Фестивальное движение как средство развития детской одаренности

Кривошеева Л.Б.,
старший методист
Городского методического центра города Москвы

В современном мегаполисе наряду с финансовыми возможностями родителей возрастают образовательные запросы на обучение детей. Вместе с данной тенденцией увеличиваются также потребности и интересы детей. Решение данной проблемы не всегда лежит в области предлагаемых государством услуг. В итоге появляются проекты, призванные удовлетворить соответствующий спрос.

За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Готовность занять активную позицию, успешно решать реальные жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда – одна из основных задач системы образования.

Таким образом, приоритетной целью становится формирование умения учиться. Формулировка задачи, поставленной перед обучающимся, звучит так: учить себя на протяжении всего курса обучения. И в решении этой задачи одно из ведущих направлений деятельности остается за дополнительным образованием, которое обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному выбору вида деятельности, темпа и объема усвоения образовательной общеразвивающей программы, получению новых знаний, включая и форму предоставления продукта своего творчества.

В современном мире актуальны такие характеристики личности как умение находить и обобщать нужную информацию, применять знания в нестандартных ситуациях, креативно мыслить, верить в свои силы, иметь нацеленность на достижения, стремление повышать уровень своих знаний, овладевать культурой общения. Выбор цели, содержания и формы организации своего образования позволяет современному школьнику развиваться и выстраивать собственную уникальную модель образования в соответствии со своими возможностями, потребностями и интересами.

Новейшие достижения науки и техники требуют ранней подготовки школьников к интеллектуальному творческому труду, направленному на развитие широкого спектра компетентностей, поэтому знакомство с одной из самых занимательных и увлекательных сфер образования, научно-технической, начинается с детского сада и продолжается на всех ступенях обучения.

Особое внимание уделяется развитию способностей к научно-техническому творчеству, изобретательству, умению принимать нестандартные решения. Именно такие способности демонстрируют учащиеся и студенты колледжей на площадках Городского фестиваля научно-технического творчества «Образование. Наука. Производство», который предоставляет широкий спектр конкурсов техносферы по различным видам деятельности от начально-технического моделирования и конструирования до создания робототехники и мультимедийных проектов, направленных на решение проблем в области ресурсосбережения, автомобильных и воздушных судов, в ракетостроении.

С большим желанием и интересом юные жители столицы – будущие инженеры и изобретатели, ученые и конструкторы, летчики и космонавты – посещают творческие объединения космического и авиационного моделирования, легоконструирования и робототехники, радиоэлектроники и судомоделирования. В творческом процессе, с помощью педагогов, школьники воплощают в жизнь свои первые проекты, проходят путь от замысла к изобретению, покоряют свои первые вершины.

Выявление и привлечение способной, целеустремленной молодежи к научно-исследовательской деятельности, формирует мотивацию школьников для глубокого изучения предметов естественнонаучного профиля, стимулирует к участию одаренных и талантливых детей в конкурсах технической направленности. Ежегодно в фестивале НТТМ принимают участие более шести тысяч школьников. Особый интерес проявляют школьники к освоению информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют освоить проектно-исследовательскую и издательскую деятельность, программирование и робототехнику, компьютерную графику и анимацию, сайтостроение, Web-дизайн и многое другое. Обретая навыки начального технического моделирования и программирования, школьники учатся создавать реально действующие модели роботов. Лидеры данного движения последние годы принимают активное участие в олимпиадах роботов, которые  проводятся в различных регионах мира.

Развитие технического прогресса невозможно без консолидации усилий сферы образования, науки и производства. Такое взаимодействие помогает образовательной организации формировать у школьников представление о современном бизнес сообществе, облегчает знакомство с современными профессиями, рынком труда, различными областями науки и производства.

Именно в школьный период ведется большая работа, направленная на профессиональное самоопределение учащихся. С этой целью в условиях сетевого взаимодействия и партнерских отношений с представителями науки, производства и бизнеса ежегодно к экспертной оценке ученических проектов привлекаются преподаватели высшей школы, представители предприятий, организаций, бизнес сообщества. Процесс ознакомления с проектами школьников проходит в атмосфере диалога и сотрудничества, что позволяет выявлять прорывные инновационные проекты и внедрять их в производство. Такое плодотворное сотрудничество установлено с вузами: МПГУ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФЮА, МАИ, МАРХИ с Департаментом топливно-энергетического хозяйства, предприятиями: ПАО «Мосэнергосбыт», ОАО «БцхЭнерго». СРО «Гарантия» и др.

Активное участие в Городских конкурсах «Юные техники и изобретатели», «Ресурсосбережение: инновации и таланты», «Школа будущего», «Первый спутник – начало космической эры», «Мой робот», «Наследники В. Шухова», способствует привлечению молодежи в научно- техническую сферу профессиональной деятельности, повышает престиж научно-технических профессий, способствует развитию познавательных и профориентационных интересов учащихся, их творческого, инженерного мышления, формированию опыта творческой технической деятельности, что соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

Добавить комментарий

Войти с помощью: