Введение в культуру предпринимательства

Статья представляет собой описание того, как формировалось понятие предпринимательства, наполняясь постепенно смыслами от Древнего Вавилона до сегодняшних дней. Цель статьи показать способ мышления подрастающему поколению и дать ориентир в изучаемых предметах.

УДК 339.1

Боткин Н.А.,
цифровой кластер СИБИНТЕК,
дирекция инновационного развития и перспективных проектов,
автор книги «Шесть основ финансовой грамотности для детей»

Это тема, на которую написаны объемные труды. В данной статье я постараюсь дать определённую канву, наполнив ее содержание интересным материалом от ретроспективы к настоящим дням. Цель же статьи заключается в том, чтобы показать способ мышления подрастающему поколению.

В недавнем телефонном диалоге мне довелось услышать, что предпринимательство у нас — это просто «купи-продай». Не стану опровергать такую позицию или соглашаться с ней, а вместе с читателями прослежу развитие термина и самого явления предпринимательства.

Перенесёмся на тысячи лет назад, в Древний Вавилон. За точку старта предлагаю взять законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Это почти 300 правил, которые, в том числе, регламентировали договорные отношения, споры, правила торговли. Самостоятельно предлагаю обратиться к поисковой системе в Интернете и прочесть их трактовки. С древним кодексом можно связать многие современные устоявшиеся фразы, например, «не делай другому того, чего себе не желаешь».

Предпринимательство постоянно развивалось вместе с обществом и новыми открытиями. Конечно, обмен товаров на деньги и услуги является неотъемлемой его частью. Однако те, кто понимал процессы и этапы, которые предшествуют сделкам, обладали фундаментальным преимуществом.

В средние века бурное развитие промышленности в Европе привело к эпохе индустриализации. Предприниматели на основе открытий тех времен создали множество предприятий, которые решали задачи общества. К примеру, появились доменные печи, паровой двигатель, с помощью цемента начали строить длинные безопасные тоннели.

К XVI веку предпринимательство стало означать не просто дело, а профессию.

С веками слово обогатилось новыми значениями и формами. Приведу несколько из таких вех и значимых личностей, упомянув их труды.

Первым в этом списке стоит Ричадр Кантильон (1680-1734) и его труд «Очерк о природе торговли» (1730 год). Ценность его вклада заключается в том, что Р. Кантильон был практиком. Он высказал понимание, согласно которому предприниматель — это человек, реализующий определенные идеи посредством использования земли и рабочей силы получающий в результате выгоду. В своем произведении Р. Кантильон уделил внимание и риску, который стоит учитывать и применять профилактические меры, позволяющие его избежать.

Следующим, о ком хочется сказать, был Адам Смит (1723-1790). Одна из наиболее известных и объемных его работ — «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год). А. Смит дает ссылки на работу Р. Кантильона.

В его формулировке предпринимательство — это действие по созданию богатства. Также А. Смит описал важную роль предпринимательства в решении социально-экономических проблем. Кроме того, ученый подчеркнул роль государства. Отметим, что А. Смит в юности был увлечен такой наукой, как логика, и впоследствии стал профессором по этой дисциплине. Логика — это отличный фундамент как для предпринимательского мышления, так и для освоения современных информационных технологий. В силах преподавателей сделать изучение предмета увлекательным и насыщенным.

Жан-Батист Сэй (1767-1832 гг.) создал «Трактат политической экономии» (1803 год). Ж.-Б. Сэй соединил предпринимательство с термином «капитал», уточнив, что владеть предприятием означает владеть капиталом. Он отметил важность умения привлекать капитал. И здесь мы можем вспомнить такое понятие, как «капитализация». Одной из целей предпринимательства можно называть рост капитализации компании. При этом в качестве упражнения будет полезно сравнить разные рынки по их размерам. Одно дело — общая капитализации рынка отдельного двора, села. Совсем другое — города, страны, мира. А современные технологии расширяют границы рынков и ускоряют движения капиталов.

Еще один ученый — Йозеф Шумпетер (1883–1950) много времени уделил изучению предпринимателя как новатора, первопроходца, умеющего комбинировать ресурсы. Вклад Й. Шумпетера в теорию предпринимательства заключается в том, что он связал понятия «предпринимательство» и «инновация». Во многом с работ этого ученого начинается рассмотрение предпринимательской деятельности и экономики как динамической системы. Интересующимся будет полезно познакомиться с инновационными циклами Шумпетера.

Спустя более 100 лет после Р. Кантильона еще один автор посвятил значительное внимание рискам в предпринимательской деятельности — Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1972). Об этом он говорит в монографии «Риск, неопределенность и прибыль» (1921). Ученый отводит важную роль процессу прогнозирования, в том числе — прогнозирования неопределённых рисков.

Если говорить о второй половине XX века, необходимо вспомнить Питера Друкера (1909-2005). Из всех его произведений и научных работ можно сделать краткий вывод: «Предпринимательство — это практика». Практика отличает ученого от предпринимателя, мыслителя от деятеля. Кроме того, в основе теории П. Друкера лежит его представление об информационном обществе с постоянными изменениями, что напрямую прослеживается в наши дни.

Наконец, два профессора — К. Макконнелл и С. Брю добавили еще одно качество, необходимое предпринимателю — талант. Талант — особый человеческий ресурс. Но, как говорится, успех — это лишь 10% таланта и 90% усердного труда.

Общим трудом названных выше ученых является учебник «Экономикс», состоящий из двух весомых частей и издаваемый с 1960 года. В 2014 г. было опубликовано уже двадцатое издание.

Говорить о культуре предпринимательства в России было бы неверно, не упомянув такой исторический феномен, как купечество. Именно здесь где находит свои корни возрождающаяся практика ведения дел. Импонируют следующие три основы — купеческое слово; дело, которое соответствует слову; родовая передача мудрости и знания ведения дел.

Что бы мы ни говорили о предпринимательстве, на практике всегда стоит учитывать среду, место, где будет вестись деятельность. В первую очередь, здесь важна роль государства. Сложившиеся национальные модели предпринимательства отличаются в разных странах.

Так, США — это во многом сильная правовая система, сильная культура свободы бизнеса с высокой конкуренцией. Западная Европа выделяется семейственностью в совокупности с сильной работающей законодательной базой. Азиатские модели — в первую очередь, Китая, Южной Кореи, Японии, Сингапура — с одной стороны, значительно регулируются государством, с другой характеризуются высокой открытостью к инвестициям и инновациям.

Государство формирует среду через написание стратегических планов, создание законодательной базы для реализации целей и задач страны, обеспечение благоприятной среды для денежных потоков и различных видов финансирования.

Предпринимательству в современной России без малого 30 лет, и тем важнее знать ретроспективу этого явления. В 2016 году утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. Задача преподавателей, конечно, привить нужные навыки и дать практику в базовых вещах, которые пригодятся обучающимся вне зависимости от того, станут ли они основателями собственного дела или выберут карьерный рост.

Чтобы будущие представители предпринимательства обладали необходимым набором компетенций, Hard Skills и Soft Skills, педагогам следует рассматривать три области:

  • Логику, которую можно осваивать уже с младших классов в различных игровых формах;
  • EI — эмоциональный интеллект — область знаний, умений, без которой Hard Skills не проявятся в полной мере;
  • ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, она относительно молода и часто незаслуженно упускается из виду, вместе с тем, в данной области уже существует хорошая литература, способная подвести сознание подростка к более серьезному овладению предметом.

Добавить комментарий

Войти с помощью: