«Народная кукла Глаша»

Муранова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
Центра художественного образования
ГБПОУ «Воробьевы горы».

Данная статья раскрывает содержание мастер-класса по изготовлению народной куклы Глаши. В основу статьи положен многолетний опыт работы по программе «Игрушка из ткани». Изучение истории народных игрушек, знакомство с техническими приемами изготовления и декорирования куклы, разработка эскизов «авторских кукол» способствует раскрытию творческого потенциала личности, воспитанию эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости, содействует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия. Приобретая практические умения в процессе разработки эскизов и изготовления кукол на базе традиционных игрушек, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. Разработка народной куклы пробуждает интерес к искусству, любовь и уважение к изучению истории и национальной культуры своего народа.

Кукла Глаша – традиционная наша.

Милая, красивая да трудолюбивая.

Любит петь, да плясать и людей завлекать.

Коновалова Елизавета, 9 лет

Данный мастер-класс по изготовлению куклы Глаши может быть использован педагогами дополнительного образования, общеобразовательных школ, руководителями студий декоративно-прикладного творчества.

Цель занятия: изготовление куклы с использованием современной технологии.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей народных кукол;
  • обучить технологическим приемам изготовления куклы;
  • дать знания о разных видах декорирования куклы;
  • дать знания о разных видах швов.

Развивающие:

  • сформировать творческое мышление и фантазию, умение решать художественно-творческие задачи на повтор, импровизацию игрушек;
  • способствовать развитию внимания и памяти;
  • развивать умение самому разрабатывать эскизы игрушек, выполнять в материале, подбирать цветовую гамму.

Воспитательные:

  • сформировать интерес к кукле и процессу обучения в целом;
  • способствовать воспитанию терпения, усидчивости;
  • воспитать стремление к завершению начатой работы.

Оборудование:

  • ножницы для ткани;
  • швейные иголки;
  • швейные нитки (в ассортименте);
  • однотонная ткань для лица;
  • цветная ткань для сарафана;
  • тесьма, кружево;
  • синтепон (плотность 180 г/м2);
  • пуговицы или бусины для глаз;
  • атласные ленты (в ассортименте).

Наглядные пособия: книги, раздаточный материал с видами кукол, презентация.

Методы обучения:

  1. Объяснительный (рассказ, беседа).
  2. Иллюстративный (демонстрация видов кукол, процесс изготовления куклы).
  3. Деятельностный (разработка эскизов).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Педагог приветствует обучающихся, напоминает им о том, что они делали на предыдущем занятии, сообщает тему и план проведения занятия.

  1. Теоретическая часть.
  • знакомство с историей и видами кукол;
  • демонстрация этапов выполнения куклы Глаши.
  1. Практическая часть.
  • прорисовка эскизов кукол (выставка-конкурс на лучший эскиз);
  • изготовление куклы Глаши;
  • оформление декором и дополнительными лентами;
  • выставка игрушек.
  1. Обсуждение результатов работы. Подведение итогов.

Обучающиеся вместе с педагогом обсуждают то, что удалось выполнить, а что не получилось; были ли затруднения при изготовлении куклы. Педагог проводит устный опрос, что обучающиеся запомнили на занятии; что они узнали нового и чему научились. В конце занятия – уборка своего рабочего места.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Все мы родом из детства…  Сейчас трудно найти человека, который не видел и не держал в руках куклу. Современная игрушечная индустрия предлагает куклы на любой вкус, но найти хорошую куклу, чтобы за душу тронула, – проблема. И тут вспоминается сразу народная рукотворная кукла.

Что мы знаем о народной кукле? Как многие игрушки, куклы являются носителями народных традиций в крестьянском быту, праздниках, обычаях и обрядах. Народные куклы были удивительно просты в изготовлении. Большая их часть изготавливалась из доступных тканей традиционными способами. Набивкой для кукол служили очесы льна и шерсти. Незатейливый вид простейших кукол придавал им особую трогательность и привлекательность.

Большинство тряпичных кукол были безликими. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил. Освоив элементарно простые приемы, дети могли придумать свои куклы. Когда девочки подрастали, они шили более сложных кукол и мастерили для них одежду по всем правилам и традициям.

Таким образом, народная кукла знакомила детей с историей своего края, традиционной народной одеждой, приемами ее ношения, женскими традиционными занятиями.

В России традиционная кукла была распространена повсеместно, ее мастерили во всех губерниях. Она бытовала в семьях разных сословий, но особенно ее любили в крестьянской среде. С одной стороны, повседневная крестьянская жизнь была заполнена тяжелым физическим трудом, а с другой – веселыми народными деревенскими праздниками, приуроченными к народному календарю. В народном сознании уживались христианские праздники, а также древние языческие приметы и обряды. Деревенские праздники сопровождались различными обрядами, при этом использовались ритуальные предметы. Не последнее место среди них занимала и народная кукла. Кукла была самым понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Наряду с этим куклы неотделимы от фольклора: обрядовые – от праздничных песен, игровые – от колыбельных, обереги – от заговоров.

В чем же кроется загадка народной куклы? Кукла рождается не сама, создает ее человек. В глубокой древности наши предки верили, что кукла защитит дом от напастей, злых духов, подарит душевный покой, облегчит болезнь. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Традиционные народные куклы, которые пришли к нам из далекого прошлого, – это уникальное явление в истории духовной и материальной культуры.

К сожалению, сейчас мы видим в народной кукле только внешние, декоративные особенности, плохо понимая ее истинное назначение в прошлые времена. Утеряны древние корни возникновения куклы, но жизнь подсказывает: не стоит отбрасывать опыт предыдущих поколений, стоит серьезно отнестись к народным куклам. Наши мудрые прадеды придумали куклу не только для игры и забавы…

Сегодня она имеет особую ценность и значимость как вид декоративно-прикладного творчества, но в то же время не дает забыть о традициях и обычаях своего народа. На куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых.

Многое кукла могла рассказать о своей хозяйке: ее умении шить, вязать, вышивать и т.д. Вот почему девочки стремились сделать куклу аккуратно, пытались приложить свое старание, чтобы вышла красавица. Кукла, выполненная с большим желанием, доставляла радость, прежде всего, ей самой и вызывало чувство удовлетворения.

Начиная работу над куклой, нужно продумать ее образ: кто она, какой у нее характер, откуда она родом. Все это отразится на ее внешности – выражении лица, одежде. Работа над куклой состоит из нескольких этапов. Как правило, это изготовление тела, оформление лица, прически. Волосы могут быть сделаны из ниток, кожи, ткани, тесьмы, кружева.

Сегодня я познакомлю вас с основой изготовления куклы Глаши, а вы внесете в куклу свою лепту: придумаете, какого цвета будет сарафан, какая будет прическа – будет ли эта длинная коса или хвосты, как будет украшена наша кукла….

Практическая часть

Сегодня мы повторим пройденный материал по следующим темам: «Шов «вперед иголку», «Потайной шов», «Назад иголку», «Пришивание бусин». Нашу работу мы начнем с прорисовки эскиза куклы. В конце занятия мы проведем выставку-конкурс «Лучший эскиз».

Следующий шаг – выбор цветовой гаммы сарафана, подбор пуговиц или бусин для глаз, украшений, пряжи для волос, цвета швейных ниток.

Изготовление куклы Глаши:

  • вырезаем форму куклы – это наше лекало;
  • складываем лицевой стороной внутрь ткань для сарафана, закалываем булавками в 4 местах;
  • прикрепляем и обводим лекало;
  • подбираем швейную нитку или в тон сарафана, или темнее;
  • шьем переднюю деталь сарафана швом «назад иголку», оставляя незашитой верхнюю часть;
  • вырезаем, отступая от края 0,5 см и выворачиваем на лицевую сторону;
  • набиваем синтепоном и зашиваем «потайным швом»;
  • то же самое проделываем с головой куклы из однотонной ткани;
  • соединяем «потайным швом» голову с сарафаном куклы;
  • придумываем, какое лицо будет у нашей Глаши: это могут быть и пуговицы, и бусины, а можно, следуя традиционным куклам, оставить лицо без оформления;
  • подготовить пряжу для оформления прически: нарезать нити длиною 30-40 см и пришить к середине головы нашей куклы;
  • самый любимый момент в кукле – это придумать образ: кто это? Модница-кокетка или русская красавица с длинной косой, хозяюшка и т.д.

Вопросы для закрепления темы.

  1. Какое значение имела игрушка для наших предков? (обрядовое, магическое, охраняемое от злых духов)
  2. Какие Вы знаете народные куклы?
  3. Какие Вы знаете виды швов? (вперед иголку, взакреп, петельный, потайной и т.д.)
  4. Как правильно перевести лекало на ткань? (сложить ткань лицевой стороной внутрь, закрепить 4-мя булавками, приколоть лекало и перевести на ткань).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.
  2. Афанасьев А.А. Народные сказки. – М., 1958.
  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.  – М., 1957.
  4. Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. – М.,1978.
  5. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1977.
  6. Богуславская И. Добрых рук мастерство. – Л., 1976.
  7. Богуславская И. Народное искусство. Путеводитель. – Спб., 2007.
  8. Богуславская И. Народное искусство Каргополя.  –  Спб., 2006.
  9. Берстнева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. – М., 2010.
  10. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. –  Сергиев Посад, 2010.
  11. Дайн Г. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. – Хотьково, 2012.
  12. Дайн Г. и Дайн М. Русская тряпичная кукла. – М., 2007.
  13. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М., 2009.
  14. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб., 2005.
  15. Круглова О. Русская резьба и роспись по дереву. – М.,1983.
  16. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. – Петрозаводск, 2010.
  17. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981;
  18. Рыбаков Б.А. Культура славян и Русь. – М., 1998;
  19. Русская деревянная игрушка. – Л., 1968;
  20. http://ryazantourism.ru/ryazan/folkcraft;
  21. http://cnt-ryazan.ru/masters/
  22. http://igrushka.kz/vip103/karusel.php
  23. http://toyshistory.ru/istoria/v-kazhdoi-izbushke- svoigrushki/fedosevskie-baljasy.html
  24. http://sashamokhov.narod.ru/rasskas2.html
  25. http://czar-toy.ru/souvenir/detail.php?id=155
  26. http://www.showbell.ru/promysly/index.php?st=karachunskaya
  27. http://m-der.ru/store/10006291/10006328/
  28. http://rusprom.biz/widi-rospisi/18-rospis-derevyannih-i-glinyanih-igrushek
  29. http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html

Добавить комментарий

Войти с помощью: