Общественное управление образованием как фактор становления гражданина
Игишев В.Г., зам. руководителя РНМЦ НО ГБПОУ “Воробьёвы горы”, к.п.н.
Реализуемые сегодня задачи модернизации общего образования в столице, интеграционные процессы всех видов образования, проистекающие, в том числе на базе современных образовательных комплексов, требуют активного общественного участия в управлении образованием, в оценке его эффективности и обеспечении качества. Данные направления рассматриваются как приоритет развития образования в стратегических документах российского образования:
– Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
– Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.;
– Концепция развития дополнительного образования детей;
– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А.Д. Данилюк, В.А. Тишков, А.М. Кондаков,);
Совсем недавно Министерство образования и науки РФ провело апробацию новой эффективной формы участия представителей местных сообществ и участников образовательного процесса в управлении общеобразовательным учреждением – Управляющего совета, как уже действует новый институт общественного контроля – Наблюдательный совет. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» были реализованы региональные комплексные проекты модернизации образования, в которых было предусмотрено широкое общественное участие в управлении образованием и в оценке его качества. Реализация этих проектов показала значимость и важность государственно-общественного управления образовательными организациями в обеспечении общественной поддержки модернизации образования.
Развитие общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и мониторинге качества образования остается одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу, в числе основных направлений деятельности Правительства РФ, Департамента образования города Москвы, образовательных комплексов. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусматривает открытость школьного управления, развитие практики общественного участия в управлении образовательными организациями. Важным участником системы государственно-общественного управления является «общественность», под которой мы выделяем организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования, в т.ч.:
– объединения участников образовательного процесса;
– объединения, обеспечивающие систему образования всеми видами ресурсов.
В современных образовательных комплексах (далее – Комплекс) реализуется трёхуровневая модель управления на основе принципов единоначалия и коллегиальности:
- уровень – органы, представляющие государственное управление учреждением – органы учредителя: Генеральный директор, директор, администрация;
- уровень – органы государственно-общественного управления учреждением (коллегиальные органы): Общее собрание работников и обучающихся Комплекса, Управляющий совет, Педагогический совет, Наблюдательный совет;
- уровень – органы общественного самоуправления и самоорганизации участников образовательного процесса: Советы родительской общественности, советы обучающихся, профсоюзы работников Комплекса, детские и молодежные ученические общественные объединения и организации.
Органы государственно-общественного управления создаются в Комплексе, прежде всего для вовлечения общественности в стратегическое управление. Оперативное и текущее руководство образовательным учреждением остается в исключительной компетенции органов учредителя.
Органы государственно-общественного управления, созданные для стратегического управления, формулируют общие, то есть согласованные и принятые в образовательном сообществе смыслы, нормы, а также определяют необходимые процедуры и правила для эффективной реализации программы развития. Для этого они наделяются правом принимать нормативные решения, участвовать в эффективном распределении ресурсов, в установлении стандартов мотивации для достижения целей программы развития учреждения. В этом процессе безусловно должны принимать участие все участники образовательного процесса, в том числе и учащиеся. «У школьников есть право на участие в управлении образовательной организацией, закреплённое Законом «Об образовании в Российской Федерации». Это право они могут реализовать через систему школьного ученического самоуправления. Следовательно, школьное ученическое самоуправление – это не «управление самими собой», не самоорганизация школьного коллектива, не помощь администрации школы в организации дежурств или проведении мероприятий.» (1)
Образовательные комплексы, объединившись из многих учреждений образования Москвы, вобрали в себя богатый опыт традиций, в том числе общественного самоуправления и гражданской ответственности за результаты деятельности коллективов. За многолетнюю историю деятельности учреждений дополнительного образования детей – Дворцов/домов/клубов/штабов пионеров и школьников (далее – Дворец пионеров) были продемонстрированы уникальные образцы общественного служения детству, в которых выкристаллизовывалась модель общественного участия, самоуправления, волонтерства, преемственности поколений, гражданственности.
Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде. Министерством образования России в качестве результатов гражданского воспитания определены: формирование гражданской компетенции личности и становление у школьников гражданского самосознания на основе ценностей российской и мировой культуры. Четко выражена позиция, что достижение данного результата возможно лишь при создании целостной системы гражданского образования и воспитания, включающей как учебный процесс, так и внеурочную и внешкольную деятельности и охватывающей все уровни и этапы школьного образования. В советско-российской педагогике на протяжении всего XX века и далее идет борьба за превращение обучаемого в обучающегося, за становление его субъектом образовательного процесса. Например, видный педагог, организатор первых учреждений дополнительного образования С.Т. Шацкий еще в 1900-е годы призывал «…бороться за самостоятельность детей, за детскую индивидуальность» [5; С. 260]. Во Дворце пионеров эти задачи всегда решали общественные организации и органы ученического самоуправления: от пионерско-комсомольских штабов до городского ученического самоуправления. В интегрированном образовательном учреждении всех видов и уровней образования есть все условия для развития на практике гражданской активности – получение опыта реальных социально- значимых дел, участие в общественных объединениях, движениях и акциях, направленных на защиту прав обучающихся, укрепление правопорядка и ответственного поведения, профилактика асоциального поведения, развитие волонтерства, практика взаимопомощи, реальная система ученического самоуправления.
В рамках действенной системы государственно-общественного управления в Комплексах действуют органы самоуправления, к которым относятся:
– самоуправляемые органы педагогической и родительской общественности: советы родителей, советы обучающихся, советы молодых специалистов, профсоюзы работников;
– ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей в виде советов старшеклассников, актива класса, института старост с выборными традиционными поручениями в классе; основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.
– детская общественная организация (объединение), отделение российской школьной организации – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.
Органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения), создаваемые на базе структурных подразделений Комплекса, различаются по своему правовому статусу, функциям и задачам, но служат одной цели – становлению гражданской ответственности. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны, сообщества, семьи и начинает защищать их интересы. В современных условиях, важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности. Сегодня необходимо возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма и гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании его основ, в тех видах деятельности, которые связаны с эффективным развитием общества.
Какие виды оптимизации процессов становления ответственного гражданина в условиях образовательно-воспитательной системы Комплекса и его общественных институтов, имея в виду те реальные возможности, которыми располагают органы управления, самоуправления, общественные движения и объединения участников образовательного процесса Комплекса в настоящее время должны произойти:
1. Формирование и внедрение нормативно-правовых основ управления, самоуправления, самоорганизации участников образовательного процесса. Определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций, направлений деятельности каждого органа, как составных элементов единой системы управления Комплексом, а значит системы общественного участия с учётом их функциональной специфики.
2. Педагогическое и организационно-методическое обеспечение. Развитие и совершенствование форм и методов общественного контроля, гражданского участия, осуществляемого органами государственно-общественного управления, ученического самоуправления, общественными организациями и движениями, в том числе молодежными.
3. Организация новой, соответствующей реальностям Комплекса, системы развития педагогических и управленческих кадров, способных эффективно, на высоком качественном уровне решать современные задачи общественного управления образованием, гражданского участия и самоуправления.
4. Разработка модели управления общественными институтами и обеспечение взаимодействия всех субъектов управления Комплекса и их структур.
5. Ресурсное обеспечение общественного управления Комплексом. Финансовое сопровождение (за счет специально созданного внебюджетного фонда) инициатив органов ученического самоуправления и детских общественных организаций и движений.
Создание таких условий для оптимизации деятельности по гражданскому участию, государственно-общественному управлению, самоуправлению предполагает поиск принципиально новых подходов. Действенность или эффективность педагогического обращения к детскому сознанию проявляется в пробуждении у школьников внутреннего стремления к саморазвитию, ответственному отношению к результатам образовательной деятельности, уважительному отношению к системе образования в целом, к Комплексу и его работникам, в частности.
Содержание гражданского участия в сфере образования, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, современными тенденциями развития этих процессов. Задача всех участников образовательного процесса Комплекса – максимальное включение в процесс управления собственной насыщенной образовательной средой, посредством действующих институтов общественного управления и самоорганизации на благо будущего нашей страны, Москвы и каждого юного гражданина.
- Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013.
- Шацкий С.Т. Что такое клуб? // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1980.
- Игишев В.Г. Современные формы гражданского воспитания // Тенденции преобразований в образовательной сфере в контексте современных изменений в России. – Тюмень: ТОГИРРО, 2003. – 0,2 п.л.