Приемы развития креативности обучающихся объединения «Полимерная флористика»

Креативность – одно из востребованных качеств современности. Дополнительное образование может способствовать развитию детской креативности. Автор статьи представляет свой опыт развития креативности у обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Предложенные автором упражнения могут быть применены на любом занятии.

Н.Г. Якубова,
педагог дополнительного образования,
объединение «Полимерная флористика»
ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском»,
Москва

Креативность – способность человека к нестандартному мышлению, адаптивности, генерации оригинальных и полезных идей, образов, концепций и продуктов при помощи воображения и интуиции. Креативные люди обладают способностью видеть проблему с разных сторон и находить ее уникальные решения. Результатом креативного процесса является создание нового продукта деятельности.

Первоначально креативность рассматривалась как универсальная познавательная способность человека. Термин сreativity дословно переводится с английского как «творческость», т.е. способность к созданию нового. Согласно А. Маслоу (амер. психолог, основатель гуманистической психологии), креативность – это творческая направленность личности, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды [3].

Развитие креативности требует создания определенных условий, таких как свобода самовыражения, отсутствие страха перед ошибками и критикой, поддержка окружающих и мотивация. Для развития воображения, критического мышления, решения проблем и введения инноваций также полезны специальные упражнения.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является дополнительное образование, которое имеет ряд преимуществ по сравнению с общим, поскольку предполагает больше свободы выбора деятельности. Немаловажен и тот факт, что количество обучающихся в группе меньше, чем в классе, соответственно у педагога больше шансов поддержать творческий замысел обучающегося, помочь ему реализовать задуманное. Огромную роль играет царящая в коллективе атмосфера – поддержка и признание ценности творческого подхода.

Мы живем в век инноваций, оптимизирующих деятельность обучающихся. Однако и сегодня большинство из них, приходя в объединения дополнительного образования, зачастую не имеют полного представления о своем творческом потенциале. Задача педагога не препятствовать внутренней креативности, а предоставить ребенку возможность стать исследователем и первооткрывателем.

Роль декоративно-прикладного творчества в развитии креативности неоспорима. Этот вид искусства не только помогает детям выразить свои мысли и чувства, но и развивает их творческие способности, фантазию и воображение. К тому же, декоративно-прикладное творчество:

  • способствует развитию мелкой моторики рук, что, в свою очередь, влияет на развитие у детей мышления и речи;
  • дает детям возможность научиться работать с различными материалами и инструментами, что является важным навыком для их будущей жизни;
  • помогает детям изучать историю и культуру своего народа, что благоприятно сказывается на формировании их национального самосознания;
  • способствует развитию у детей эстетического вкуса и чувства прекрасного;
  • является отличным способом выражения детьми своих эмоций и чувств, что может помочь им справляться со стрессом и негативными эмоциями.

Таким образом, декоративно-прикладное творчество играет важную роль в развитии у детей креативности и помогает им стать полноценными членами общества.

В настоящее время рукоделие вышло на новый виток развития – теперь его все чаще называют словом handmade (англ. – ручная работа).   Сделанные своими руками вещи порой существуют в единственном экземпляре и потому уникальны, эксклюзивны. Такие изделия сегодня чрезвычайно популярны, а увлечение рукоделием –  модно и престижно.

Полимерная флористика – искусство создания цветов и флористических композиций из специальных полимерных глин с применением техники ручной работы и инструментов. Это современный вид декоративно-прикладного искусства, который зародился в Японии в конце ХХ века. Данный вид рукоделия – совершенно новое для России направление, в котором собраны в один неповторимый букет работа с формой, цветом и композицией. Любой цветок – настоящее произведение искусства, где каждый лепесток вылепливается и расписывается вручную. 

Основная техника работы с полимерной глиной – это лепка, предоставляющая удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, позволяющий развивать мелкую моторику рук, фантазию, мышление, память и внимание детей. Лепка благотворно влияет на нервную систему, способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики. Важно и ценно то, что лепка, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически: он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

В Центре творчества «На Вадковском» вот уже более 10 лет существует и развивается творческое объединение «Полимерная флористика» для детей от 8 до 18 лет. Важными отличительными особенностями дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в объединении, являются:

  • ее новизна, поскольку дети осваивают новый современный вид декоративно-прикладного творчества;
  • отсутствие «привязанности» к одному направлению полимерной лепки, включение элементов разных школ: сувенирной лепки, флористики, изобразительного искусства и др.;
  • возможность вводить в учебный процесс появляющиеся новинки полимерной флористики, что делает творчество детей еще более изысканным и актуальным.    

Актуальность программы обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей: через прикосновение к рукоделию, современным ремеслам в детском коллективе создается микроклимат добра и взаимопонимания, красоты и гармонии, воспитывается бережное отношение к ручному труду и творчеству других людей.

Для развития детской креативности на занятиях объединения «Полимерная флористика» были разработаны 5–10-минутные упражнения, связанные с тематикой занятия. Приведем пример таких упражнений, используемых в рамках цикла занятий по теме «Изготовление цветов. Создание цветка фрезии».

Занятие 1

Развиваемый навык: креативность

Продолжительность: 10 минут

Размер группы: от 5 человек

Возраст: от 8 лет

Профиль занятий: декоративно-прикладное творчество

Условия, оборудование: для упражнения 1 – цветная распечатка нескольких вариантов цветов, похожих на фрезию; для упражнения 2 – бумага, цветные карандаши.

Описание упражнений:

Упражнение 1. «Угадай-ка»

Для эмоционального разогрева и настроя на тему обучающимся предлагается вспомнить, как выглядит фрезия. Но не просто рассмотрев изображение цветка, а выбрав из нескольких предложенных образов.

Упражнение 2. «С каким предметом, существом и т.п. ассоциируется фрезия»

Данное упражнение включает в себя и развивает ассоциативное творческое мышление, связанное с темой. Каждый из участников рисует, с каким предметом, существом и т.п. ассоциируется у него фрезия.

Занятие 2

Развиваемый навык: креативность

Продолжительность: 5 минут

Размер группы: от 5 человек

Возраст: от 8 лет

Профиль: декоративно-прикладное творчество

Условия, оборудование: мяч, цветные карандаши, листы с нарисованной черно-белой фрезией

Описание:

Упражнение 1. «Разминка.Цвет настроения»

Игра в мяч. Участники встают в круг и бросают мяч друг другу. Поймавший мяч говорит о характере своего настроения: I круг – какое оно на ощупь (гладкое, шершавое и т.п), II круг – каково оно по температуре (холодное, прохладное, горячее и т.п).

Упражнение 2. «Творческое»

Участникам раздаются листы бумаги формата А4, на которых нарисована фрезия в черно-белом варианте. Предлагается раскрасить ее в цвет своего настроения в данный момент.

Занятие 3

Развиваемый навык: креативность

Продолжительность: 5 минут

Размер группы: от 5 человек

Возраст: от 8 лет

Профиль: декоративно-прикладное творчество

Условия, оборудование: цветные карандаши, листы с нарисованной черно-белой фрезией

Описание:

Упражнение «Необычная фрезия»

Обучающимся дается задание раскрасить фрезию в цвета, не существующие у обычной фрезии.

Занятие 4

Развиваемый навык: креативность

Продолжительность: 5 минут

Размер группы: от 5 человек

Возраст: от 8 лет

Профиль: декоративно-прикладное творчество

Условия, оборудование: цветные карандаши, листы с недорисованной черно-белой фрезией

Описание:

Упражнение «На что похоже?»

Обучающимся предлагается дорисовать начальный рисунок фрезии чем-либо, но не цветком.

Креативность – важное личностное качество, являющееся основой достижения успеха в различных областях жизни. Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют детям генерировать нестандартные, оригинальные идеи, достигать высоких результатов в различных видах деятельности, расширять свой кругозор. Развитие креативности на этих занятиях учит видеть «необычное в обычном», стимулирует изобретательность, позволяет творчески подходить и к обычным делам,  совершенствует когнитивные навыки, повышает успеваемость, совершенствует интуицию и гибкость мышления, воображение и творческую фантазию, помогает найти свой стиль в творческой деятельности.

Список литературы:

1. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

2. Искусство керамической флористики: Мастер-классы по лепке цветов из полимерной глины. – М.: Издательская группа «Контент», 2014. – 96 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с. (Серия «Мастера психологии»).

Добавить комментарий

Войти с помощью: