Исследование уровня готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 8-11 классов по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

В статье представлено исследование, проведенное Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Центр детского творчества» Междуреченского городского округа Кемеровской области в рамках городского проекта «Профессиональное будущее» и позволяющее раскрыть показатель уровня готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Л.Н. Болотненко,
методист,
МБУ ДО «Центр детского творчества»,
Кемеровская область, Междуреченск

В современном мире изменения во всех сферах жизни человека происходят с колоссальной скоростью. В 70-х годах XX столетия каждый ребенок мечтал стать космонавтом, в 90-х в моду вошли юристы и экономисты, современные дети смотрят на мир совсем другими глазами и играют совсем другими игрушками, поколение Альфа — дети, которые родились с планшетом в руках, с раннего возраста смотрят мультфильмы о профессиz[ и знают, чем занимается блогер. За рубежом более 30 лет назад была создана новая социальная технология — форсайт (от англ. foresight — взгляд в будущее, предвидение), которая активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Данная технология позволяет создавать прогноз развития той или иной отрасли страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего. Основные принципы форсайта говорят о том, что будущее зависит от прилагаемых усилий (его можно создавать), оно вариативно, то есть зависит от наших решений, и в будущем есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом не предсказать их развитие достоверно.

Используя технологию форсайта впервые в России, Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2 500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19-ти отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий [1].

Такие процессы, как глобализация, рост конкуренции в экономике, переход от работы-функции к работе в проектах, рост клиентоориентированности, автоматизация и другие, в очередной раз бросают вызов образованию: с появлением новых технологий неминуемо возникают новые специальности и должности, а значит, появляются новые образовательные услуги. От того, как быстро и насколько качественно современное образование перестраивается на новые рельсы, зависит развитие всех сфер деятельности человека и всего общества в целом.

Заметим, что высшие учебные заведения больших городов России довольно быстрыми темпами меняют свою структуру, и как итог этого мы видим появление нового закона «Об образовании», увеличение количества студентов, ежегодно обучающихся не только на родине, но и за границей и т.д. Дополнительное образование также старается не отставать и постепенно внедряет в свою образовательную практику проективные методики работы и новейшее оборудование, развивая у обучающихся метапредметные компетенции. Данный процесс запущен, необратим и логичен.

Таким образом, мы видим, что у нас есть запрос общества и экономики, потребность в кадрах, формируются пути обучения необходимым компетенциям. Но кто все это будет реализовывать, кто является непосредственным участником данного процесса, на кого необходимо делать главные ставки? Новое поколение. Современные школьники являются теми, кто будет изменять этот мир, они рождены в новую эпоху, они мыслят иначе, живут иначе, решают другие задачи и ставят перед собой цели, отвечающие запросам будущего.

Исходя из всего вышесказанного, возникает ряд вопросов, на которые необходимо оперативно искать ответы: знают ли школьники о том, что их ждет? Осознают ли, как быстро меняется мир? Чем они планируют заниматься в будущем? С чего начать работу с ребенком, чтобы он был готов принять этот вызов современности, когда придет время?

Данную работу необходимо начинать с ранних лет и продолжать на протяжении всего пути становления ребенка как личности. Тогда, к моменту выхода из школы, подросток будет готов сделать выбор своего профессионального пути. Одним из важнейших направлений работы Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» города Междуреченска (далее — МБУ ДО ЦДТ) является профориентационная деятельность.

В 2016-2017 учебном году было проведено пилотное исследование уровня готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 15-16-ти лет по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУ ДО ЦДТ. Полученные данные послужили толчком к проведению исследования с большей выборкой респондентов. На момент исследования в Центре реализуется 10 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для разных возрастов (от 5 до 18 лет) социально-педагогической направленности, проходят профориентационные каникулы и различные воспитательные мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных в процессе обучения. При этом конкурсные задания составляются по образцу WorldSkills.

Городской проект «Профессиональное будущее», реализуемый на базе МБУ ДО ЦДТ города Междуреченска, включает три основных направления работы: профессиональное информирование для дошкольников («Все профессии важны»), профессиональная ориентация детей 5-7 классов («Профессии нашего города») и профессиональная ориентация (самоопределение) обучающихся 8-11 классов («Мои открытия»). В своем исследовании мы решили охватить школьников, которые стоят на пороге своего профессионального выбора — 8-11 классы. Во-первых, данная категория обучающихся находится в том возрасте, когда начинает формироваться познавательно-профессиональная направленность личности, а значит, отмечается повышенный интерес к общению с профессионалами и посещению соответствующих объединений. Во-вторых, в этот период отмечается рост сознательного отношения к учению, что приводит к овладению своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием). Поэтому у выбранных нами критериев исследования имеются показатели, которые различны для детей 5-7 и 8-11 классов.

Все программы проекта охватывают порядка 510-ти школьников ежегодно, из них 240 детей — это воспитанники дошкольных образовательных учреждений, а 270 детей (53% от общего числа) — среднее и старшее звено общеобразовательных учреждений. В исследовании приняли участие 140 детей проекта, что составляет 100% от общего числа обучающихся 8-11 классов, участвующих в городском проекте, 52% от числа школьников с 5-го по 11-й класс, и 28% от общего числа участников проекта.

Целью нашего исследования является выявление уровня сформированности профессионального самоопределения у школьников 8-11 классов на момент их входа в городской проект «Профессиональное будущее».

На этапе пилотного исследования мы установили следующие критерии сформированности профессионального самоопределения подростков: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический, которые, в свою очередь, включают ряд показателей:

  • знание научных основ профессионального самоопределения;
  • знание способов классификации профессий;
  • знание формулы предпочитаемой профессии (предмета, цели, содержания, условий и орудий труда);
  • знание путей реализации намерений и перспектив профессионального роста;
  • потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
  • осознание своих профинтересов и профессионально важных качеств;
  • адекватная самооценка своих профессионально важных качеств;
  • сформированность системы личностно и социально значимых мотивов профессионального самоопределения;
  • показатель сформированности обоснованного профнамерения (основного и запасных вариантов) и согласованность его с родителями (законными представителями);
  • проявление волевой активности в профессиональном самоопределении (изучение научных основ профессионального самоопределения, стремление получить консультации, выполнение творческих проектов и профессиональных проб);
  • умение осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению [2,5].

Данные показатели формируются разными способами и методами как самостоятельно подростком, так и путем педагогического воздействия.

Для достижения поставленной цели были взяты те же методики, что и в пилотном исследовании: «Изучение статуса профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), «Выявление готовности к выбору профессии» (по В.Б. Успенскому), «Диагностика мотивации „Мотивы выбора профессии“» (Р.В. Овчарова) и «Определение профессионально ориентированного типа личности» (Дж. Холланд, модификация А.А. Азбель). А также использовалась небольшая анкета, направленная на выяснение общих сведений об оптанте.

Первым пунктом исследования стала входная анкета, которая включала восемнадцать пунктов, дающих информацию о поле, возрасте респондента, профессии и должностных обязанностях родителей, наличии любимого школьного предмета, наличии профессионального выбора и отношении родителей к нему, наличии стратегии по достижению профессиональных целей и предпочтениях в выборе дальнейшего места жительства.

Анализ данных анкетирования показал, что на начало пути в проекте обучающихся можно поделить на три группы:

  1. Не имеют представления о должностных обязанностях своих родителей (законных представителей), не могут уверенно ответить на вопрос о любимом школьном предмете, не определились с профилем дальнейшего обучения, имеют лишь абстрактное представление о путях достижения успеха в карьере и о качествах, необходимых для этого. Большее количество респондентов данной категории — обучающиеся 8 классов.
  2. Примерно представляют, что входит в должностные обязанности родителей (законных представителей), называют любимые школьные предметы разных профилей или слишком много предметов, определились с профилем дальнейшего обучения, называют поступление в высшее учебное заведение залогом успешной карьеры, но далее смутно представляют свой профессиональный путь, однако могут перечислить качества успешного человека.
  3. Знают большую часть должностных обязанностей родителей (законных представителей), четко связывают свои любимые предметы с дальнейшим профилем обучения и осознают, какие еще предметы им необходимо знать. Называют поступление в высшее учебное заведение залогом успешной карьеры, но далее не четко представляют свой профессиональный путь, знают качества успешного человека.

Кроме того, анкетирование показало, что при выборе профессии большинство школьников и их родителей ориентируются не на анализ рынка труда, а на престижные в обществе специальности. Подростки не видят перспектив развития своего города, что приводит к «утечке мозгов и кадров» из муниципалитета и даже региона и к «старению» населения города, а как следствие, и демографическому спаду.

Вторым пунктом нашего исследования было изучение статуса профессиональной идентичности, где мы использовали одноименную методику А.А. Азбель и А.Г. Грецова.

Можно выделить четыре статуса профессиональной идентичности — «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения.

  • Неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую задачу.
  • Навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.
  • Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.
  • Сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.

Анализ данных, полученных в результате применения данной методики, показал, что наибольшее число старшеклассников (68%) еще исследуют альтернативные варианты профессионального развития и активно пытаются выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего будущего. Ребята размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. Как правило, большая часть людей после данного этапа, называемого «кризис выбора», переходят к состоянию сформированной идентичности, реже — к навязанной.

Интересен тот факт, что процентное отношение школьников с неопределенной и сформированной профессиональной идентичностью оказалось одинаковым (по 15%). То есть подростков, привыкших жить текущими желаниями и недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии, столько же, сколько и подростков, готовых совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже совершивших его. С нашей точки зрения, обусловливается это разностью в возрастной составляющей оптантов. А значит, в период от 8-го до 11-го класса у подростков происходит серьезное переосмысление своей будущей профессиональной деятельности.

Наименьшее количество детей (2%) показали навязанный статус профессиональной идентичности. Как правило, это состояние характерно для людей, которые выбрали свой профессиональный путь, но сделали это не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Вполне возможно, что в дальнейшей жизни, если не изменить выбор, это приведет к разочарованию. Выявление таких ребят на ранних сроках профориентационной деятельности позволит помочь им обратить внимание на другие специальности и понять, что выбор надо делать самостоятельно.

Следующим пунктом исследования стало выявление готовности школьников к выбору той или иной профессии (профессиональному самоопределению). В педагогической науке данное понятие рассматривается как устойчивая характеристика личности, которая конкретизирует ее цели и предпочтения, являясь решением, ориентированным на ближайшую перспективу, и включает личностно-целевой, информационно-гностический и рефлексивно-оценочный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условиям будущей профессиональной деятельности.

Для диагностики данного критерия нами был использован опросник для выявления готовности к выбору профессии в модификации В.Б. Успенского.

Интерпретация полученных данных показала, что 15% опрошенных не готовы к выбору профессии, данная группа школьников считает, что у них ещё очень много времени впереди, и они успеют выбрать и определиться, большая часть из них — обучающиеся 8-х и 10-х классов. Можно сказать, что подростки не выпускных классов меньше задумываются о перспективах своей жизни. Это подтверждает и следующая цифра: 40% респондентов показали низкую готовность к выбору профессии, это весьма характерная ситуация для 10-х классов. Есть мнение, что школьники, которые решают идти в 10-й класс, уже замотивированы и точно знают, чего хотят. Но практика и исследования в данной сфере говорят нам об иных фактах. Процент школьников, которые идут в 10-й класс, сделав свой выбор, весьма невелик. Как правило, данный шаг совершается либо из-за того, что школьник не знает, куда идти дальше и решает еще немного побыть в школе, не меняя обстановку, либо он ни при каких обстоятельствах не хочет получать среднее специальное образование, так как это не престижно в его окружении. Соответственно, школьники, уходящие после 9-го класса из школы, в большинстве своем делают это не потому что не хотят иметь высшее образование, а потому, что считают, что не смогут его получить. О профессиональных метаниях старшеклассников говорит и процент оптантов со средней готовностью к выбору профессии (35%).

Однако есть и те подростки, которые показывают высокую готовность выбрать будущую профессию (10%). Как правило, это школьники, которые сформировали свою профессиональную идентичность или прошли кризис выбора профессии. Большая часть данной категории респондентов обучается в 9-х и 11-х классах, но есть и исключения.

Далее нами были продиагностированы мотивы выбора профессии. Любое действие, совершаемое человеком, обусловлено вполне конкретными побудителями или мотивами. Мотивация, в свою очередь, может быть двух типов: внутренняя и внешняя, каждая из которых делится еще на две категории. Анализ данных, полученных в результате проведения диагностики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой, показал, что мотивы выбора профессии у нынешних школьников имеют положительную тенденцию. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — это ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Так, у 61% опрошенных школьников преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы, эта мотивация возникает на основе потребностей самого человека, поэтому такие люди в дальнейшем трудятся с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. У 24% респондентов преобладают внешние положительные мотивы выбора профессии — это материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.

У оставшихся 15% опрошенных подростков преобладают внутренние социально значимые мотивы. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

Необходимо отметить тот факт, что ни у кого из оптантов не было выявлено наличие внешних отрицательных мотивов в выборе профессии, таких как воздействие на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Заключительным этапом нашего исследования стало определение профессионально ориентированного типа личности. Опрос показал, что у 40% оптантов превалирует предприимчивый тип личности. Люди данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Рекомендуемые профессии: журналист, репортер, телеоператор, дипломат, менеджер, брокер, а также должности начальника, заведующего, директора.

У 27% опрошенных подростков был определен стандартный или конвенциальный тип личности. Люди данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы. Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводят предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение четко определенной деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков, направленные на обработку информации, предоставленной в виде цифр, формул, текстов. Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами. Рекомендуемые профессии: бухгалтер, экономист, финансист, товаровед, делопроизводитель, нотариус.

У 23% оптантов превалирующим типом личности является артистический. Люди данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности. Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актёрско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью. Рекомендуемые профессии: музыкант, художник, писатель, искусствовед, культуролог.

И по 5% респондентов показали превалирующий тип личности реалистический и социальный. Первые обладают низкой чувствительностью, эмоциональной устойчивостью, стабильностью, слабой ориентацией на социальные нормы. Склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Обычно становятся механиками, электриками, инженерами и водителями. Вторые гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к переживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми, математические способности у них развиты слабее. Как правило, выбирают профессии, связанные с людьми: учитель, врач, психолог и т.д. Хотелось бы отметить, что данный тип личности у большинства респондентов является второстепенным.

Вопрос готовности школьников к профессиональному самоопределению существует очень давно и в настоящий момент, в виду стремительных процессов глобализации, становится еще актуальнее и значимее. Огромное количество подростков каждый год совершают выбор, который оставит свой след в их жизни, выбор, который может стать мощным рывком вверх, а может частично, если не полностью, загубить их профессиональную карьеру. Большую часть своей жизни человек проводит на работе, и мы можем с уверенностью сказать, что от того, насколько верным будет этот выбор, зависит дальнейшая жизнь подростка.

Родители, как правило, погружены в свою работу, повседневные дела и остальную рутину, за всем этим они, как правило, не замечают важных и фундаментальных изменений, происходящих в обществе. Педагог дополнительного образования, как человек постоянно совершенствующийся, отслеживающий все события и нововведения, способен помочь ребенку осознать себя, найти свой путь и сделать если не абсолютно верный, то наиболее правильный выбор.

Для наиболее эффективной работы в русле профориентационной деятельности необходимо создавать систему воспитательных и образовательных воздействий. Начиная со старшего дошкольного и заканчивая старшим школьным возрастом, необходимо вести ребенка по данному пути, и участвовать в этом процессе должны все: от родителей до педагога дополнительного образования.

Анализ полученных данных дает нам возможность выделить основные проблемы и наметить приоритетные направления в профориентационной работе с подростками.

Во-первых, изначально работа с обучающимися 8-х и 10-х классов немного отличается от работы с обучающимися 9-х и 11-х классов. У первых зачастую присутствует иллюзия отсроченного будущего, которая приводит к тому, что подростки не торопятся делать шаги в сторону выбора дальнейшего профессионального пути. В выпускных классах это может привести к ситуации, когда их выбор будут продиктован решением родителей или ближайшего окружения. Кроме того, следствием для таких детей становится незнание и потому неумение презентовать свои сильные стороны. Уже к 8-9-му классу подросток должен адекватно оценивать сильные и слабые стороны своей личности, уметь определять, в какой сфере он может их применить. Для этого необходимо организовать качественную и эффективную работу педагогов-психологов, социальных педагогов в различных образовательных учреждениях, в которых занимается школьник.

Во-вторых, существует профориентационная безграмотность родителей (законных представителе) и школьников, начиная с основных понятий и заканчивая анализом рынка труда с учетом изменений и тенденций мировой политики и экономики. Путями решения данной проблемы могут быть различные семинары, педагогические и родительские всеобучи, круглые столы и т.д., направленные на информационно-просветительскую работу.

В-третьих, отсутствие комплексности и преемственности в отношении профориентационной работы с детьми. Необходимо на базе муниципалитетов и районов создавать систему, в которой каждый из этапов и видов образования и воспитания работал бы в одном направлении со всеми. Семья, ДОУ, СОШ и ДО — все должны работать в интересах ребенка, создать такую среду, в которой будут учтены все моменты профориентационной деятельности от информирования до ориентирования.

В-четвертых, «утечка» кадрового потенциала и, как следствие, потенциала демографического. Только при создании развитой инфраструктуры и формирования чувства патриотизма можно ожидать, что подросток захочет остаться в родных краях и работать на благо города и региона.

Центр детского творчества города Междуреченска с 2013 года реализует городской проект «Профессиональное будущее», в рамках которого дети старшего дошкольного возраста и школьники всех возрастов имеют возможность знакомиться с миром профессий и более подробно узнавать о конкретной интересующей их профессии (соответственно возрасту).

Главное в нашей работе — это помочь ребенку разобраться, в первую очередь, в себе и своих профессиональных предпочтениях, а затем представить мир профессий во всей их широте и разнообразии. Каждый год мы улучшаем свои показатели, но не забываем стремиться к совершенству.

Литература

  1. Атлас новых профессий, вторая редакция. — М.: Агентство стратегических инициатив, Московская школа управления СКОЛКОВО, 2016. — С. 8-9.
  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов-слушателей факультетов общественных профессий / Н.Н. Захаров. — М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
  3. Кухарчук А.Н. Профессиональное самоопределение учащихся / А.Н. Кухарчук, А.Б. Ценципер. — Минск: Нар. асвета, 2000. — 128 с.
  4. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя / Под ред. А.Я. Журкиной, С.Н. Чистяковой. — Кемерово: Кемеровский обл. ИУУ, 1996. — 149 с.
  5. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи /Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи (под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной) / С.Н. Чистякова. — М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. — С. 3-10.

Добавить комментарий

Войти с помощью: