Воспитать казака (военно-патриотический музей «Казачья слава» как эффективный ресурс воспитания подрастающего поколения)
В статье раскрыты возможности музея «Казачья слава» в воспитании подрастающего поколения, представлен опыт военно-патриотического воспитания на основе духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, традиций и обычаев российского казачества. Материалы адресованы широкому кругу специалистов в области воспитания: заместителям руководителей по воспитательной работе, советникам по воспитанию, классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, методистам системы повышения квалификации педагогических кадров.
Н.М. Куранина,
руководитель ГБОУДО «Дворец творчества
детей и молодежи имени А.П. Гайдара»,
председатель совета регионального отделения
РДДМ «Движение Первых» города Москвы,
член Общественной палаты Российской Федерации,
г. Москва
В.И. Курганов,
воспитатель,
руководитель музея «Казачья слава»
ГБОУДО «Дворец творчества детей
и молодежи имени А.П. Гайдара»,
член Творческого союза художников России,
г. Москва
Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи…
Д.С. Лихачев
Воспитание подрастающего поколения, которое у всех народов и во все времена признавалось важнейшей деятельностью, сегодня заявлено как главный приоритет государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Это зафиксировано в ряде основополагающих документов:
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 (в ред. Указа Президента РФ от 15.03.2021 № 143);
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года;
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (01.01.2021–31.12.2026) в рамках национального проекта «Образование»;
- Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации (утв. Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» от 10.10.2022);
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Если проанализировать данные документы, то можно составить перечень характеристик и качеств, на которые нужно направить воспитательные усилия и которые следует формировать в современном школьнике. Результатом такого воспитания должна стать:
- высоконравственная личность, разделяющая российские традиционные духовные ценности, обладающая актуальными знаниями и умениями, способная реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовая к мирному созиданию и защите Родины [12];
- личность с патриотическим сознанием, гражданской ответственностью, активной жизненной позицией, с чувством любви и уважения к Родине на основе единых патриотических ценностей, гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к служению Отечеству и созидательной защите интересов Российской Федерации [6];
- всесторонне развитая личность со сформированным чувством гражданственности, законности и патриотизма в самом положительном его проявлении, уважающая память защитников Родины и их подвиги, старшее поколение и труд [16].
Вопросы патриотического воспитания и формирования перечисленных выше качеств современного школьника заслуживают самого пристального внимания, потому что именно они определяют завтрашний день нашего Отечества, ценностные ориентиры нашего общества, а в конечно итоге – национальную безопасность нашей страны, фундамент которой закладывается в патриотическом воспитании. А главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой [3, с. 266].
Сегодня одним из направлений патриотического воспитания детей и молодежи является обращение к воспитательным возможностям истории, культуры и традиций своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь.
В воспитании подрастающего поколения ни с чем не сравнимый потенциал имеет российское казачество как исключительно патриотически настроенная часть общества. Казачество не только бережно хранит свои традиции, но и готово ими делиться.
Особую значимость этот вопрос приобретает в связи с Указом Президента РФ от 9 августа 2020 года № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы». Стратегия, устанавливающая «содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу посредством формирования эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной и иной службы, участию в решении на основе общественно-государственного партнерства государственных задач в интересах национальной безопасности» [14]. Одновременно правительство рассчитывает повысить роль казачества в воспитании подрастающего поколения и нарастить количество мероприятий, проводимых при участии казачества в целях воспитания детей в духе патриотизма. В наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью: только на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество высоконравственных и компетентных граждан России [9, с.2].
Традиционный образ жизни казаков, если его рассматривать с точки зрения сегодняшнего обывателя, достаточно сильно изменился [13]. Естественно, сейчас никто не живет, как в произведениях М.А. Шолохова. Но сохранились история, взгляды, обрядовость, уникальная самобытность, традиционные ценности и принципы – то, что объединяет казаков «от мала до стара» и на что они опираются в своей жизни.
По единому мнению ученых [4, с. 752], казачья система воспитания является одним из базовых компонентов традиционной казачьей культуры, основанной на народных и православных корнях, с ценностями свободного развития личности, народовластия, служения Отечеству. Для казаков воспитание – приоритет, потому что за этим будущее. «Родился казаком и казаком умрешь», – говорят они, уделяя большое внимание воспитанию настоящего казака, воина и патриота [13].
Центрами сохранения культуры казачества являются краеведческие и исторические музеи, один из которых создан в Московском Дворце творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара. Это военно-патриотический музей «Казачья слава», где собран богатейший исторический и этнографический материал по истории и культуре российского казачества [7, 8].
Музей «Казачья слава» является интерактивным, в нем представлено множество экспозиций, посвященных разным периодам военной истории России: эксклюзивные макеты-диорамы, архивные документы, фотоматериалы и письма. Разнообразие и подлинность музейных экспонатов, в том числе образцов обмундирования, вооружения, экипировки, хозяйственной утвари, дают возможность максимально реализовать потребности обучающихся в наглядных формах обучения и удовлетворить их интерес к вопросам жизнедеятельности казачества [7, 8].
В музее «Казачья слава» учащиеся погружаются в самую настоящую атмосферу казачьей станицы, знакомятся с культурой, укладом жизни, костюмами, бытом и обрядами казаков. Именно традиционная культура (система ценностей, обычаи, верования и военно-профессиональные знания, язык и обряды, одежда и пища и др.) лежала в основе воспитания юного казака и способствовала воспитанию привязанности казаков к своей культурной среде или к родной гражданственности, которая является естественным основанием патриотизма [5].
В контексте темы статьи назовем лишь несколько значимых элементов патриотического воспитания юных казаков.
Важными средствами воспитания в казачьей семье являлись православные ценности, трудовая деятельность, физическое развитие, военное дело, здоровый образ жизни, трезвость, спортивные мероприятия и праздники, а также учение. Передаваясь из поколения в поколение, они становились традициями и строго регламентировали поведение всех членов казачьего сообщества, что обеспечивало тесную сплоченность и хорошую самоорганизацию. Казачье воспитание – это, в первую очередь, мужское воспитание, воспитание воина и защитника, основанное на традиционных духовно-нравственных ценностях, на традиционной семье в традиционном обществе [4, с. 763]. Любовь к детям, почитание родителей, уважение к женщине, преданность Отчизне и готовность в любой момент встать на ее защиту – все это исконные казачьи устои.
Взгляды казачества на воспитание фиксировались в специальных рекомендациях и руководствах: наставлениях, заповедях-запретах, заповедях-разрешениях, советах по воспитанию, пословицах и поговорках [4, с. 751]. В наставлениях детям придерживались следующих правил:
1. Не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах; искоренять зло и ненависть; относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам; разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями.
2. Быть всегда правдивым и искренним не только на словах и делах, но и в мыслях.
3. Жить только за счет своего труда; избавиться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.
4. Соблюдать воздержание и умеренность во всем.
5. Быть свободным от накопительства. Казак должен приобретать те вещи, которые необходимы, подарки, преподносимые от всего сердца, в которых есть истинная нужда.
Казаки, отцы и деды, говорили своим детям и внукам: «Каждый вечер вы должны десять или пятнадцать минут уделять воспитанию и размышлению, чтобы мысленно оценить прожитый день».
Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Детям постоянно внушались идеалы доброты ипослушания, совести, справедливости, прилежания к труду, также их учили разбираться в людях, распознавать настрой человека: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, человека – со всех сторон. Чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Знайте, что человек всегда злой, корыстолюбивый и он постоянно стремится властвовать над другими».
Своеобразный кодекс казачьей чести включал десять базовых заповедей:
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в правах, помни: нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии.
3. По тебе судят обо всем казачестве и народе.
4. Служи верно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово, слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай.
9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
10. Береги семью свою и служи ей примером [11, с. 182].
Самой главной задачей в системе патриотического воспитания юного казака всегда было обучение: наряду с военным делом, юноши осваивали науки. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству.
В течение многих веков казаки создавали своеобразную школу воспитания моральной устойчивости. Мальчиков воспитывали в порядочности и честному отношению к воинской службе. Учили добру и благожелательности. Как только ребенок начинал понимать, старшие давали ему почувствовать привлекательность добра и отвращение к злу. Все это делалось постоянно, в результате у детей в казачьих семьях вырабатывалась собственная позиция восприятия жизненных проблем.
Одновременно с этим детей учили отличать правду от лжи, героизм от трусости. Из послушного ребенка всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного – верхогляд, вор, обманщик, насильник. Казачат учили жить своим умом и сочувствовать боли близких.
С детства детям внушали, что себялюбие может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Особенно зорко следили, чтобы в каждом казачьем роду ребенок не был заражен завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства.
В воспитании придерживались принципа «увидел – осознал – сделал»: такая система мышления помогала в будущем взрослым казакам во время боя. Главное, никакой паники, суеты и лишних движений. Заметил опасность – оценил все риски – отреагировал. Таким образом вырабатывали способность правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.
С малолетства дети учились у старших, перенимали обычаи, продолжали традиции многих поколений своих предков. Обучение и воспитание в казачьей семье происходило по принципу «Делай, как я!», что становилось лейтмотивом всего педагогического процесса. Власть отца в семье, его авторитет и приоритет, его роль в формировании будущего защитника Отечества приобретали некий сакральный смысл [18].
Дедовская шашка на стене, нагайка у двери, отец в папахе и штанах с лампасами, кресты и медали на груди дяди и крестного формировали у юного казака понимание причастности к особой касте воинов. Песни о славных походах, рассказы о битвах и героях устанавливали связь юного казака с прошлым и славными предками, которым надо соответствовать.
Образцом считался всесторонне развитый молодой человек, способный достойно переносить любые жизненные испытания, интеллектуально развитый, физически сильный, усвоивший нравственные добродетели, которые казачья семья прививала мальчику как необходимый для жизни поведенческий кодекс, с рождения формируя воина, физически и социально готового к военно-пограничным условиям жизни [4, с. 764].
Представленные аспекты казачьей системы воспитания позволяют говорить о том, что казакам удалось создать целостную систему военно-патриотического воспитания, основанную на народных и православных корнях, пронизывающую всю жизнь человека и формирующую активную наступательную позицию в защите интересов Родины. В самобытных условиях с рождения, с опорой на мудрые и проверенные временем традиции народа будущего мужчину готовят к выполнению функций воина, защитника, патриота, труженика, а женщину учат быть хранительницей домашнего очага, матерью, защитницей, верной женой и труженицей [18].
Казаки говорят, что они достаточно консервативны, поэтому для них казаком может стать только человек, который казаком родился, но членом казачьего общества может стать любой.
Опыт военно-патриотического музея «Казачья слава» является успешным примером патриотического воспитания подрастающего поколения на основе приобщения к культуре казачества. В музее собраны документы, предметы, отражены отдельные события из истории казачества и факты о казачьем укладе жизни.
Школьники – посетители музея «Казачья слава» – проявляют большой интерес к вопросам воспитания своих сверстников, размышляя над заповедями казачества и правилами поведения; выясняя, что такое нравственность, долг перед Отечеством, храбрость и преданность своему народу; сравнивая верность высоким моральным устоям и честность в поступках.
Соприкоснувшись с историей и современностью казачества, посетив в музее уроки и многочисленные мероприятия, школьники задумаются о себе, о выборе своего жизненного пути и, мы надеемся, вырастут патриотами своей Родины. А успех в патриотическом воспитании будет достигнут, если мы, взрослые, сами будем чтить традиции своей страны, любить и знать историю большой и малой Родины и учить этому наше подрастающее поколение!
Список источников:
1. Акимов П.А. Православие и традиции в казачьем воспитании // Педагогическое краеведение (к 900-летию г. Рязани): Тезисы докладов 2-й научно-практической конференции (Рязань, 20.09.1995). – Рязань, 1995. – С. 12–17.
2. Виноградова Н.С. Военно-патриотическое воспитание в системе казачьих образовательных организаций. – URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/361/Action361-116213.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
3. Горбачева Е.В. Проблемы патриотического воспитания молодежи в учреждениях образования и культуры // Молодой ученый. – 2018. – № 44 (230). – С. 266–268. – URL: https://moluch.ru/archive/230/53525/ (дата обращения: 20.05.2024).
4. Гончарова О.В., Забровская О.В. Традиции воспитания детей в казачьей семье и общине как основа для создания духовно-нравственной развивающей среды воспитания подрастающего поколения // Концепт. – 2018. – № 9. – URL: https://kurl.ru/OPtMR (дата обращения: 20.05.2024).
5. Качура С.В. Использование музейной педагогики в воспитании казачат // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – URL: https://kurl.ru/XnJiB (дата обращения: 20.05.2024).
6. Методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Утв. Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспариотцентр» от 10.10.2022. – URL: https://kurl.ru/klCIA (дата обращения: 20.05.2024).
7. Музей «Казачья слава». – URL: https://kazak-muzeum.ru/biblioteka/ (дата обращения: 20.05.2024).
8. Музей «Казачья слава» работает в Южнопортовом. – URL: https://uzhnoport.mos.ru/presscenter/news/detail/11050293.html (дата обращения: 20.05.2024).
9. Музейная педагогика в деятельности образовательных учреждений казачьей направленности. Учебно-методическое пособие. Всероссийское казачье общество. – Москва, 2021. – 169 с. – URL: https://kurl.ru/eKrFI (дата обращения: 20.05.2024).
10. Мурзина И.Я. Традиции казачьего воспитания: этический аспект // Человек в мире культуры. – 2015. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-kazachiego-vospitaniya-eticheskiy-aspekt (дата обращения: 20.05.2024).
11. Нагорная В.А. О традициях духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания казаков-кадетов // Образование и саморазвитие. – 2012. – № 2 (30). – С. 180–184.
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. – № 996-р.
13. Традиции и воспитание: большое интервью атамана СКВРЗ о развитии казачества // РИА Новости. – URL: https://ria.ru/20220121/traditsii-1768759727.html (дата обращения: 20.05.2024).
14. Указ Президента РФ от 9 августа 2020 года № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы». – URL: https://kurl.ru/dcdib (дата обращения: 20.05.2024).
15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – URL: https://kurl.ru/jqUCm (дата обращения: 20.05.2024).
16. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года.
17. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (01.01.2021–31.12.2026). – URL: https://kurl.ru/HoAor (дата обращения: 20.05.2024).
18. Щупленков О.В. Роль семьи в воспитании казака-патриота // Казачество. – 2016. – № 5 (18). – URL: https://kurl.ru/jqUCm (дата обращения: 20.05.2024).