Лиза (рассказ)
В рассказе раскрывается тема взаимодействия ученика и учителя, подчеркивается роль личности педагога в обучении и воспитании, делается упор на важности применения неформализованного индивидуального творческого подхода в подготовке детей. Доброта и принятие, терпение и высокий профессионализм, любовь к своему предмету – качества, позволяющие учителю физкультуры разглядеть потенциал в ранее освобожденной от физкультуры девочке, помочь ей поверить в свои силы. Результатом педагогической деятельности становится выявление у ученицы спортивной одаренности и сопровождение ее до уровня лучшей спортсменки школы, входящей в сборную округа. Успехи в спорте коренным образом меняют жизнь героини. В основу произведения лег педагогический опыт автора.
А.В. Воскресенский,
учитель физической культуры
ГБОУ «Школа № 1538»,
г. Москва
Лиза приехала в Москву из другого города. Квартиру родителям дали в хорошем районе. Документы подали в гимназию, которая была ближе всех к дому. Там Лиза и продолжила учиться в девятом классе.
Скромная, застенчивая, тихая, добросовестная и трудолюбивая, она сразу понравилась учителям и ученикам класса. Училась в основном на отлично.
Проблем с обучением не было, пока на физкультуре не начались уроки по теме «Спортивные игры». До этого были легкая атлетика и гимнастика, темы, по которым у Лизы были только отличные оценки. А вот когда приступили к теме «Волейбол», выяснилось, что Лиза панически боится мяча.
Когда она впервые на уроке увидела, что выносят сетку с волейбольными мячами, просто убежала в раздевалку и наотрез отказалась выходить из нее, пока не уберут мячи. Учитель физкультуры подумал сначала, что это просто какая-то детская блажь, и, когда мячи унесли, вызвал Лизу, чтобы серьезно с ней поговорить, а если надо и поругать. Но когда Лиза вышла из раздевалки, педагог понял, что никого он ругать не будет. Девочка не рыдала, не кричала, а молча смотрела, как мячи уносят в инвентарную комнату, и по ее бледному лицу катились крупные слезы.
– Не плачь. Рассказывай спокойно, почему ты боишься мяча? – спросил учитель.
И Лиза рассказала, что еще в пятом классе, когда она училась в своем городе, играла на уроке с мячом и сломала палец на руке. Через месяц, когда выздоровела, опять на уроке играла и сломала ногу. А еще через три месяца получила сотрясение мозга. При игре наступила на мяч и упала. С тех пор она не просто боится мяча. Она убегает или прячется от него. Родители знают про это. Водили к психологу. Ездили в санаторий заболеваний нервной системы, но ничего не помогало. Наконец, перевели дочку в школу, где не было в программе спортивных игр, а был зал для гимнастики и хореографии и на улице стадион для бега и метания мяча.
– Понимаешь, Лиза, – сказал преподаватель, – у нас в гимназии два спортивных зала и в них есть волейбольные стойки и сетка. А на улице возле стадиона – еще одна красиво оборудованная летняя волейбольная площадка, поэтому мы играем в волейбол и зимой в зале, и летом на улице. По государственной программе у нас пятнадцать уроков по волейболу. И мне что тебе ставить – 15 двоек подряд за твои прятки в раздевалке? Так дело не пойдет. Будешь обучаться по специальной методике для таких детей, как ты. Если все будешь выполнять, как я тебе скажу, и двоек не будет, и с волейболом подружишься.
– Не получится у вас ничего. Я три года в своем городе к врачам ходила. Без толку. Знакомые врачи справку каждый год давали с освобождением от уроков спортивных игр. У вас ничего не получится. Зачем вам надо со мной возиться? Не нужен мне по жизни ни этот мяч, ни волейбол, – тихо проговорила Лиза.
– Ты знаешь, я и сам не знаю, почему я тебе это сказал, но что-то мне подсказывает, что обучить тебя волейболу надо. Так что готовься. Не знаю, год пройдет или два, но к выпускному в одиннадцатом классе волейбольный мяч станет тебе другом. Думаю, знакомых врачей у тебя здесь нет и в Москве справку с болезнею «боязнь мяча» тебе не дадут. А с диагнозом «психическое заболевание» или чем-то в этом роде тебя в престижный вуз не возьмут. Торопиться не будем, время у нас есть. На урок приходи всегда в спортивной форме. Буду давать тебе специальные задания, – сказал педагог.
– А где я их буду выполнять, эти специальные задания? – спросила Лиза.
– Сначала в раздевалке, в которой прячешься, – ответил учитель. На том и разошлись.
На следующем уроке физкультуры учитель показал Лизе волейбольный мяч и сказал:
– Двоек ставить не буду. Вот мяч, видишь, я на нем написал букву «Л», это будет твой личный мяч. Просто возьми его и посиди с ним в раздевалке. Пусть он полежит в углу под лавкой или рядом с тобой.
– И сколько уроков мне с ним сидеть? – спросила Лиза.
– Пока не перестанешь бояться.
Через два урока Лиза сказала:
– Не боюсь.
–Теперь возьми его в руки и сиди с ним в руках. Можешь его помять. Об пол постучать тихо. Перекладывай из руки в руку.
В конце второго урока Лиза вышла из раздевалки со словами «Не боюсь».
На следующем уроке педагог посадил Лизу на скамейку в зале. Дал ей в руки ее мяч и сказал:
– Сегодня будешь сидеть в зале. Ничего не делай, просто сиди. Ребята будут выполнять упражнения с мячами, играть в волейбол. А ты просто сиди. Смотри во все стороны. Мяч свой крепко держи руками. И если вдруг увидишь, что в тебя летит случайно отскочивший мяч, загораживайся своим мячом или отбивай.
Через неделю Лиза освоилась. Она уже не боялась сидеть в зале, когда ребята играли в мяч, и лихо отбивала отскочившие в нее мячи. В начале следующей недели Лизу поставили на волейбольную площадку.
– Ребята, – сказал учитель, – у вас в команде будет находиться Лиза. Именно находится, а не играть. Она будет все время стоять вот здесь, под сеткой. Это ваш игровой талисман. Вы должны его оберегать и защищать. А ты, Лиза, если вдруг в тебя случайно попадет мяч, должна его отбить куда хочешь, но лучше через сетку. Продержись у сетки хотя бы пять минут.
От урока к уроку время нахождения Лизы на площадке увеличивалось. Дополнительно учитель записал ее к себе в секцию волейбола. Она приходила на секцию. Брала мячик. Уходила в угол зала, чтобы никому не мешать, и выполняла индивидуальные задания. Передачи над собой на месте, передачи с ударом об стену, то есть всю программу пятого и шестого классов, которые она пропустила. Через месяц Лиза уже играла в команде – не просто стояла на площадке талисманом, а играла: отбивала, передавала, подавала мяч. Пускай не очень хорошо, но зато без боязни и с желанием.
Страх прошел полностью. Лиза продолжала дополнительно ходить на занятия секции. Особенно хорошо у нее получалась подача. Сначала она подавала слабо. Мяч не долетал даже до сетки. Но однажды учитель перед выполнением подачи сказал ей:
– Ты представь Лиза, что это не мяч, а клубок твоих страхов, которые мучали тебя годами. Соберись. Ударь его посильней. Отбрось это от себя как можно дальше.
После этих слов Лиза лупила по мячу что есть силы. Сначала мяч с силой влетал в сетку или перелетал площадку. Постепенно на тренировках учитель поставил ей правильную технику подачи. Она узнала, как подкинуть мяч и как держать руку. В какую точку мяча ударить. В одиннадцатом классе Лизу взяли играть за сборную гимназии. В основном из-за сильных подач – «неберучек». В одной из игр за первенство района она подала семь мячей подряд, и соперник не смог их взять.
Время шло. Отзвенел последний звонок, отшумел выпускной. Лиза, получив аттестат вместе с остальными выпускниками, радостно выпорхнула в большую жизнь.
Прошло два года. В один из сентябрьских дней, после уроков, во время проведения секции по волейболу, открылась дверь спортивного зала и на его пороге перед учителем физкультуры появилась Лиза под руку с красивым молодым человеком.
– Здравствуйте! Это я, а это мой муж Саша. Он дипломат и очень хотел с вами познакомиться, а также сказать вам за то, что я появилась в его жизни, огромное спасибо. Через три дня мы уезжаем с ним в страну «N». Он будет там работать, а я продолжать учиться в университете, – проговорила Лиза.
– Так, а теперь подробней с того места, где ты появилась в его жизни благодаря мне, – попросил ее преподаватель.
И Лиза рассказала, как после первого курса университета летом на каникулах она с родителями поехала в Европу на Средиземное море.
Там на пляже отдыхали выпускники МГИМО, будущие дипломаты. Они играли в волейбол. Команды были смешанные: девушки и юноши играли вместе.
А тут как раз мячик после удара отлетел далеко от площадки и попал прямо в Лизу. Девушка поднялась, взяла мяч в руки. Оценила расстояние до площадки и сильно ударила прямой верхней подачей. Мяч долетел до площадки и попал точно в сетку. Это было выполнено красиво.
Через минуту около Лизы стоял красивый молодой человек. Он вежливо попросил у Лизиных родителей разрешения поиграть Лизе с ними, так как в одной команде не хватало девушки и команды из-за этого были неравные.
Родители кивнули головами, Лиза согласилась. Итог этой игры – через полгода свадьба с венчанием. И сейчас, стоя в этом спортивном зале, молодые считают, что, если бы Лиза не умела играть в волейбол, их знакомства и свадьбы не было бы.
– Я говорил тебе, Лиза, что волейбол в жизни будет нужен. Конечно, все это необычно и кажется случайностью. Но случайностей не бывает. Браки свершаются на небесах. А цепочка событий просто ведет вас. Например, гимназия. Я пришел сюда работать. Ты пришла сюда учиться. А потом уже случилось все остальное. Ты только представь, что выбрала бы для учебы, а я для работы, другую гимназию – стояли бы мы сейчас здесь все вместе? Слава Богу, что мы нашли друг друга.
– Да, я поняла. Спасибо вам. Если еще раз будем в Москве, обязательно зайдем. До свидания, – улыбнулась Лиза. Нежно взяла своего Сашу под руку и повернулась уходить.
– Постойте, – остановил учитель, – у меня для вас подарок. Как будто знал, что вы придете, весь вечер разбирал на складе старые мячи.
Он зашел в инвентарную комнату и вышел оттуда с мячом.
– Возьми, это твой мяч. Вчера нашел. Видишь, буква «Л» еще видна. Играть им можно. Берите на память. И помни – случайностей в жизни не бывает.