Организация службы медиации в образовательной организации
В условиях современного общества резко обостряются противоречия между прогрессивными и ставшими традиционными явлениями действительности, нормами, взглядами, поведением. Свое выражение многие противоречия находят в конфликтах, которые возникают в процессе борьбы противоположно направленных тенденций.
С.В. Кривых, доктор педагогических наук, профессор,
проректор по УМР ФГБОУ ДПО «Институт непрерывного образования взрослых»,
Санкт-Петербург, e–mail: krivih71@yandex.ru
Н.Н. Кузина, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и андрагогики «Академия постдипломного педагогического образования», Санкт-Петербург, е-mail: nadezhdakuzina@yandex.ru
Конфликт рассматривается как сложное социальное явление, имеющее определенную структуру и динамику протекания. Конфликт определяется как противоречие, возникающее между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, имеющее определенные условия протекания и вызывающее со стороны участников конфликта конкретные действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.
Сфера образования изначально очень противоречива. В ходе воспитательного и образовательного процессов, как учителя, так и учащиеся сталкиваются со многими трудностями, которые мешают эффективному взаимодействию. Вследствие этого возникают противоречия, которые могут перерасти в конфликт и нарушить межличностные отношения, что негативно влияет и на учебную деятельность. Чаще всего самым противоречивым в возрастном плане является подростковый возраст, который усугубляет имеющиеся в образовательной среде проблемы. Многие исследователи отмечают, что именно подростки склонны к проявлению деструктивных форм поведения при решении конфликтов, что ведет к нарушению отношений с самим собой и окружающими людьми. Подростки не всегда готовы преодолевать трудности в общении и эффективно решать конфликты, сопровождающие их каждый день.
В психолого-педагогической литературе подростковому возрасту, как кризисному этапу в процессе становления личности, уделяется особое внимание. Сущности и причинам конфликтов подростков посвящены работы В.А. Аверина, В.М. Афоньковой, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, И.М. Вереникиной, Т.В. Драгуновой, Л.И. Воробьевой, Э.М. Киршбаума, Е.В. Первышевой, Е.А. Тихомовец, Н.В. Гришиной и других.
Конфликты подростков рассматриваются как результат возникающих в процессе жизнедеятельности внутренних и внешних противоречий. Так выделены противоречия между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения (В.А. Аверин), отношением подростка к себе как ко взрослому и отношением взрослых к нему как к ребенку (Т.В. Драгунова), между самооценкой и оценкой коллектива (Л.С. Божович) и другие. Конфликты не могут не задеть учебную деятельность, которая занимает большую часть времени подростка. Поэтому возникает проблема педагогических конфликтов и их эффективного разрешения [2]. Этой проблемой занимаются такие отечественные психологи и педагоги, как А.Я. Анцупов, С.И. Михайлова, М.М. Рыбакова, Н.В. Самоукина, Е.А. Соколова, А.Б. Белинская, Т.С. Сулимова, Е.А. Тихомовец, Т.А Чистякова, Е.А. Шумилин, И.Г. Шендрик, Н.Е. Щуркова и другие.
Таким образом, специфика и проблема конфликтов и их разрешения в подростковом возрасте рассматривается довольно широко в психолого-педагогической литературе и очень актуальна в условиях образовательной организации.
Трудности, возникающие при разрешении противоречий, приводящие к конфликтам, исследователи объясняют неправильно сформированными отношениями с коллективом сверстников и взрослыми, недостатками воспитания и общения, накопленными к этому возрасту. Поэтому необходима психолого-педагогическая деятельность, которая будет направлена на преодоление и решение проблем, которые имеют место быть как в отношениях подростков между собой, так и с учителями, родителями.
В настоящее время среди способов урегулирования конфликта особой популярностью пользуется метод медиации. Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) разрешают свой конфликт с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) [3]. Процедура медиации направлена на диалог и делает обе конфликтующие стороны активными участниками разрешения конфликта.
Особым преимуществом медиации является то, что основой данного метода является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон при условии предоставления им равных прав [3,5].
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда конфликтующие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу. Процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.
Медиатор – это ведущий примирительной встречи, который не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны, а только оказывает содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Основными функциями медиатора являются: информирование конфликтующих сторон о методе медиации; мотивирование их к участию в медиации; организация процесса переговоров (определение процедуры, регламента, заключение соглашения и контроль за его выполнением); сбор максимально возможной информации и побуждение конфликтующих сторон к анализу конфликтной ситуации; снятие эмоционального напряжения, возникающего в процессе переговоров; воздержание от оценочных суждений и эмоциональных реакций на происходящее, доброжелательное отношение к обеим сторонам; генерация идей относительно способов решения конфликта; стимулирование конфликтующих сторон к генерированию идей относительно решения конфликта, контроль степени их реалистичности; обучение конфликтующих сторон процессу ведения переговоров с установкой на сотрудничество [5].
В процессе медиации медиатор настраивает конфликтующие стороны на то, чтобы они:
- проявляли готовность попытаться вместе разрешать спорные вопросы;
- делились необходимой для разрешения конфликта информацией;
- были гибкими, не застопоривались на начальных позициях;
- уважительно относились к ценностям и интересам друг друга;
- осознавали свои истинные интересы и отличали их от сиюминутных желаний и позиций;
- понимали последствия и альтернативы в случае срыва переговоров;
- были способны отделять эмоции, оценки, интерпретации от объективных фактов;
- генерировали разнообразные и разноплановые предложения и анализировали последствия их осуществления;
- стремились к реалистичному, выполнимому, долгосрочному соглашению, удовлетворяющему обе стороны [3].
Основными принципами медиации являются: добровольность участия для конфликтующих сторон и принятие решений по взаимному согласию, равноправие сторон; нейтральность медиатора или беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечение им равного права участия в переговорах; конфиденциальность, информированность сторон (предоставление сторонам всей необходимой информации о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях; ответственность сторон и медиатора; независимость служб медиации или самостоятельность в выборе форм деятельности и организации процесса медиации [3, 4, 5].
Ключевой фигурой процесса медиации является медиатор (нейтральный посредник), требования к уровню психологической квалификации которого являются достаточно высокими. Процесс медиации включает несколько этапов:
– вступительный этап, на котором медиатор объясняет, что такое медиация, ее принципы; излагает правила поведения участников при организации встреч; выясняет мнение присутствующих о том, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах; предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации;
– этап представления сторон (включает представление сторонами проблемы и конкретизацию ее медиатором);
– этап работы с эмоциями, на котором медиатор предоставляет право всем участникам дать свою оценку происшедшему и выразить те чувства, которые у них возникли, и четко сформулировать проблему, принимаемую сторонами; этап формирования «повестки переговоров» (предполагает четкую формулировку вопросов, которые требуют разрешения на медиации);
– этап выработки предложений;
– этап подготовки соглашения или осуществления мер, которые могут быть приняты каждой из сторон; этап выхода из медиации (получение медиатором через «обратную связь» информации о результатах работы);
– этап постконфликта или отслеживание дальнейшего развития ситуации [5].
Таким образом, медиация в практическом отношении представляет собой многоэтапную процедуру переговорного процесса, в ходе которого конфликтующие стороны при содействии медиатора должны прийти к соглашению относительно урегулирования конфликта.
Эффективность школьной медиации зависит от ряда факторов. В первую очередь, это особенности сложившихся между конфликтующими сторонами отношений; их способность к взаимодействию; направленность конфликтующих сторон на урегулирование конфликта; доверие конфликтующих сторон к методу медиации, мотивация к участию в ней; личностные характеристики конфликтующих сторон, такие как общий уровень развития, эмоциональной возбудимости и др.; стратегии поведения конфликтующих сторон в процессе медиации.
Важными факторами, определяющими эффективность медиации, являются:
– профессионализм медиатора (соблюдение им всех этических принципов данного вида деятельности, владение методом медиации);
– поведение медиатора, вызывающее доверие у конфликтующих сторон, его авторитетность; заинтересованность его в эффективности своей деятельности (мотивированность);
– наличие своеобразных профессионально важных качеств, к которым относятся характеристики коммуникации (способность вступать в контакт, нравиться, убеждать) и мышления (гибкость, быстрота, глубина, широта, критичность);
– наличие специальной подготовки и опыта успешного урегулирования конфликтов в прошлом;
– хорошее знание ситуации, обстановки, особенностей конкретного конфликта.
Высоко значимо влияние таких факторов, как характер конфликта (его типология); длительность конфликта; наличие принципиальных разногласий; отношение окружающих к методу медиации и решению конфликта; ментальные особенности всех участников процесса (культурный фактор) и т.п. Следовательно, в процессе своей работы медиатор должен учитывать достаточно большое количество факторов, от которых может зависеть эффективность процесса медиации в целом.
Библиографический список
- Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб., 2008.
- Кузина Н.Н. Технология профилактики и преодоления педагогических конфликтов в образовательной среде / Коммуникативные технологии в образовательной среде. СПб., 2008.
- Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. М., 2012.
- Максудов Р.Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. М., 2011.
- Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации. СПб., 2015.
References
- Grishina N.V. Psihologiya konflikta. 2-e izd. SPb., 2008.
- Kuzina N.N. Tehnologiya profilaktiki i preodoleniya pedagogicheskih konfliktov v obrazovatelnoy srede / Kommunikativnyie tehnologii v obrazovatelnoy srede. SPb., 2008.
- Konovalov A.Yu. Shkolnaya sluzhba primireniya i vosstanovitelnaya kultura vzaimootnosheniy: prakticheskoe rukovodstvo. M., 2012.
- Maksudov R.R. Vosstanovitelnaya mediatsiya. Prakticheskoe rukovodstvo dlya spetsialistov, realizuyuschih vosstanovitelnyiy podhod v rabote s konfliktami i ugolovno nakazuemyimi deyaniyami s uchastiem nesovershennoletnih. M., 2011.
- Soldatova G.V. Sluzhba mediatsii v obrazovatelnoy organizatsii. SPb., 2015.