Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии
В статье рассматривается вопрос создания условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья путем применения средств арт-терапии. Приводится опыт использования нетрадиционных техник изображения, которые наиболее успешно применяются в работе с детьми с ОВЗ и создают дополнительные условия для интеграции «особых» детей в общество.
УДК 376
Рябова Марина Сергеевна,
методист,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»,
Тульская область, г. Алексин
ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10.
На протяжении последних лет наблюдается тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обратившихся в «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Основной целью деятельности нашего Центра является создание условий, при которых дети, получающие помощь, могли бы реализовать свой личностный потенциал, развить умение адаптироваться к жизни в современном обществе, обрести свою жизненную позицию, включиться в процесс собственного самообразования и самовоспитания. При этом особый акцент делается на сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Многолетний опыт работы Центра с «особыми» детьми показывает, что для их успешной социализации недостаточно занятий только с одним специалистом. Поэтому с детьми с ОВЗ работает многопрофильная команда, включающая психолога, дефектолога, логопеда, инструктора ЛФК и педагога дополнительного образования, где каждый из нас вносит свой уникальный вклад в развитие души ребенка с особенностями развития. При организации сопровождения мы совместно выстраиваем стратегию помощи, отслеживаем динамику изменений, совершенствуем программу психолого-педагогической коррекции и развития.
В наиболее сложных случаях дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослыми. Большинство из них лишено широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем [1, с. 4].
В настоящее время в практику коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ вошла арт-терапия, которая предполагает использование процесса создания изображений в качестве инструмента реализации целей.
Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Занятия с использованием арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
Для арт-терапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов [2, с. 15-16].
Данная техника дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами: задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях она выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами [4, с. 175].
Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. У «особых» детей уже на начальных этапах становления их изобразительной деятельности возникают многочисленные трудности:
- в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации;
- двигательная неловкость у них четко выражена, в частности, имеющиеся нарушения мелкой моторики, зрительно-двигательной координации заметно влияют на становление характерных видов детской изобразительной деятельности;
- отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер [3, с. 23].
Моим первым шагом по овладению методами арт-терапии стало обучение по программе «Комплексное применение терапии искусством в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития (танцевальная и арт-терапия)». Потом было изучение подходов и методик, изложенных в работах М.В. Водинской, Г.Н. Давыдовой, Ю.В. Захаровой, Р.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, А.В. Никитиной, Н.В. Шайдуровой.
На основе полученных знаний и приобретенного опыта мною разработана программа «Этот разноцветный мир», являющаяся частью программы «Особый ребенок», реализуемой специалистами Центра для детей с ОВЗ.
Целью программы является создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей и развития художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования техник арт-терапии (традиционных и нетрадиционных).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся в соответствии с типологическими особенностями развития детей с ОВЗ. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл занятий сохраняется.
Имеется успешный опыт реализации программы для детей с ОВЗ в индивидуальном режиме, но возрастающее количество обращений, важность формирования коммуникативной составляющей поставили перед нами задачу объединения детей в группы для занятий по данной программе.
Сложность групповой реализации программы «Этот разноцветный мир» для детей с ОВЗ заключается именно в особенностях данной категории обучающихся. В последнее время наблюдается изменение структуры дефекта детей – рост сложных комплексных, множественных нарушений. Как правило, эти дети, помимо умственной отсталости, имеют ряд сопутствующих заболеваний опорно-двигательного аппарата (ДЦП), аутизм, хромосомные нарушения, эпилепсию, синдром Дауна и пр. Некоторым из них не только тяжело учиться, но и самостоятельно передвигаться. Эти дети характеризуются крайне неустойчивым произвольным вниманием, неспособностью длительное время продолжать одну и ту же деятельность, часто им сложно понять простейшие сообщения, сложно усваивать социальные нормы поведения, многим из них трудно самостоятельно передвигаться и обслуживать себя на элементарном уровне, а также сложно объединить детей в группу в силу разноплановости диагнозов, отклонений и, соответственно, возможностей усвоения программы. Поэтому для реализации программы в групповой форме, как правило, помимо специалиста-ведущего требуются педагоги, сопровождающие каждого «особого» ребенка в процессе освоения программы.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Следовательно, у детей появляется познавательный интерес и желание действовать с нетрадиционным материалом, усидчивость и аккуратность. А в процессе манипуляции с этими материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Дети узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами и фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, сухими листьями, нитками, клеем, солью, манкой. Использование при рисовании краской пальцев и ладошек позволяет детям с ОВЗ познать свойства красок: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Таким образом, нетрадиционные техники положительно сказываются на общем развитии обучающихся.
В своей работе я использую самые разнообразные нетрадиционные техники арт-терапии, например, такие как:
- рисование пальчиками и ладошками– ребенок опускает в гуашь пальчик или наносит краску на ладошку кисточкой и делает отпечаток на бумаге, который затем дорисовывается в зависимости от сюжета;
- кляксография– в процессе рисования дети получают спонтанные изображения, которые затем дорисовывают недостающими деталями;
- набрызг – на зубную щетку набирается краска и с помощью палочки разбрызгивается на рисунок;
- соленая акварель – ребенок посыпает солью мокрый акварельный рисунок. Соль выедает краску, создаются интересные эффекты;
- ниткография – рисунок создается приклеиванием нитки по контуру изображения;
- рисование мыльной пеной – ребенок выдувает через трубочку пену, к которой затем прикладывает бумагу и дорисовывает полученное изображение;
- монотипия (предметная и пейзажная) – хаотичный рисунок наносится на одну половину листа, и пока краска не высохла, лист складывается и разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки;
- восковые мелки (свеча) и акварель – свечой или восковыми мелками рисуют на бумаге узор, затем лист закрашивают акварелью. Рисунок, нарисованный свечой (восковым мелком), остается не закрашенным;
- оттиск (смятой бумагой, поролоном, сухими листьями) – ребенок прижимает выбранный инструмент к штемпельной подушечке, либо наносит краску на него кисточкой и наносит оттиск на бумагу;
- эстамп по аппликации (гравюра на картоне) – педагог подготавливает эскиз будущей композиции, переносит его на картон и вырезает. На поверхность картона ребенок наклеивает выступающие детали. Сверху на всю поверхность наносится краска и прикладывается чистый лист бумаги. Лист тщательно проглаживается сверху и аккуратно снимается с картона – получается оттиск.
Апробируя на практике разные методики и техники, я пришла к выводу, что использование именно нетрадиционных техник позволяет получить опыт позитивной социализации обучающихся данной категории.
По итогам групповой деятельности за год я отмечаю положительную динамику в развитии детей: внимание стало более устойчивым, увеличилась активность на занятии, дети охотно идут на контакт с педагогом и с другими ребятами, с удовольствием помогают друг другу. Преобладание положительного эмоционального фона на занятиях позволяет детям с ОВЗ раскрыть свой творческий потенциал, выразить свои чувства через различные художественные техники, продемонстрировать свои успехи родителям.
Важной составляющей своей деятельности по данной программе я считаю организацию работы с родителями детей. Не все родители готовы принимать активное участие в деятельности своих детей во время занятий. Поэтому, помимо консультаций по результатам занятий, стараюсь активно привлекать родителей к совместной работе по программе, к подготовке материала для следующего занятия вместе с ребенком (сбор и засушивание листьев, заготовка соленого теста и т.д.).
Мы с детьми, занимающимися в моих объединениях, активно участвуем в различных конкурсах, мероприятиях муниципального и регионального уровня, где показываем высокие результаты и занимаем призовые места. Для закрепления и расширения полученного «особыми» детьми опыта мы регулярно проводим совместные мероприятия, акции с привлечением неравнодушных подростков, входящих в команду волонтеров Центра «Добровольцы – детям!».
Работа с детьми по программе «Этот разноцветный мир» – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая «особому» ребенку радость и положительные эмоции.
Хотелось бы завершить словами Генри Форда: «Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех». Надеюсь, что наше совместное с детьми творчество позволит развиваться и жить в гармонии с собой и с миром.
Список литературы и источников:
- Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства // Образование и воспитание. 2015. №4.
- Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник /Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко и др. – М., 2001.
- Захарова Ю.В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №3.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб., 2006.