Бал как форма итоговой аттестации и вклад в общую культуру города, страны

Статья об опыте организации и проведения итоговой аттестации учащихся в форме бала по дополнительной общеразвивающей программе «Культура, экология и английский язык», реализуемой в Центре «Диалог наук», когда дети не просто ученики, а люди, создающие культуру наравне с взрослыми. Когда создание современной культуры проявляется в культуре личности, культуре праздника, культуре диалога. А это и есть вклад в общую культуру города, страны.

 «…У человечества не остается иного выбора,
кроме диалогического способа связей человека с человеком,
поколения с поколением, пола с полом, класса с классом,
нации с нацией, региона с регионом, как и современности с прошлым…»

М.С. Каган,
советский и российский философ и культуролог,
специалист в области философии и истории культуры,
теории ценности, истории и теории эстетики.

I

В мировой культуре бал – сложное, многоплановое явление, которое развивалось вместе с общественной и культурной жизнью не только России, но и всего мира. В 19 веке в России инициатором и организатором бала выступала семья, взяв на себя не только организацию досуга для членов семьи, но и формирование культурно-образовательного пространства в форме обучающей игры для подрастающих детей, которой свойственна повторяемость. Бал может быть «разыгран» вновь и вновь. Навыки этой игры передавались от поколения к поколению. Обучение законам и правилам бала было неотъемлемой частью воспитания, и только вследствие внешних обстоятельств цепь времен была прервана.

Бал

Сегодня школа и особенно дополнительное образование детей отчасти берут на себя заботы, которые исторически выполняла семья. И бал становится новой формой культурной жизни современного общества, совместного быта учеников, их друзей, родителей, педагогов – сообщества людей разных поколений. Бал, как воронка, в самом хорошем смысле, вовлекает в свое движение самый широкий круг партнерства и общения: сверстники-сверстники, ученики-педагоги, дети-взрослые, дети-родители, родители-педагоги, родители-родители, педагоги-педагоги, девушки-юноши, женщины-мужчины, дамы и кавалеры, представители разных вкусов, разного темперамента, разных национальностей и т.д.

У бала 300-летняя история, и она продолжается. Значит в этой форме сокрыты какие-то секреты, раскрытие которых необходимо и в наше время.

II

Я возвращаю вкус празднику, что давным-давно позабыт.
Праздник — это завершение долгих приготовлений к празднику,
вершина горы после изнурительного подъёма, алмаз,
который тебе позволено добыть из глубин земли…»

Антуан де Сент Экзюпери, «Цитадель»

Дополнительная общеразвивающая программа «Культура, экология и английский язык», реализуемая в Центре «Диалог наук» Фомичевой О.С. уже более 15 лет, результат большой, долговременной, системной и разнообразной творческой деятельности педагога, детей и их родителей, отражение комплексной системы межличностного и межпоколенческого общения. Можно сказать, что балы, заложенные в содержание этой программы как итоговая аттестация обучающихся, стали уникальным социокультурным явлением, а не просто текущим мероприятием, которое организуют с детьми для подведения итогов обучения.

Малые (домашние), и Большие (Рождественский и Весенний) – балы стали созиданием культурного продукта, нового праздника. Создавая вместе образ современного бала, педагог, дети и родители, творят современную культуру, включая обучающихся в созидательный процесс творения современной культуры. Дети становятся не просто учениками, а людьми, создающими культуру наравне с взрослыми.

Бал

Почему в качестве итоговой аттестации (2 раза в год: Малые домашние балы в учреждении и выездные Большие балы, Рождественский в музее имени В.И. Вернадского и Весенний в Доме Пашкова) при обучении по программе «Культура, экология и английский язык» была принята форма бала?

1. Википедия дает определение бала: бал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball) — собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.

Мы считаем, что танцы обязательно должны быть вплетены в общий рисунок изучения языка, так как язык танца — это тоже символьный язык. Танец – это особое состояние души. Многогранность самовыражения предполагает и выражение себя в танце.

В «Практическом самоучителе бальных танцев» балетмейстера Де-Колиньяра отмечено, что «…разговор на балу представляет случай обнаружить свой ум и способности перед другими, а также узнать те же качества лица, говорящего с вами, потому что речь есть проводник нашего ума, характера, образованности и наклонностей. Разговор на балу и в обществе должен быть направлен так, чтобы применялся к уровню общества, потому что общество не такое место, где каждый должен стараться только о том, чтобы высказать своё превосходство, — напротив, здесь каждый из членов общества должен дать случай другим обнаружить свои достоинства. Однако же из этого не следует, что каждая молодая особа должна стеснять себя, чтобы не обнаружить пред другими своих достоинств: обнаруживать их должно, но только так, чтобы в разговоре вообще не просвечивало ни самолюбие, ни тщеславие»[1].

2. Бал предполагает хорошие манеры. «Манеры состоят в умении кланяться, ходить, стоять, сидеть и танцевать так, как этого требует учтивость и уважение к обществу»[2]. На балу надо быть не только отличным танцором, «но и вместе с тем приятным членом в обществе, потому что для бала недостаточно молодому человеку одного танцевального искусства, но также требуется знание бального этикета и самого строгого знания приличий»[3].

3. Любой бал предполагает соответствующий случаю туалет (даже просто нарядные платья), умение в них ходить, стоять, сидеть, танцевать. Только в этом случае будут уместны нарядные платья и туфли, а дети будут чувствовать гармонию происходящего.

Подготовка к балу и сам бал – обобщение большой работы, некий культурный результат всей предыдущей образовательной деятельности педагога по программе «Культура, экология и английский язык», в содержание которой входит знакомство детей с культурой танцевальной, музыкальной, художественной; культурой отношений, чувств, общения; культурой праздника; национальными культурами. Бал как раз и представляет собой синтез этих культур, синтез искусств.

III

Подготовка бала – задача очень трудная, требующая от педагога выстраивания системы отношений между взрослыми и детьми, а, тем более, между учителем и учеником, таким образом, чтобы она не противоречила требованиям этикета и являла собой строгое знание приличий. Культурно-образовательное пространство при этом создается, а не осваивается. Мы не просто возвращаемся к старым традициям, а синтезируем их с новыми.

бал

Наиважнейшим условием подготовки и проведения бала является то, что бал молодые люди создают сами в содружестве с взрослыми. Общая культура праздника создается культурой каждой отдельной личности, взаимодействием индивидуальностей. Создавая бал, юноши и девушки приобщаются к культуре созидания, в отличие от культуры потребления. Это повышает в молодых людях самоуважение, доверие и уважение к другим людям, открытость, формирует новые культурные потребности.

IV

Основная работа подготовки бала происходит во время реализации программы, когда обучающиеся поэтапно проживают подготовку к балу, видят, ощущают, чувствуют, осмысливают результат своей учебной, исследовательской и творческой деятельности; когда происходит интеграция полученных знаний по технологии эффективного общения, музыке, истории, литературе, мировой художественной культуре, этике, эстетике, изобразительному искусству, психологии, хореографии, театральному искусству и др. Педагогом применяется новая форма образовательной деятельности на методологической основе науки *когнитоники в рамках системы методов эмоционально-образного обучения, когда естественным путем происходит познание секретов человеческих взаимоотношений и передача образцов культурного поведения от старших к младшим, позволяющая решать актуальные личностные проблемы детей и подростков их собственными силами при поддержке и помощи педагога, родителей и других взрослых.

Когнитоника — наука о человеке в цифровом мире. Основы этой новой научной дисциплины разработаны в России профессором, доктором технических наук В.А. Фомичевым (школа бизнес — информатики НИУ ВШЭ) и кандидатом филологических наук  Фомичевой О.С. (старший методист Центра «Диалог наук» ГБПОУ «Воробьевы горы», педагог дополнительного образования).

Когнитоника занимается поиском и разработкой системных решений для компенсации негативных последствий в развитии личности и общества, связанных со стремительной экспансией информационно-коммуникационных технологий и процессов глобализации с целью создания когнитивно-культурологических предпосылок гармоничного, сбалансированного развития личности в информационном обществе, перерастающем в общество знаний и обеспечения преемственности развития национальных культур и языков.

В нашем техногенном, цифровом веке мы все больше и больше отдаляемся друг от друга. Мы утрачиваем возможность слышать и быть услышанными. В дискотечном, шквальном стиле общения молодых людей необходим и другой уровень общения, когда не только услышат тебя, но и ты сможешь услышать другого: бал и все средства его выразительности встают на службу замечательной формулы общения «Слушайте и услышаны будете» (В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7-8) сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»). «Жизнь — это тот же вальс, который надо уметь танцевать, не наступив на ноги партнеру»[5].

Знакомство с культурой общения в пространстве бала для юношей и девушек становится не самоцелью, а естественным стилем общения. Атмосфера бала, его эстетика, красивая музыка, наряды, танцы, доброжелательные люди воспитывают ребят не только внешне, но и возвышают изнутри, и они искренне хотят стать красивыми, ощутить свое эстетическое достоинство. Это так важно, особенно сейчас, когда средства массовой информации обрушивают на наших детей информацию, мягко говоря, противоречивого содержания.

С уверенностью, подкрепленной многолетней педагогической практикой, можно утверждать, что, когда создание современной культуры осуществляется каждой индивидуальностью и проявляется в культуре личности, культуре праздника, культуре диалога – все это и есть вклад в общую культуру города, страны.

И если молодые люди и взрослые творят вместе общение и искусство без границ, то наша планета может надеяться на лучшее будущее!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Де-Колиньяр. Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. 8-е изд. М., 1896.
  2. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М., 2000.
  3. Фомичева О.С. Незаданные вопросы гуманитарного образования. М., 2011.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://publications.hse.ru/view/77723726 Публикации ВШЭ
  2. Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева. Электронный каталог.  http://catalog.turgenev.ru/opac/index.php?url=/notices/index/IdNotice:87081/Source:default#
  3. Сайт общественного телевидения России ОТР https://otr-online.ru/kino/-41247.html Фильм «Монологи о мышах, ветряках и пирожках с небом» о педагогической деятельности О.С. Фомичевой, реж. А. Райкин, 2015 г.

[1] Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. Соч. балетмейстера Де-Колиньяра. 8-е изд. М., 1896. С.20

[2] Там же. С.11.

[3] Там же. С.5.

[4] Там же. С.6

О.С. Фомичева,
старший методист,
педагог дополнительного образования,
кандидат филологических наук
ГБПОУ «Воробьевы горы», Центр «Диалог наук»

С.И. Лагутина,
методист
ГБПОУ «Воробьевы горы», Центр «Диалог наук»

Добавить комментарий

Войти с помощью: