Финское образование – образование для жизни

В статье рассказывается об особенностях системы финского образования и о том, что принципы работы системы финского образования тесно перекликаются с принципами российского дополнительного образования.

С.А. Дудкина,
заместитель директора
ГБОУ Школа №1945
Москва

Ни для кого не секрет, что образование Финляндии 10 лет занимало лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

Сразу возникает желание задать вопрос: «Почему так?». Ответ на него очевиден. Вся система финского образования построена на доверии: государство доверяет директору, директор доверяет учителю, учитель доверяет ученику, а родитель взаимодействует со всеми участниками этого процесса. В Финляндии особого внимания заслуживает вопрос воспитания ребенка в семье: родитель обязан и, что главное, соблюдает эту обязанность воспитывать и образовывать своего ребенка. В противном случае ребенка у родителя забирают социальные службы и восстановиться в правах достаточно проблематично. Этот принцип воспитания ведет за собой другой: если в школе происходит некоторое «ЧП», то есть если дети повздорили или умышленно нанесли вред имуществу школы, то за порядком следит молодежная полиция. Учителю достаточно один раз предупредить, а в следующий раз действительно вызвать молодежную полицию, и конфликт перестает быть актуальным. Школа занимается своей прямой обязанностью – дает образование пригодное для жизни.

Заметим, что в части дополнительного образования в нашем, российском, понимании отдельно выделенной сферы в образовании нет. Дополнительным секционным и студийным образованием дети занимаются вне школы: в спортивных клубах, художественных студиях и технических лабораториях, организованных иными ведомствами и частными структурами.

Главное в финском образовании его концептуальная позиция: не человек (равно ребенок) для мира, не мир для ребенка, а мир через ребенка. Познание окружающей действительности происходит посредством «пропускания» всей действительности и всех явлений через себя. Всю деятельность, все обучение, все познание ребенок строит и осваивает, пропуская через свой внутренний мир. Этот принципиальный подход к познанию определяет и следующее: в финском менталитете нет рвения каждого получить высшее образование. Ребенок, пробуя еще в начальной школе модульные курсы прикладного назначения, рассчитанные на 12 академических часов, определяет для себя то, что ему нравится: кто-то из детей выбирает искусство, кто-то технические виды деятельности, а кто-то домоводство и кулинарию. И перейдя на уровень средней школы, каждый ребенок проходит выбранные направления, но уже на базовом уровне. К восьмому классу обучается уже по самостоятельно выбранному определенному маршруту. Таким образом, ребенок следует своей индивидуальной траектории развития, получает то, что ему действительно нравится изучать. Ребенок становится лидером в выбранном им ремесле и мастерстве. После девятого класса большая часть учеников уходит получать профессию в колледжи, а те, кто желает получить высшее образование, поступают в лицеи.

Поразительно и то, что в средней школе детей учат предпринимательству не только с теоретических позиций, но и с позиции практики.

Так, например, в одной из финских средних школ, ученики арт-медийного класса сами выбирают творческий продукт (расписанные футболки, брошюры и проч.), разрабатывают план и реализуют его, публикуют на созданном ими же интернет-ресурсе и выставляют на продажу. Тем самым прививается ценность труда у детей. А главное, в процессе создания продукта ученики используют не только межпредметные знания, но и метапредметные умения.

Особого внимания заслуживает еще один принцип финского образования: свобода.

Свобода прослеживается во всем: в выборе предметных областей знаний, в получении образования, во внешнем виде. Немаловажно отметить и тот факт, что при четких задачах, стоящих перед учителем, дать для успешной аттестации тот или иной предмет, учитель сам определяет методику и способы подачи информации, интересные и применимые в том или ином классе.

Ребенок – равный член образовательного процесса; образование не во имя него, а для него. В финских школах практически нет домашнего задания; нет такого большого количества академических знаний, как в наших российских школах. Знания дают порционно, последовательно, модульно и циклически, все образовательное пространство побуждает к учебе. Да, финские школьники, в целом, усваивают знания позже российских сверстников, но главное здесь – ориентир на ребенка, на то, что ему важно, а академизму дети наберутся в университетах, – так считают финны.

Сегодня в Москве в сфере образования реализуются масса проектов, направленных на проявление творческих способностей и активностей каждого ребенка. Это и социально-значимые мероприятия (конкурсы, соревнования, олимпиады и проч.), и метапредметные олимпиады, и предоставление множества дополнительных образовательных услуг от художественной и спортивной направленности до технической. На мой взгляд, все принципы работы системы финского образования тесно перекликаются с принципами российского дополнительного образования (за исключением принципа добровольности, так как все же основное образование является обязательным). Замечу, что московский ученик имеет практически неограниченные возможности в выборе и обучении по программам дополнительного образования различных уровней: в каждом округе, районе есть образовательные учреждения, реализующие такие программы, причем спектр видов творчества велик: от музыкальных занятий, техники и спорта до занятий искусством керамики (где необходимо владеть знаниями по химии и геометрии), подготовки к олимпиадам и «кружков юных натуралистов».

В московском образовании лидирующую позицию занимает позиция подготовки учеников к знаниям и умениям, применяемым в повседневности, к деятельностным умениям.

В нашей школе мы с этого учебного года усилили взаимосвязь возможностей и принципов в реализации образовательного процесса посредством нововведений интегративного подхода основного и дополнительного образования, внедрив в работу принцип выбора вариативной части наших первоклассников в освоении ФГОС.

Уверена, что ребенку «сегодняшнего времени», где потоки информации соразмерны водопаду, давать знания необходимо для того, чтобы он смог их применить в жизни, смог САМОобразовываться и быть САМостоятельным.

Добавить комментарий

Войти с помощью: