Детский творческий конкурс «Твой мир» как важная практическая составляющая системы эмоционально-образного обучения в дополнительном образовании детей

Статья описывает многолетний опыт организации и проведения в Центре «Диалог наук» ГБПОУ «Воробьевы горы» детского творческого конкурса метафорического представления своего видения мира «Твой мир». Конкурс «Твой мир» стал неформальным ответом на сформулированную обществом потребность усилить внимание к духовному развитию детей и подростков, к формированию осознанной гражданской позиции, к развитию таких личностных качеств, как активность, творческий настрой, общительность, самостоятельность, социальная ответственность. Конкурс «Твой мир» – деликатное предложение ребёнку задуматься о своём внутреннем мире и найти возможность рассказать о нём разными способами.

О.С. Фомичева,
старший методист,
педагог дополнительного образования,
почетный работник общего образования РФ,
кандидат филологических наук.

С.И. Лагутина,
методист, почетный работник
общего образования РФ.

ГБПОУ «Воробьевы горы»,
Центр «Диалог наук».

Дополнительное образование детей – важнейшая составляющая образовательного пространства России

Дополнительное образование детей социально востребовано, оно обеспечивает свободу выбора человека с целью его самореализации в жизни.

В учреждениях дополнительного образования детей эффективнее всего внедряются социально-педагогические модели деятельности, так как традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ культуры, осознание самоценности личности, осознанный выбор профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни [1, с.18].

Общеизвестно, что любое обучение должно быть целесообразной деятельностью. Свобода выбора и самовыражения в дополнительном образовании не означает его стихийности и анархии. Оно базируется на определённой системе и оформляется как программа дополнительного образования. Образовательной программой ставится цель образования, а также определяются задачи и методы ее достижения.

Центр дополнительного образования детей «Диалог наук» ГБПОУ «Воробьёвы горы» выстраивает свое образовательное пространство на основе системы методов эмоционально-образного обучения (ЭОО-система), разработанной кандидатом филологических наук О.С. Фомичёвой в 1990-е годы и значительно усовершенствованной в 2000-е годы при реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Культура, экология и английский язык».

твой мир

Теоретической основой ЭОО-системы является новая наука когнитоника (cognitonics), созданная д.т.н., профессором НИУ ВШЭ В.А. Фомичёвым совместно с О.С. Фомичёвой. Когнитоника выросла из теории динамических концептуальных отображений. В.А. Фомичёв и О.С. Фомичёва успешно организовали и провели в качестве сопредседателей пять международных научных конференций по когнитонике (Словения, Любляна, октябрь 2009, 2011, 2013, 2015, 2017, см. http://is.ijs.si), в которых участвовали исследователи из 25 стран мира.

Методы ЭОО-системы, успешно применяемые О.С. Фомичёвой в течение 27 лет в системе дополнительного образования детей Москвы, в том числе в Центре «Диалог наук» ГБПОУ «Воробьёвы горы», используются для обучения культуре общения и мышления, иностранному языку (английскому), символьным языкам поэзии, литературы и живописи, символьным языкам классического танца и садово-паркового искусства при реализации общеразвивающей образовательной программы «Культура, экология и английский язык». Обучающиеся, становясь членами высокомотивированного детско-взрослого образовательного сообщества, получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. Развитие у ребёнка языковых навыков и когнитивных механизмов обработки информации, необходимых для выражения удивления и восхищения от увиденного, происходит на основе формирования понятия красоты как базового понятия его концептуальной картины мира.

Профессор школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ В.А. Фомичёв в своей статье «Значение новой научной дисциплины когнитоники для нравственного возрождения и модернизации России» (ИНИОН РАН, 2012) пишет: «… в основе долговременного подхода к модернизации страны должны лежать разработка и реализация фундаментальной и конструктивной программы по значительному укреплению, расширению, обогащению идеальной составляющей личности, вступающей в профессиональную жизнь, что предполагает развитие системы нравственных ценностей, творческих качеств, воображения, воспитание чувства собственного достоинства и патриотической личностной позиции».

Эти слова были написаны задолго до утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Концепции развития дополнительного образования детей», где, в частности, говорится: «В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, “массового” образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создаёт возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя».

твой мир

ЭОО-система, предложенная и апробированная О.С. Фомичёвой в течение многих лет ее педагогической деятельности, абсолютно соответствует сформулированным главным принципам и цели современного дополнительного образования детей:

  • Целью образовательного процесса в дополнительном образовании является создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.
  • Основные принципы дополнительного образования:

общестратегические принципы:

  • принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
  • принцип гуманизации – в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
  • принцип демократизации – предоставление каждому ребёнку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе;
  • принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребёнку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

ценностно-ориентационные принципы:

  • принцип природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;
  • принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;
  • принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.

Особо следует отметить, что центральная идея предложенной системы методов эмоционально-образного обучения (ЭОО-системы) заключается в развитии с дошкольного возраста нравственной составляющей личности через вписывание чувства красоты в концептуальную картину мира ребенка, а позже – подростка. При этом красота понимается в широком смысле этого слова: как внешняя красота, красота мысли, красота языка, красота человеческих отношений и красота поступка. Одним из наиболее важных аспектов ЭОО-системы является разработка практических методов обучения и воспитания, обеспечивающих более раннюю, чем это повсеместно принято, социализацию детей, чтобы вписать в концептуальную картину мира ребенка и подростка глубокое осознание социальной ответственности и научить анализировать последствия предпринимаемых действий.

твой мир

Детский творческий конкурс «Твой мир»

Идея детского творческого конкурса с названием «Твой мир» предложена О.С. Фомичёвой. Положение о проведении конкурса метафорического представления своего видения мира «Твой мир» опубликовано в приложении к монографии [2, стр. 293-294].

Идея проведения детского творческого конкурса «Твой мир» стала одной из реализуемых О.С. Фомичёвой на методологической основе науки когнитоники, совместно с педагогическим коллективом Центра дополнительного образования детей «Диалог наук», практических составляющих системы эмоционально-образного обучения, неформальным ответом на сформулированную обществом потребность усилить внимание к духовному развитию детей, деликатным предложением ребёнку задуматься о своём внутреннем мире и найти возможность рассказать о нём разными способами.

 «…песенка, короткая, как жизнь сама,

где-то в дороге услышанная,

у неё пронзительные слова,

а мелодия почти что возвышенная…»

Б. Окуджава

Предметом рассмотрения на конкурсе является рассказ ребёнка о мире своих мыслей и чувств (что ему нравится, что его беспокоит, о чём он мечтает) через ту или иную метафору – музыкальную, поэтическую, живописную, литературную, пластическое или сценическое решение. Участник конкурса в качестве метафоры может представить своё собственное авторское произведение (поэтическое, музыкальное, литературное или иное), либо произведение другого автора, созвучное его мыслям и чувствам.

Конкурс «Твой мир» – доверительный диалог с ребенком, помогающий ему понять те мысли и идеи, которые его волнуют и будоражат воображение, заставляют думать, сопереживать, быть не равнодушными созерцателями, а активными участниками своего жизненного пути.

Сочетание «пронзительных слов» и «мелодии почти что возвышенной» и есть тот самый камертон, по которому следует сверять свои отношения с ребенком. Не внешнее развлечение, а творчество и работа ума и души рождают радость и любопытство, а любопытство приводит к упорной работе, захватывающей всю личность.

Два важнейших вопроса, сформулированных ещё Ф.И.Тютчевым: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?», определили номинации конкурса «Твой мир»:

  • «Музыка души»;
  • «Алмаз живого слова»;
  • «Палитра души»;
  • «За пластическое решение»;
  • «Огонь души» (эмоциональность);
  • «Открытость миру»;
  • «Обаяние личности»;
  • «За философское осмысление»;
  • «За вдохновение»;
  • «За ясность мысли»;
  • «За поэтическое выражение»;
  • «За щедрость души»;
  • «За лаконичность»;
  • «За красоту мысли»;
  • «За доброту»;
  • «За интерес к предмету»;
  • «За увлечённость»;
  • «За культуру мысли и языка»;
  • «За гражданскую позицию»;
  • «Не жизни цель, а свет предназначенья» (призвание);
  • «За образное восприятие мира»;
  • «За глубину восприятия»;
  • «За понимание ценности мысли»;
  • «Поэзия – истончение души…»;
  • «За широту интересов».

Возрастные группы конкурсантов:

  • младшая возрастная группа (1 – 4 класс);
  • средняя возрастная группа (5 – 8 класс);
  • старшая возрастная группа (9 – 11 класс).

Жюри Конкурса оценивает соответствие рассказа конкурсанта о его мире, мире его мыслей и чувств предложенному им образному, метафорическому выражению этого мира (в рисунках, чтении стихов, исполнении музыкальных произведений и т.д., что, в свою очередь, должно способствовать более полному раскрытию и эмоциональному усилению устного рассказа конкурсанта).

При оценке выступлений конкурсантов жюри принимает во внимание следующее:

  • тщательность подготовки выступления;
  • выразительность выбранного языка для представления содержания (правильный русский язык, интонационный рисунок речи);
  • соответствие формы выражения содержанию выступления (манера поведения конкурсанта, внешний вид конкурсанта, форма подачи материала, умение поддержать беседу);
  • открытость и обаяние личности конкурсанта (доброжелательность, искренность интереса к своему внутреннему миру и желание поделиться своими открытиями с другими).

Бессменным Председателем жюри конкурса «Твой мир» и ведущей является О.С. Фомичева.

О том, что наш конкурс продуман, квалифицированно выстроен, хорошо организован и востребован, говорят цифры количества участников и отзывы конкурсантов, их родителей, педагогов, гостей.

Годы проведения конкурса «Твой мир»

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

2017

Количество ОУ

12

22 14 36 26 27 21

26

Количество участников

37

67 84 215 126 169 111

155

Вот несколько из оставленных в книге отзывов впечатлений о конкурсе «Твой мир:

Мне очень понравилось! Что меня выслушали, и то, что мне подарили чудесную беседу! Было очень интересно обменяться мыслями с членами жюри, которые с неподдельным вниманием слушали меня. И так – к каждому участнику. Такой индивидуальный подход вдохновил меня, доказал, что чего-то я, да стою! Я надеюсь, что меня пригласят участвовать в следующем году в конкурсе «Твой мир». Большое спасибо, что пригласили к участию в столь интересном конкурсе.

2015 год. Петр Павличенко, школа №1279.

 

Спасибо, что есть такой замечательный конкурс, который помогает детям стать уверенными в себе. Участие в конкурсе доказывает, что труды, увлечения, достижения, успехи, мысли детей занимают не только их родителей. Происходит не только переосмысление, конкурс мотивирует детей на усовершенствование своих увлечений.

Мама участницы конкурса «Твой мир» Натальи Ефимовой, школа №1613.

Спасибо всем-всем организаторам этого замечательного конкурса!!! Особые слова благодарности компетентному жюри за умение увидеть внутренний мир каждого конкурсанта!!!

Уже не первый год обучающиеся ГБОУ Школа №46 принимают участие в конкурсе «Твой Мир». Формат конкурса позволяет участникам проявить свою индивидуальность. Особенность конкурса заключается в том, что он помогает детям разобраться в себе, в своем внутреннем мире и задуматься о многих жизненных вопросах! Очень нравится организация конкурса, дружественная атмосфера, его необычность. Для нас самое главное то, что участие в этом конкурсе помогает задуматься о себе и своем внутреннем мире, лучше понять свое место в жизни. Всегда очень интересно общаться с компетентным жюри. Надеемся встретиться вновь в следующем году.

2017 год. Мурадова Татьяна Александровна, преподаватель фортепиано ГБОУ № 46, студия «Домисолька».

 

«Человеку надо мало: «Чтоб искал и находил». Эти слова Роберта Рождественского, как мне кажется, идеально описывают основную идею детского творческого конкурса “Твой мир”. Конкурс проходит ежегодно уже на протяжении восьми лет, и в этом году я сама стала его участницей.

До сих пор моё представление о конкурсах ограничивалось стереотипами: переполненные залы, шум, толкотня. Мои опасения не оправдались. Я не раз выступала перед публикой, но никогда ещё не встречала такого деликатного отношения к конкурсантам. Задача перед конкурсантами была поставлена провокационная: метафорическое представление своего внутреннего мира! Готова ли я открыть незнакомым людям свою душу? Может быть….

Уютная атмосфера настроила на откровенный диалог. Внимательная публика наблюдала. Жюри вдохновляло. Я сама не заметила, как призналась в своей уязвимости. Меня переполняли эмоции, я слышала стук собственного сердца. А за спиной вырастали крылья.

Кажется, дебют удался.

Впрочем, не мне судить.

Так что нужно человеку?

Чтоб искал и находил.

Что нашла я?

Веру в себя.

Евгения Полякова, 11 класс, школа № 1103

Я очень благодарна всем за этот увлекательный конкурс, за вашу доброту, участие и внимание к детям! Этот творческий конкурс помогает детям, подросткам и молодёжи развить свой творческий потенциал и самовыразиться! Я хотела бы участвовать в «Твоём мире» вновь и вновь!!!

Борисова Дарья, школа № 1115, 8 «А» класс.

Каждый год Центр «Диалог наук» выпускает альманах конкурса «Твой мир», где публикуются работы лауреатов и дипломантов конкурса, отзывы и статистика участников[4].

С особым трепетом хочется отметить открытость и искренность участников конкурса, желание объяснить, самому разобраться, доверие и заинтересованность в беседе, уважительное отношение друг к другу и к собеседникам.

Следует подчеркнуть, что предложенное О.С. Фомичевой и В.А. Фомичевым понятие Мысль Порождающего «Я» в дополнение к существующему списку личностных «Я» при взрослении человека (в серии работ, вышедших в 2000-2001 годах в России, Австрии, Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, Норвегии) как нельзя лучше демонстрируется в выступлениях участников конкурса «Твой мир».

В монографии О.С. Фомичевой «Гуманитарное образование. Ответ на вызов времени [3, с. 147-149] читаем: «Самосознание начинается с раннего детства точно так же, как и межличностное общение…Мысль Порождающее «Я» реализуется в ребёнке только тогда, когда он осознает, что его мозг может порождать социально значимые мысли (разумеется, он не формулирует это такими словами). Он должен понять, что работа его ума признается, уважается и высоко оценивается и что результаты этой работы могут быть непохожими на результаты мышления других людей и даже чем-то превосходить (например, когда ребёнок придумал наиболее яркое, удачное сравнение картины природы…)».

На конкурсе «Твой мир» мы помогаем ребёнку ощутить себя мыслящей личностью. Ведущая конкурса, члены жюри создают атмосферу востребованности мыслей ребенка, предполагающую с их стороны высказывания оценочного типа, например, «Какой молодец, какая мысль! И как же ты додумался!» или «Правильно! Но кое-чего не достает», «Как ты красиво сказал! Ты удивительно придумал!», «А ты мне можешь объяснить, почему такое сравнение, почему тобой выбрана именно эта метафора, именно это произведение?». Очень важно сохранить позитивный настрой обсуждения, и наилучший способ в ситуации конкурса заключается в том, чтобы просто и благожелательно похвалить участника за его усилия и при этом донести до него, что теперь вы ожидаете от него развития его мысли: «Мне понравился твой рассказ. А может, теперь ты доведёшь нас по этому пути до самой сути?», «Мы почти у цели. Как ты думаешь, что ещё осталось?», «В целом мне все нравится, а попробуй-ка развить свою мысль ещё чуть-чуть…».

Есть ещё очень хороший вариант реакции ведущего конкурса и жюри – в точности повторить слова, только что сказанные ребёнком, сделав акцент на пока отсутствующие детали исчерпывающего рассказа. В этом случае, сформулированная ребёнком мысль, вызвавшая интерес взрослых, их положительную оценку, даже восхищение, и становится основой нового обсуждения, то есть отправной точкой следующего витка разговора с ребёнком. Осознанное желание быть понятым и умение выбрать подходящую форму и тональность разговора позволяют личности выразить себя и услышать отклик людей, заинтересованных в данной беседе. И, как видно из отзывов участников конкурса, их реакции, переживаний и впечатлений после выступлений, они сами осознают, что результат их мыслительной работы был настолько интересным и серьёзным, что стал началом последующей, очень для них важной беседы, и это помогло им осознать себя многосторонне, они постарались выразить себя, СВОЙ МИР, и что их вклад в процесс этого осмысления был таким же достойным, как и вклад взрослых людей. Другими словами, получается, что на конкурсе «Твой мир» с помощью взрослых рождается Мысль Порождающее «Я» ребёнка, расширяя тем самым его концептуальную картину мира.

Чтобы понять время, надо услышать его музыку. А чтобы построить разговор с человеком, важно не ошибиться, определяя темп той музыки, которая для него и есть безусловная предпосылка бытия.

Выразительность выбранного языка, метафоры, отражающей «мир таинственно-волшебных дум» в душе, помогают, прежде всего, самому конкурсанту определиться с настроением и характером этих дум, которые формируют его концептуальную картину мира, систему ценностей, отражают ожидания человека и влияют на его/её оценки.

Например, на конкурсе 2015 года, в год особенный, год 70-летия Победы, многие конкурсанты глубоко и пронзительно в своей сдержанности говорили на тему войны, силы человеческого духа и любви, которая сохраняет «человеческое в человеке». От размышлений о судьбах детей блокадного Ленинграда и о строках стихотворения «Жди меня» К. Симонова, историй и судеб, которые пережили их родственники, от понимания, что корни – это то, что тебя держит на земле, блестели слезы в глазах ребят.

Часть работ, представленных на конкурс «Твой мир», это изыскания учащихся на ту или иную тему, которой они увлечены. Хочется верить, что их увлеченность, культура мысли и культура речи, когда они рассказывают об этом, приведут ребят к глубокому пониманию и осмыслению слов Булата Окуджавы: «Да здравствует, кто сможет разгадать не жизни цель, а свет предназначения!» Вопрос мастерства, опыта, профессиональных навыков очень важен для человека, но первым и главным является все же сама личность, ее картина мира, система ценностей, характер. Рассуждения на эту тему, как видно из бесед на конкурсе, оказываются важными для ребят, думающих о выборе пути, старающихся «себе самому себя выяснить».

твой мир

Мы надеемся, что опыт взаимного уважения и искреннего интереса, проявленного к собеседнику, к его/её суждениям и возражениям в процессе проведения конкурса со стороны жюри инициируют новый, продуктивный разворот мысли конкурсанта о своём мире и мире вокруг. И хочется верить, что детский творческий конкурс «Твой мир», проводимый в Центре «Диалог наук» с 2008 года как одна из практических составляющих системы эмоционально-образного обучения, его концепция, стиль его проведения, работа коллег преподавателей, активное участие родителей позволят ребёнку сформировать образ, выражающий его, ребёнка (а не чьё-то), представление о необходимости соединить духовное и материальное в жизни человека.

Не сольются никогда
зимы долгие и лета:
у них разные привычки
и совсем несхожий вид.

Не случайны на земле
две дороги – та и эта,
та натруживает ноги,
эта душу бередит.

… и куда бы наши страсти
нас с тобой не завели,
неизменно впереди
две дороги – та и эта,
без которых невозможно,
как без неба и земли.

Б. Окуджава

Придуманный и воплощенный в Центре дополнительного образования детей «Диалог наук» конкурс «Твой мир» как нельзя лучше доказывает, что, обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на запрос семьи и общества в целом, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию, принимая ребенка не объектом, а субъектом внимания, когда развиваются такие личностные качества, как общительность, активность, самостоятельность личности.

Литература

  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: учебник для вузов. – Ростов н/Д., 2006.
  2. Фомичева О.С. Незаданные вопросы гуманитарного образования. – М., 2011.
  3. Фомичева О.С. Гуманитарное образование. Ответ на вызов времени. – М., 2009.

Интернет-ресурсы

  1. Архив альманахов конкурса «Твой мир» (2010-2017)» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dialog-nauk.kompleksvg.ru/konkursy_tvoi_mir_galereya.htm
  2. Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева». Электронный каталог. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://catalog.turgenev.ru/opac/index.php?url=/notices/index/IdNotice:87081/Source:default#
  3. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://publications.hse.ru/view/77723726 Публикации ВШЭ
  4. Сайт ежегодной международной научной мультиконференции “Информационное общество” (Information Society, Словения, Любляна, Институт Йожефа Стефана), [Электронный ресурс] Режим доступа: http://is.ijs.si
  5. Сайт конкурса «Твой мир» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vg.mskobr.ru/add_edu/dialog-nauk/obrazovanie/tvorcheskie_konkursy/konkurs_tvoj_mir/
  6. Фильм «Монологи о мышах, ветряках и пирожках с небом» о педагогической деятельности О.С. Фомичевой, реж. А.Райкин, 2015г. Сайт общественного телевидения России ОТР. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://otr-online.ru/kino/-41247.html

Добавить комментарий

Войти с помощью: