Московский городской конкурс педагогов дополнительного образования 2016. Поиск контекста

Конкурсы педагогического мастерства – важный этап профессионального развития педагога дополнительного образования.

педагог года

На страницах нашего электронного журнала «Про ДОД» опубликованы статьи участников городских конкурсов из Дворца пионеров:  «Я работаю психологом» (Пшеничнер Александр Борисович, участник конкурса «Педагог года Москвы-2015»), «Не для школы — для жизни учимся» (Золотарева Марина Николаевна, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2015»), «Шесть страхов «неучастников» педагогических конкурсов» (Андреев Константин Алексеевич, лауреат конкурса “Педагог года Москвы-2013”), «Москва – столица образования и культуры» (Орлова Ирина Андреевна, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2014)
Вспомним историю. Во Дворце пионеров на Воробьёвых горах к конкурсу готовились всем коллективом студии, отдела, центра, выбирали конкурсанта сначала на уровне подразделения, затем по образовательным направленностям, потом проходил конкурс педагогов Дворца, а уже следующим этапом было выдвижение на городской конкурс и, возможно, последующее участие во Всероссийском конкурсе.

Конкурс становился поводом поразмышлять о своём труде, о своей профессиональной позиции, сделать публикации, расширяющие информационное поле социокультурных практик, в которых педагог принимает участие со своими учениками и коллегами.

Педагог выступал не только лично от себя, но и от имени тех коллег, что выдвинули его на городской конкурс, представлял своеобразную визитную карточку своего подразделения: как организовано в нём образовательное пространство, как методически насыщена образовательная среда, в чем своеобразие именно его студии и его образовательной программы.

Хорошо бы, чтобы и сейчас выход на городской конкурс сопровождался конкурсом педагогов дополнительного образования внутри учреждения. Подготовку и организацию этого конкурса могут взять на себя специалисты методических структур (таких, например, как Ресурсный научно-методический центр непрерывного образования).

Зачастую бывало так, что педагог, недавно пришедший в коллектив той или иной студии или отдела Дворца (и не имеющий соответствующего педагогического образования), замечательно работает, пользуется признанием у ребят и их родителей, его ученики добиваются прекрасных образовательных результатов… А рассказать обо всем этом он не может, у него нет, на его взгляд, ни особенной программы, ни особых методик, о понятии «образовательной технологии» он много слышал, но к этому его деятельность никакого, на его взгляд, отношения не имеет («ну да, в конференциях дети участвуют, в экспедиции ездят, но причем здесь какая-то технология, они в экспедициях фольклор собирают»). Педагогу кажется, что у него нет никаких инноваций, никаких авторских приёмов. Работа на «отлично» воспринимается им как само собой разумеющееся, по-другому не умеет, зачем с кем-то соревноваться?

И вот всё-таки этого педагога уговорили поучаствовать в конкурсе. Стали с ним общаться методисты, пришёл на занятие психолог… Педагог вдруг делает открытие – оказывается, он не просто хорошо работал, но работал в системе, его учебная группа была включена в процесс, который годами создавался общим трудом его коллег. Оказывается, что педагогическая теория и тексты образовательных программ – это не просто докучливые «потому что так надо», а «то, что интересно и нужно». «И почему с самого начала мне об этом не рассказали?»

Педагог выходит на конкурс. Возможно, он не попадёт на заключительные этапы, но конкурс уже сыграл свою роль: подготовка к нему помогла педагогу осмыслить свою профессиональную деятельность, послужила поводом для методических мероприятий в его коллективе (как правило, это и работа с образовательной программой, и изготовление презентационных материалов, соответствующих медиаресурсов (страница или сайт педагога в Интернете, различные сетевые продукты, оформление интернет-ресурсов студии, программы, проекта и т.л.)

Конкурсы и подобные методические проекты, в первую очередь, и нужны для того, чтобы педагог смог сделать теоретическое знание своим, «присвоить» методическую науку, переосмыслить свою профессиональную практику.

В ГБПОУ «Воробьёвы горы» работа с педагогическими кадрами проводилась в рамках  специальной организационно-методической программы «Кадры Дворца». Сейчас РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьёвы горы» в качестве одного из самых важных ресурсов развития образовательной системы г. Москвы видит именно Педагога. Поместить его профессиональную деятельность в насыщенный информационно- и организационно-методический контекст – одна из основных задач Ресурсного центра.

Ну а городской конкурс – это как раз и есть событие, мотивирующее всё столичное педагогическое сообщество для поиска и активной разработки этого контекста.
В настоящее время РНМЦ НО проводит ряд мероприятий по актуализации в информационном поле столицы таких понятий, как «профессиональный стандарт педагога дополнительного образования»,  «тьюторство и индивидуализация в проектной и исследовательской деятельности обучающихся», «компетенции тьютора в инклюзии», «региональные социокультурные практики»; методисты Ресурсного центра обращают внимание на правовое поле общеразвивающих дополнительных образовательных программ, на то, как с наибольшей эффективностью соотнести событийную педагогику и реализацию образовательной программы.

В этом году в финальный тур городского конкурса вышли 15 педагогов.  И среди них не нашлось ни одного педагога, занятого в сфере туризма или экологии, технического творчества или естественных наук. Не было и педагогов, для которых образовательная технология учебно-исследовательской деятельности играла бы значимую роль. Понятия «социокультурных практик», «тьюторства», «инклюзии», даже образовательной программы педагога, к сожалению, также остались в тени.

Возможно, подразумевалось, что как раз на первом отборочном этапе, в учреждениях была проведена соответствующая работа, и на городском конкурсе  можно будет сделать вывод о том, какие реальные приоритеты видят столичные образовательные учреждения.

Выяснилось, что это, в первую очередь, приоритеты художественного творчества и физкультурно-спортивной направленности.

Начинался конкурс с эссе на тему “Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя”.

Без контекста смысл этой ироничной чеховской цитаты может показаться провокационным, и стоит поблагодарить организаторов городского конкурса за выбор тем для эссе первого и второго тура. Неоднозначность цитат – основа для поиска контекста, активизации рефлексии.
Следующее задание первого тура было связано с созданием видеоролика.

«…эксперты-профессионалы оценивали:
•    видеозапись учебного занятия, включая самоанализ (максимальная оценка – 55 баллов);
критерии:
o    качество выполнения основных профессиональных функций: обучение, воспитание, развитие (коррекция);
o    соответствие содержания, используемых технологий и достигнутых результатов поставленным целям;
o    умение организовать эффективную коммуникацию участников занятия, обеспечивающую достижение поставленной цели;
o    умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности участников занятия;
o    глубина и оригинальность раскрытия темы учебного занятия, владение предметом на современном уровне, метапредметность;
•    авторское эссе «В замысле сказывается талант, в исполнении – искусство» (максимальная оценка – 15 баллов);
критерии:
o    актуальность раскрываемой в эссе идеи;
o    обоснованность аргументации основных положений эссе;
o    самостоятельность рассуждений;
o    широта профессионального кругозора;
o    ясность и четкость изложения;
•    видеозапись представляемого опыта работы (максимальная оценка – 30 баллов);
критерии:
o    умение анализировать и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности;
o    общая и профессиональная эрудиция;
o    результативность;
o    метапредметный подход;
o    культура публичного выступления.» (из статьи на сайте МИОО)

Изготовление конкурсных медиапродуктов, как правило, невозможно без коллективной работы. И если они – результат творческой и методически продуманной проработки на уровне учреждения, представляемого педагогом, – то это еще раз подтверждает мысль, что подготовка к городскому конкурсу – серьёзное испытание для всей информационно-методической составляющей образовательного учреждения. Это личность педагога в контексте его образовательной среды, в контексте ресурсов его педагогического коллектива.

17-20 марта 2016 года прошел финальный (очный) этап конкурса «Педагог года Москвы – 2016» в номинации «Педагог дополнительного образования». Он проходил в Центре “Поведники”.

В состав жюри вошли: Колиниченко Татьяна Владимировна – и.о. директора Центра детского творчества «Замоскворечье»; Светлова Елена Михайловна – заместитель директора ГБОУ «Воробьевы горы»; Трешина Инга Валерьевна – председатель Ассоциации педагогов дополнительного образования г.Москвы, к.п.н.; Лунёва Екатерина Николаевна – педагог дополнительного образования культурно-образовательного центра «Глобальный мир». Возглавила жюри Морозова Екатерина Павловна – председатель РОО г. Москвы «Единая независимая ассоциация педагогов», член Общественного совета при ДОгМ, методист Многопрофильного лицея № 1799.

Напутствуя участников финального этапа, Екатерина Павловна обратилась к педагогам со словами: “Нет среди вас победителей и проигравших. Вы все победили. Победили – потому что любите своё дело”. Педагогический труд в наше время – это направить детей не туда, куда подспудно зовёт вся медийная среда; мир вокруг – это не только “санкции и деньги”, а чувства, мысли, русские традиции добра и душевности. Екатерина Павловна говорила о том, как трудно педагогу сохранить себя, своё творческое горение в нынешнем технологизированном мире.

Тему профессии “педагог дополнительного образования” продолжила Елена Михайловна Светлова. “Именно педагог дополнительного образования может развить в ребёнке то, что, к сожалению, может загубить педагог-предметник”. В то же время задачи интеграции разных видов образования стоят на первом плане, в новом типе образовательных учреждений, таких как ГБПОУ “Воробьёвы горы”.

Первое состязание “Визитная карточка” было посвящено теме “Я – московский педагог”. Все участники обозначили свою причастность этому званию, но больше внимания уделили понятию “педагог”, а не своей принадлежности системе столичного образования с её особенностями и ресурсами.

Со сцены звучали замечательные слова об ответственности педагога в современном информационном обществе, о диалоге между Учителем и Учеником, о совместном Деле, о традициях, о профильных для участников областях человеческой деятельности: Театре, Танце, Музыке, Спорте, о музейной педагогике и дошкольном образовании. Педагоги делились своим опытом пути в профессии…

На этапе мастер-классов участники продемонстрировали, как меньше чем за 10 минут они могут чему-то научить своих учеников, вовлечь их в общий творческий процесс, заинтересовать. Это и был настоящий праздник для участников и гостей конкурса. От театральных упражнений мы переходили к танцам, обустраивали окружающее пространство с помощью красок, сочиняли музыку, учились правильной осанке и даже искали взаимосвязи между математикой и собственным телом.

Но опять о контексте. В разговорах с членами жюри 3-го этапа конкурса выяснялось, что им для объективной оценки не хватает представления об образовательных программах финалистов, о специфике именно их образовательных сред, своеобразии их образовательных коллективов. Акцент делался на «столичность» образовательной деятельности, но при этом не звучал контекст вовлеченности педагогов в городские программы и проекты, не фигурировали критерии использования образовательных возможностей Москвы. Явно не хватало аспекта «педагог в контексте ресурсов столичного дополнительного образования».

Наконец были отобраны участники для заключительного состязания. За звание победителя необходимо было побороться во время открытой дискуссии – обсуждения актуальных проблем образования с участием профессиональной общественности.

В дискуссии приняли участие пять конкурсантов, из которых определились три финалиста – Кулакова Ольга Валерьевна, Логинова Екатерина Юрьевна и Боровская Наталия Владимировна; один лауреат – Пономарева Лилия Александровна и, наконец, победитель конкурса «Педагог года Москвы – 2016» в номинации «Педагог дополнительного образования» – Зайцев Александр Сергеевич.

Финалисты предстали не как соперники, а как коллеги по педагогическому (во многом, артистическому, театральному) творчеству, они помогали друг другу, поддерживали друг друга.

Это было очень заметно, когда дело касалось заданий, в которых участники изначально были поставлены в неравные условия – например, для педагога-актрисы с опытом работы на сцене МХАТа и педагога без профессионального театрального образования некоторые импровизационные задания, конечно же, представляются заданиями разной степени сложности. Так вот, педагог-актриса всё старалась сделать для того, чтобы другие участники смогли наилучшим образом проявить себя, вела себя в большей степени как режиссёр и товарищ, а не как соперник. И это тоже, наверное, замечательный результат!

Подводя итоги, еще раз хочу констатировать:
1.    Конкурс мастерства педагога дополнительного образования должен опираться на методически продуманную подготовку на уровне учреждений города. Эта подготовка актуальна для выявления ресурсов развития всей системы, инновационных подходов и технологий
2.    Конкурс педагогов – это еще и презентация многообразия образовательных сред и программно-проектных комплексов города, образовательных направленностей и образовательных технологий
3.    Столичный педагог – это не только педагог, который работает в столичном мегаполисе (со всей его спецификой), но и участник городских программ и региональных социокультурных практик
4.    Конкурс педагогов дополнительного образования – общий для всего педагогического сообщества проект, на котором есть возможность проявить себя как участника общего дела на запоминающемся и зрелищном празднике.

Лебедь Н.Н., методист РНМЦ НО
ГБПОУ “Воробьевы горы”

Добавить комментарий

Войти с помощью: