Инженеры, операторы 3D-принтера, чипмейкеры и фрезеровщики. Как Москва растит кадры для промышленности

Москва готова оказать поддержку всем, кто хочет реализовать себя в сфере промышленности, и на любых этапах.

Для школьников открывают инженерные классы, студентам колледжей и вузов предлагают стажировку на высокотехнологичных предприятиях, а сотрудникам производств помогают повысить квалификацию. Подробнее — в нашем материале.

Рассказываем, какие знания и навыки школьники приобретают в инженерных классах, как проходит практика у студентов колледжей и вузов на высокотехнологичных предприятиях, можно ли выучиться на промышленного дизайнера или электросварщика после 30 лет, где помогут с поиском вакансий и почему современное производство — это не скучно.

Инженеры за школьной партой

Сегодня промышленников растят с юных лет. В 2015 году в московских школах открылись первые предпрофессиональные классы. Сегодня их шесть: медицинские, предпринимательские, медиа-, психолого-педагогические, ИТ- и инженерные. Классы формируют на период обучения в старшей школе. Ребята углубленно изучают профильные предметы, посещают ведущие предприятия отрасли, перенимают опыт у практиков и таким образом делают первые шаги к карьере.

В инженерных классах акцент делают на физике, информатике и математике (именно по этим дисциплинам учащиеся сдают ЕГЭ). Школьники осваивают технологии современного производства, посещают лекции, им организуют предпрофессиональные каникулы и практические занятия в 30 вузах и двух научных организациях столицы. И конечно, куда юным инженерам без науки будущего — робототехники. Они сами конструируют устройства-ассистентов, а затем представляют их на научно-практических конференциях.

Кроме того, ребята исследуют 3D-технологии, моделируют космические аппараты, проектируют здания в BIM-программах, экспериментируют с оптическими приборами. А во время экскурсий по авиакосмическим, лифтостроительным, косметическим, химическим и другим заводам ученики наблюдают за технологическими процессами и за тем, как управляют оборудованием профессионалы, оценивают масштабы индустриального развития города.

Инженерные классы открыты в 225 школах столицы. Партнерами таких классов стали свыше 70 производств в разных отраслях.

От 3D-принтеров до навигации в космосе. Студенческие стажировки на предприятиях

Двери высокотехнологичных предприятий открыты и для студентов колледжей и вузов. Производственная и учебная практика у первых — основа программы, она позволяет освоить профессиональные компетенции на самом высоком уровне. Предприятия же могут пополнить кадровый резерв: самых способных студентов колледжей приглашают трудиться по гибкому графику.

В АО «Объединенная энергетическая компания» юные инженеры из Московского государственного образовательного комплекса под руководством наставников знакомились с тем, как обеспечивается безаварийная работа оборудования, ремонтировали распределительные электроустановки. Будущие программисты учились создавать информационные системы для учета осветительных установок. Ведущее предприятие России по изготовлению приборов ориентации и навигации для космических аппаратов — «Геофизика-Космос» — тоже делится со студентами секретами работы. Здесь производят солнечные и звездные датчики, устройства ориентации по Земле. Практиканты обрабатывали детали для таких приборов, настраивали станки.

Проект «Техностажировка» предназначен для учащихся и колледжей, и вузов. Он помогает студентам раскрыть таланты, компаниям — найти одаренных ребят и вырастить из них профессионалов. С проектом сотрудничают крупные образовательные площадки: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов, Московский государственный образовательный комплекс, Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники».

Стажировки проводят в особой экономической зоне «Технополис Москва». С момента начала работы проекта в 2022 году на ее территории отточили навыки более 1,2 тысячи студентов. На заводе «Микрон» — главном чипмейкере России — рассказывают о создании микросхем, в фирме «Аддитивный инжиниринг» — об управлении ультрасовременными 3D-принтерами, в «Эвриале» — о строительстве промышленных ангаров.

Кстати, чтобы попасть на инновационный завод сегодня, необязательно записываться сразу на стажировку. В рамках проекта «Открой#Моспром» организуют экскурсии более чем по 130 предприятиям — ракетно-космическим, авиационным, машиностроительным, фармацевтическим, пищевым. Гуляя по цехам, участники узнают, как перерабатывают электронику, собирают авиационные двигатели, варят мыло и готовят конфеты ручной работы. Принять участие могут все желающие, в том числе школьники, которые находятся в поисках призвания, студенты колледжей и вузов. С момента начала работы проекта в 2019 году его аудитория достигла 16 миллионов человек

Обучению все возрасты покорны. Как перейти в промышленность из другой отрасли

А можно ли перейти в промышленность в 30 или 40 лет из другой сферы? Будут ли заинтересованы предприятия в таких кадрах?

В инновационно-образовательном комплексе «Техноград» на ВДНХ на эти вопросы отвечают «да». Комплекс специализируется на подготовке специалистов, в том числе синих воротничков. На курсах по информационным технологиям осваивают навыки программирования, по промышленному дизайну — 3D-моделирование и печать. Люди со средним образованием и выше могут выучиться на электросварщика и оператора станка с числовым и программным управлением (обе профессии востребованы на многих предприятиях). Для энергетиков открыт курс повышения квалификации по специальности «электромонтер по обслуживанию оборудования электростанций». Комплекс предлагает 110 программ дополнительного и дополнительного профессионального образования. Новые наборы в группы объявляют регулярно, следить за актуальным расписанием можно на сайте «Технограда»

Карьерные наставники центра инновационных кадровых сервисов «Профессии будущего» тоже убеждены в том, что сменить работу можно в любом возрасте. В центре ждут тех, кто начинает карьеру, хочет развиваться по уже выбранному профилю или освоить новую профессию. Специалисты помогут, подобрать индивидуальный карьерный трек — трудоустройство напрямую или через обучение. Всего в «Профессиях будущего» представлено 75 коротких образовательных программ по востребованным специальностям длительностью до 3,5 месяца.

Например, за короткий срок получится стать слесарем-сборщиком радиоэлектронной аппаратуры, наладчиком станков и манипуляторов с программным управлением, токарем, фрезеровщиком, шлифовщиком, сварщиком. Практику проходят на территории предприятий. После окончания учебы консультанты центра подберут вакансии и организуют собеседование. В агрегированной базе центра более 500 тысяч актуальных предложений о работе.

Искусственный интеллект и беспилотный транспорт. Повышение квалификации специалистов

Попав в мир промышленности, специалист не перестает развиваться и идти вперед. В этой отрасли трудно достигнуть карьерного потолка, поскольку всегда можно развить дополнительные навыки или податься в смежное направление. А на московских предприятиях без повышения квалификации не обойтись — на них постоянно внедряют инновации, которые оптимизируют рабочие процессы. Оставаться на гребне волны в своей профессии помогает проект «Московская техническая школа». В нем представлено более 200 курсов.

Инженеры учатся применять на производстве искусственный интеллект, изучают аддитивные технологии (они позволяют создавать объекты на 3D-принтере путем послойного добавления материала), микроэлектронику и фотонику — передовую отрасль науки, занимающуюся оптическими сигналами и созданием на их базе разных устройств, таких как лазеры. Есть и другие программы обучения: промышленный дизайн, робототехника и сенсорика (благодаря сенсорам роботы считывают сведения об окружающей среде, в том числе температуру, освещенность, расстояние), инновации на пищевых заводах и в области связи, беспилотный транспорт, новые химические технологии.

Недавно в «МТШ» открыли направление «Информационная безопасность», до конца года запустят модуль по цифровым двойникам. Последние — виртуальные модели объектов, помогающие смоделировать, что будет происходить с оригиналом в тех или иных условиях. Например, можно испытать оборудование онлайн и предупредить сбои в его работе. Практические занятия проводят на производствах, в вузах и лабораториях. Как сообщили в Департаменте инвестиционной и промышленной политики Москвы, с 2021 года в «Московской технической школе» повысили квалификацию более 2,7 тысячи промышленников. 

Источник: https://www.mos.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: