«Народная кукла Глаша»
Муранова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
Центра художественного образования
ГБПОУ «Воробьевы горы».
Данная статья раскрывает содержание мастер-класса по изготовлению народной куклы Глаши. В основу статьи положен многолетний опыт работы по программе «Игрушка из ткани». Изучение истории народных игрушек, знакомство с техническими приемами изготовления и декорирования куклы, разработка эскизов «авторских кукол» способствует раскрытию творческого потенциала личности, воспитанию эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости, содействует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия. Приобретая практические умения в процессе разработки эскизов и изготовления кукол на базе традиционных игрушек, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. Разработка народной куклы пробуждает интерес к искусству, любовь и уважение к изучению истории и национальной культуры своего народа.
Кукла Глаша – традиционная наша.
Милая, красивая да трудолюбивая.
Любит петь, да плясать и людей завлекать.
Коновалова Елизавета, 9 лет
Данный мастер-класс по изготовлению куклы Глаши может быть использован педагогами дополнительного образования, общеобразовательных школ, руководителями студий декоративно-прикладного творчества.
Цель занятия: изготовление куклы с использованием современной технологии.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей народных кукол;
- обучить технологическим приемам изготовления куклы;
- дать знания о разных видах декорирования куклы;
- дать знания о разных видах швов.
Развивающие:
- сформировать творческое мышление и фантазию, умение решать художественно-творческие задачи на повтор, импровизацию игрушек;
- способствовать развитию внимания и памяти;
- развивать умение самому разрабатывать эскизы игрушек, выполнять в материале, подбирать цветовую гамму.
Воспитательные:
- сформировать интерес к кукле и процессу обучения в целом;
- способствовать воспитанию терпения, усидчивости;
- воспитать стремление к завершению начатой работы.
Оборудование:
- ножницы для ткани;
- швейные иголки;
- швейные нитки (в ассортименте);
- однотонная ткань для лица;
- цветная ткань для сарафана;
- тесьма, кружево;
- синтепон (плотность 180 г/м2);
- пуговицы или бусины для глаз;
- атласные ленты (в ассортименте).
Наглядные пособия: книги, раздаточный материал с видами кукол, презентация.
Методы обучения:
- Объяснительный (рассказ, беседа).
- Иллюстративный (демонстрация видов кукол, процесс изготовления куклы).
- Деятельностный (разработка эскизов).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Педагог приветствует обучающихся, напоминает им о том, что они делали на предыдущем занятии, сообщает тему и план проведения занятия.
- Теоретическая часть.
- знакомство с историей и видами кукол;
- демонстрация этапов выполнения куклы Глаши.
- Практическая часть.
- прорисовка эскизов кукол (выставка-конкурс на лучший эскиз);
- изготовление куклы Глаши;
- оформление декором и дополнительными лентами;
- выставка игрушек.
- Обсуждение результатов работы. Подведение итогов.
Обучающиеся вместе с педагогом обсуждают то, что удалось выполнить, а что не получилось; были ли затруднения при изготовлении куклы. Педагог проводит устный опрос, что обучающиеся запомнили на занятии; что они узнали нового и чему научились. В конце занятия – уборка своего рабочего места.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Все мы родом из детства… Сейчас трудно найти человека, который не видел и не держал в руках куклу. Современная игрушечная индустрия предлагает куклы на любой вкус, но найти хорошую куклу, чтобы за душу тронула, – проблема. И тут вспоминается сразу народная рукотворная кукла.
Что мы знаем о народной кукле? Как многие игрушки, куклы являются носителями народных традиций в крестьянском быту, праздниках, обычаях и обрядах. Народные куклы были удивительно просты в изготовлении. Большая их часть изготавливалась из доступных тканей традиционными способами. Набивкой для кукол служили очесы льна и шерсти. Незатейливый вид простейших кукол придавал им особую трогательность и привлекательность.
Большинство тряпичных кукол были безликими. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил. Освоив элементарно простые приемы, дети могли придумать свои куклы. Когда девочки подрастали, они шили более сложных кукол и мастерили для них одежду по всем правилам и традициям.
Таким образом, народная кукла знакомила детей с историей своего края, традиционной народной одеждой, приемами ее ношения, женскими традиционными занятиями.
В России традиционная кукла была распространена повсеместно, ее мастерили во всех губерниях. Она бытовала в семьях разных сословий, но особенно ее любили в крестьянской среде. С одной стороны, повседневная крестьянская жизнь была заполнена тяжелым физическим трудом, а с другой – веселыми народными деревенскими праздниками, приуроченными к народному календарю. В народном сознании уживались христианские праздники, а также древние языческие приметы и обряды. Деревенские праздники сопровождались различными обрядами, при этом использовались ритуальные предметы. Не последнее место среди них занимала и народная кукла. Кукла была самым понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Наряду с этим куклы неотделимы от фольклора: обрядовые – от праздничных песен, игровые – от колыбельных, обереги – от заговоров.
В чем же кроется загадка народной куклы? Кукла рождается не сама, создает ее человек. В глубокой древности наши предки верили, что кукла защитит дом от напастей, злых духов, подарит душевный покой, облегчит болезнь. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Традиционные народные куклы, которые пришли к нам из далекого прошлого, – это уникальное явление в истории духовной и материальной культуры.
К сожалению, сейчас мы видим в народной кукле только внешние, декоративные особенности, плохо понимая ее истинное назначение в прошлые времена. Утеряны древние корни возникновения куклы, но жизнь подсказывает: не стоит отбрасывать опыт предыдущих поколений, стоит серьезно отнестись к народным куклам. Наши мудрые прадеды придумали куклу не только для игры и забавы…
Сегодня она имеет особую ценность и значимость как вид декоративно-прикладного творчества, но в то же время не дает забыть о традициях и обычаях своего народа. На куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых.
Многое кукла могла рассказать о своей хозяйке: ее умении шить, вязать, вышивать и т.д. Вот почему девочки стремились сделать куклу аккуратно, пытались приложить свое старание, чтобы вышла красавица. Кукла, выполненная с большим желанием, доставляла радость, прежде всего, ей самой и вызывало чувство удовлетворения.
Начиная работу над куклой, нужно продумать ее образ: кто она, какой у нее характер, откуда она родом. Все это отразится на ее внешности – выражении лица, одежде. Работа над куклой состоит из нескольких этапов. Как правило, это изготовление тела, оформление лица, прически. Волосы могут быть сделаны из ниток, кожи, ткани, тесьмы, кружева.
Сегодня я познакомлю вас с основой изготовления куклы Глаши, а вы внесете в куклу свою лепту: придумаете, какого цвета будет сарафан, какая будет прическа – будет ли эта длинная коса или хвосты, как будет украшена наша кукла….
Практическая часть
Сегодня мы повторим пройденный материал по следующим темам: «Шов «вперед иголку», «Потайной шов», «Назад иголку», «Пришивание бусин». Нашу работу мы начнем с прорисовки эскиза куклы. В конце занятия мы проведем выставку-конкурс «Лучший эскиз».
Следующий шаг – выбор цветовой гаммы сарафана, подбор пуговиц или бусин для глаз, украшений, пряжи для волос, цвета швейных ниток.
Изготовление куклы Глаши:
- вырезаем форму куклы – это наше лекало;
- складываем лицевой стороной внутрь ткань для сарафана, закалываем булавками в 4 местах;
- прикрепляем и обводим лекало;
- подбираем швейную нитку или в тон сарафана, или темнее;
- шьем переднюю деталь сарафана швом «назад иголку», оставляя незашитой верхнюю часть;
- вырезаем, отступая от края 0,5 см и выворачиваем на лицевую сторону;
- набиваем синтепоном и зашиваем «потайным швом»;
- то же самое проделываем с головой куклы из однотонной ткани;
- соединяем «потайным швом» голову с сарафаном куклы;
- придумываем, какое лицо будет у нашей Глаши: это могут быть и пуговицы, и бусины, а можно, следуя традиционным куклам, оставить лицо без оформления;
- подготовить пряжу для оформления прически: нарезать нити длиною 30-40 см и пришить к середине головы нашей куклы;
- самый любимый момент в кукле – это придумать образ: кто это? Модница-кокетка или русская красавица с длинной косой, хозяюшка и т.д.
Вопросы для закрепления темы.
- Какое значение имела игрушка для наших предков? (обрядовое, магическое, охраняемое от злых духов)
- Какие Вы знаете народные куклы?
- Какие Вы знаете виды швов? (вперед иголку, взакреп, петельный, потайной и т.д.)
- Как правильно перевести лекало на ткань? (сложить ткань лицевой стороной внутрь, закрепить 4-мя булавками, приколоть лекало и перевести на ткань).
ЛИТЕРАТУРА
- Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.
- Афанасьев А.А. Народные сказки. – М., 1958.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
- Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. – М.,1978.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1977.
- Богуславская И. Добрых рук мастерство. – Л., 1976.
- Богуславская И. Народное искусство. Путеводитель. – Спб., 2007.
- Богуславская И. Народное искусство Каргополя. – Спб., 2006.
- Берстнева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. – М., 2010.
- Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – Сергиев Посад, 2010.
- Дайн Г. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. – Хотьково, 2012.
- Дайн Г. и Дайн М. Русская тряпичная кукла. – М., 2007.
- Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М., 2009.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб., 2005.
- Круглова О. Русская резьба и роспись по дереву. – М.,1983.
- Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. – Петрозаводск, 2010.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981;
- Рыбаков Б.А. Культура славян и Русь. – М., 1998;
- Русская деревянная игрушка. – Л., 1968;
- http://ryazantourism.ru/ryazan/folkcraft;
- http://cnt-ryazan.ru/masters/
- http://igrushka.kz/vip103/karusel.php
- http://toyshistory.ru/istoria/v-kazhdoi-izbushke- svoigrushki/fedosevskie-baljasy.html
- http://sashamokhov.narod.ru/rasskas2.html
- http://czar-toy.ru/souvenir/detail.php?id=155
- http://www.showbell.ru/promysly/index.php?st=karachunskaya
- http://m-der.ru/store/10006291/10006328/
- http://rusprom.biz/widi-rospisi/18-rospis-derevyannih-i-glinyanih-igrushek
- http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html