Возможности и перспективы конвергентного образования
В настоящее время происходит процесс реформирования и модернизации системы образования в Российской Федерации, появляются новые идеи и подходы. Одним из наиболее эффективных является конвергентный подход, предполагающий интеграцию различных областей знаний, междисциплинарность. В статье рассматривается суть данного подхода, возможные варианты его реализации и перспективы применения в сфере образования.
Т.С. Бурякова,
методист,
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования
Липецкой области»,
г. Липецк
Развитие науки и технологий происходит под влиянием двух противоположных процессов – дифференциации (выделение новых областей) и интеграции (сближение и синтез ряда дисциплин). Дифференциация помогает углубить знания об отдельных элементах, в то время как интеграция способна объединить их в единую систему научного знания.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) подчеркивает необходимость формирования у обучающихся «целостного представления о мире, подготовки к решению комплексных жизненных и профессиональных задач, развития критического мышления и универсальных учебных действий» [3, с. 42–43]. Именно поэтому все большую роль играют процессы интеграции, инструментами которой можно признать междисциплинарный и конвергентный подходы в образовании.
ФГОС ООО не содержит прямого упоминания о конвергентном подходе, тем не менее в документе уделено внимание междисциплинарному подходу, предполагающему интеграцию различных областей знаний. Конвергентное образование также основано на объединении нескольких дисциплин для достижения общих целей.
ФГОС ООО предусматривает активное использование в образовательном процессе ИКТ-технологий, индивидуализацию обучения, проектной деятельности. Эти же технологии играют важную роль и в конвергентном подходе.
ФГОС ООО ориентирован на формирование у обучающихся таких компетенций, как критическое мышление, креативность, навыки переработки информации, коммуникабельность и умение работать в команде. Конвергентное образование также ставит целью развитие данных навыков.
Конвергентное образование предполагает «создание междисциплинарной образовательной среды, в которой обучающийся воспринимает мир как единое целое, способен познать целостную картину мира с научной точки зрения» [2, с. 19], что позволяет сформировать у обучающегося конвергентное мышление, представляющее собой способность к изучению проблемы и поиск наиболее точного и эффективного пути ее решения на основе логики, анализа и синтеза. Это особенно важно в эпоху, когда границы между науками стираются и для решения многих задач требуются знания из разных областей.
Конвергентное образование дает возможность сформировать у обучающихся целостное представление о мире во всем его многообразии, которое будет подкреплено чувством ответственности за сохранение окружающего мира для последующих поколений. Помимо этого, конвергентное образование позволяет:
– воспитать разностороннего мыслящего человека, владеющего основами научных методов познания, способного к осуществлению учебно-исследовательской, проектной, информационно-познавательной деятельности;
– целостную личность;
– специалиста, умеющего находить взаимосвязи в явлениях, применять полученные теоретические знания на практике (в реальных условиях производства), осознавая последствия своих действий.
Реализация конвергентного подхода также позволяет решать проблему профессиональной ориентации подрастающего поколения, поскольку обучающийся имеет возможность узнать о наиболее востребованных и современных специальностях, попробовать себя в разных областях, что будет способствовать повышению степени осознанности при выборе им будущей профессии.
В конвергентном образовании используется широкий спектр технологий и методов, которые обеспечивают синтез различных дисциплин и технологий в пределах одной исследуемой проблемы. Так, одной из наиболее эффективных технологий, применяемой в конвергентном обучении, является виртуальная и дополненная реальность (далее – VR/AR), дающая возможность создавать виртуальные среды для проведения лабораторных работ, экскурсий и практических занятий во всех областях экономики. Кроме того, эта технология позволяет визуализировать сложные концепции и процессы средствами дополненной реальности, что помогает улучшить понимание материала обучающимися.
В Центре цифрового образования детей «IT-куб» (далее – ЦЦОД «IT-куб») на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования Липецкой области» реализуется направление «Разработка VR/AR-приложений». Целью данной программы является обучение детей и подростков уникальным навыкам 3D-моделирования, работы с технологиями виртуальной и дополненной реальности и их последующему применению в реальных проектах. На занятиях обучающиеся создают 3D-модели объектов для различных сфер: науки, архитектуры, медицины, игровой индустрии, образования, сферы развлечений и других.
В конвергентном образовании остается актуальной методика геймификации, что позволяет на разных этапах занятий повышать мотивацию и вовлеченность обучающихся в процесс.
В ЦЦОД «IT-куб» на занятиях применяется образовательная платформа Junior Skills, разработанная педагогом дополнительного образования Центра. Junior Skills – это инструмент, позволяющий обучающимся глубже осваивать сложные темы и добиваться впечатляющих результатов. В основе работы на данной платформе лежит принцип геймификации: обучающиеся проходят обучение, зарабатывают баллы и достигают новых уровней, что превращает обучение в интересное и увлекательное путешествие к успеху. Платформа предлагает «доступ к широкому спектру образовательных ресурсов для подготовки к проектам и конкурсам, при этом она открывает доступ к образованию для всех участников процесса – учеников, родителей и педагогов, помогая отслеживать успехи, развивать диалог и совершенствовать навыки сотрудничества» [1, с. 31].
По-прежнему остается важным и метод проектов, позволяющий обучающемуся самостоятельно искать информацию и применять ее в практической деятельности, а также развить коммуникативные, ораторские качества и умение эффективно распределять время на каждом этапе работы.
В рамках подведения итогов по обучению основам проектной деятельности и изучению новых информационных технологий в ЦЦОД
«IT-куб» проводится конкурс проектов «ИТкон». Обучающимся Центра необходимо подготовить практико-ориентированный проект по одной из номинаций, определенных для каждого направления, после чего проводится очная защита. Этот конкурс позволяет сформировать у обучающихся новые умения и компетенции в области проектной деятельности, развить их интеллектуальное творчество, а также выявить талантливых детей в области информационных технологий.
Конвергентное образование имеет широкие перспективы, как для самой системы образования, так и для общества в целом. При реализации конвергентного подхода в образовании значительно увеличивается степень персонализации обучения, поскольку благодаря использованию технологий, таких как искусственный интеллект и большие данные, появляется возможность для создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, учитывающих особенности и интересы каждого из них.
Современный мир также характеризуется высокой скоростью изменений. Конвергентное образование готовит обучающихся к быстрой адаптации к новым условиям, к самостоятельному развитию новых навыков и умений, что крайне важно в ситуации неопределенности. В условиях постоянного потока информации критическое мышление становится ключевым навыком. Конвергентное образование помогает развивать этот навык: учит анализировать информацию, оценивать ее достоверность, делать обоснованные и логически правильные выводы.
Преимуществом и перспективой для развития конвергентного образования является повышение доступности образования на всех его уровнях. Использование цифровых платформ и удаленных форм обучения позволяет расширить доступ к качественному образованию для всех слоев населения, независимо от их географического расположения или социального статуса. При этом происходит укрепление связей и сотрудничество между образовательными учреждениями разного уровня, что открывает новые возможности для обмена опытом, внедрения лучших практик и совместных исследований, появления инноваций в образовании.
В заключение констатируем: конвергентное образование формирует специалистов, способных работать на стыке различных дисциплин и технологий, что ведет к появлению новых профессий, которые будут востребованы в будущем. Конвергентное образование способно преобразовать систему образования, сделав ее более гибкой, эффективной и соответствующей вызовам современного мира. Внедрение этого подхода позволит подготовить новое поколение специалистов, готовых к решению актуальных задач современности. Конвергентный подход в перспективе повысит качество получаемого образования, так как применение современных технологий и методик позволяет сделать обучение более эффективным, интересным и соответствующим потребностям современного общества.
Список источников:
- Булохов А.Н. Геймификация образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей // Современные образовательные ценности, обновление содержания образования и траектории развития: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2022. 203 с.
- Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6. № 1–2. С. 13–23.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://shkolaaleksejnikolskoe-r25.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/2871/FGO S_OOO.pdf (дата обращения: 25.01.2025).