрошенных составила 45 человек). Опрос касался двигательного режима и условий здоровьесбережения в семье. Результаты опроса:

  • 29% участников опроса тратят по 3–4 часа на выполнение домашних заданий;
  • 27% не используют настольную лампу, а занимаются при верхнем или естественном освещении;
  • 41% опрошенных проводят за компьютером, гаджетами, просмотром телевизора более 4 часов в день;
  • лишь 3% опрошенных учащихся делают специальные упражнения для улучшения зрения.

То есть 70% учащихся практически 8 часов в день проводят без активного движения, чаще всего в положении сидя.

Доктор биологических наук Наталья Панкова говорит об этом явлении следующее: «У человека максимальная потребность в движении приходится на возраст от 6–7 до 10–11 лет. В 8–10 лет ребенок совершает в сутки 18–20 тысяч движений. По времени это соответствует 2 часам активной физической нагрузки, из которых не менее 30 минут приходится на нагрузку достаточно высокого уровня с частотой пульса до 140–160 уд. /мин. В реальности школьные занятия, выполнение домашних заданий, компьютерные игры ограничивают ребят в движении до 20–25% от нормы. Ограничение в движении – причина не только физических, но и психических расстройств, что не так хорошо известно, хотя по уровню воздействия на детский организм данный фактор занимает одно из первых мест» [5].

Одним из вариантов профилактики нарушений зрения мы считаем занятия настольным теннисом, в котором практически нет ограничений по возрасту, состоянию здоровья и физической готовности. Даже профессиональные офтальмологи рекомендуют тем, кто страдает от проблем с глазами, настольный теннис в качестве вспомогательного средства коррекции.

Настольный теннис – один из самых популярных видов спорта во всем мире, как по числу занимающихся, так и по числу стран, где он развивается. С каждым годом его популярность и доступность возрастает. Какая же польза для здоровья от настольного тенниса? При игре в настольный теннис происходит постоянная перефокусировка зрачка, что приводит к периодическому сокращению мышц глаза. Получается тот же эффект, что и при специальных тренировках глаза, но с пользой для общего здоровья и более продолжительный, что хорошо сказывается на мышцах глаза. Также глазное яблоко становится подвижным, как и все его мышцы [1]. Настольный теннис – это прекрасная тренировка и для мышц тела, для укрепления осанки.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся детского объединения в значительной степени зависит от правильной организации учебного процесса. Для этого на учебно-тренировочных занятиях мы используем здоровьесберегающие технологии:

  • обязательная разминка тела учащегося в начале занятия, основная цель которой – разогреть тело и подготовить его к предстоящим физическим нагрузкам;
  • отдельная тренировка-разминка глазодвигательных мышц перед нагрузкой на них в ходе самой игры;
  • игра за теннисным столом, позволяющая активно двигаться мышцам глазного яблока;
  • использование во время игры разноцветных мячей: голубых, зеленых, оранжевых, что позволяет существенно снизить воздействие на зрение негативных факторов (плохое освещение, неправильное положение тела за столом, за партой);
  • работа с тренажером;
  • общая заминка после тренировки, которая включает растяжку и упражнения, направленные на восстановление организма после физической нагрузки; заминка помогает снизить мышечную напряженность, улучшить гибкость и подготовить организм к отдыху;
  • после тренировки легкий массаж глаз, улучшающий состояние органов зрения, предотвращающий развитие серьезных заболеваний и их осложнений [5].

В процессе учебно-тренировочного занятия происходит постоянная концентрация на теннисном мяче, который то удаляется, то приближается, то замедляется. Регулярная смена траектории взгляда полезна для глаз: именно на этом принципе основана знаменитая точечная гимнастика, когда человеку нужно поочередно смотреть сначала на улицу, а потом на точку на стекле. Динамическое движение глазного яблока во время занятия или соревнования по настольному теннису позволяет:

  • улучшить координацию;
  • держать в тонусе мышцы глазного яблока;
  • повысить остроту зрения.

В нашем детском объединении обучающиеся играют в теннис не только в здании, но и на свежем воздухе, что обеспечивает дополнительный фактор здорового образа жизни – закаливание и соляризацию (от лат. solaris  – солнечный, sol – солнце; через французское слово solarisation). По мнению американского ученого-офтальмолога Уильяма Бейтса, нарушения зрения связаны с искусственным освещением: современные городские жители чаще имеют офтальмологические заболевания, поскольку примерно 90% своего времени проводят в помещениях, тогда как жители сельской местности, которые чаще бывают на свежем воздухе и при солнечном свете, реже страдают от зрительных патологий [4]. Увеличение количества времени, проводимого на открытом воздухе, может снизить риски ухудшения зрения. Использование естественных сил природы, приводит к тому, что учащиеся становятся закаленными, успешно противостоят неблагоприятным факторам внешней среды, у них повышается устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, усиливаются иммунные реакции, развиваются все системы организма, особенно, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и нервная.

Ежегодно с учетом соответствующих климатических/погодных условий при нашем Центре работает детская площадка не только для наших учащихся, но и для детей всего микрорайона. Теннисные столы устанавливаются на прилегающей к Центру территории.

Успешность и эффективность занятий настольным теннисом на свежем воздухе возможны только при соблюдении следующих принципов:

  • постепенность;
  • систематичность;
  • комплексность.

Еще одним элементом занятий теннисом и в здании Центра, и на свежем воздухе является положительный эмоциональный фон. Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни, повышают эмоциональный тонус, укрепляют уверенность и силу воли, что пригодится нашим учащихся как в спортивных соревнованиях, конкурсах, играх и праздниках, так и в повседневной жизни.

Анализ педагогического опыта авторов статьи, позволяет сделать следующий вывод: здоровьесберегающая деятельность востребована сегодня, так как вовлекает всех участников образовательного процесса в активную физическую и умственную деятельность. Молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Список источников:

  1. Валетов М.Р. Эффективность круговой тренировки в физической подготовке спортсменов 9–11 лет в настольном теннисе. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-krugovoy-trenirovki-v-fizicheskoy-podgotovke-sportsmenov-9-11-let-v-nastolnom-tennise (дата обращения: 23.03.2024).
  2. Всемирная организация здравоохранения ВОЗ публикует первый Всемирный доклад о проблемах зрения. – URL: https://www.who.int/ru/news/item/08-10-2019-who-launches-first-world-report-on-vision (дата обращения: 23.03.2024).
  3. Коллектив врачей «Очков нет». – URL: https://www.ochkov.net/informaciya/stati/chto-takoe-solyarizaciya-glaz.htm (дата обращения: 23.03.2024).
  4. Кузнецов Г.М. Методика использования настольного тенниса для улучшения развития зрения или ограничения его ухудшения. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-ispolzovaniya-nastolnogo-tennisa-dlya-uluchsheniya-razvitiya-zreniya-ili-ogranicheniya-ego-uhudsheniya/viewer (дата обращения: 23.03.2024).
  5. Панкова Н. Опасности наших дней. – М.: Медицина, 2014. – 64 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: