Профессиональное самоопределение как одно из направлений дополнительного образования

Сектор дополнительного образования имеет ряд функций, одна из которых – профориентационная. В ее задачи входит формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, а также содействие определению жизненных планов ученика, включая предпрофессиональную ориентацию. О том, насколько актуально это направление для современных подростков, что включают в себя соответствующие программы дополнительного образования и на какие ресурсы можно опираться в профориентационной деятельности рассмотрим в данной статье.

В.О. Герасимов,
педагог дополнительного образования
Центр социальных компетенций и управления
ГБПОУ «Воробьевы горы»

Система высшего образования в нашей стране предоставляет абитуриентам большой выбор специальностей. Очень часто решающую роль в этом выборе играют различные внешние факторы, такие как проходной балл, финансовое положение семьи, популярность определенной сферы деятельности и др. Довольно часто школьники поступают в вузы не ради освоения будущей профессии, а для получения высшего образования как такового. Все это приводит к довольно печальной статистике. По некоторым данным около 50% выпускников высших учебных заведений не работают по специальности.

Причины, по которым выпускники не работают по специальности [3]

Как избежать траты многих лет на бесполезное обучение? Ответ очевиден – подходить к вопросу выбора специальности осознанно и получать образование в том направлении, в котором будет интересно строить карьеру. И тут возникает ряд проблем, связанных с непониманием собственных интересов и отсутствием карьерных планов. Довольно часто социальная среда, в которой развивается подросток, не обеспечивает формирования образа будущего, опираясь на который можно совершать выбор профессионального направления.

Возникает вопрос, а что же делать тем, чьи таланты были менее выражены и остались незамеченными? Начать уделять внимание самоанализу, а еще лучше воспользоваться различными профориентационными программами, реализуемыми в рамках дополнительного образования.

Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.

Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление – использование различных сборников тестов и анкет, направленных на выявление интересов обучающихся.

Консультационное направление, в рамках которого предусмотрено знакомство с материалами по интересующей профессии: профессиограммы, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

Обучающее направление – реализация образовательной программы, ведение непосредственной образовательной деятельности со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности.

На этапе знакомства с профессиями вспомогательными инструментами для педагога дополнительного образования могут выступать интернет-ресурсы. Один из которых – «Атлас новых профессий», позиционирующий себя как альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, который включает в себя:

  • Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики;
  • Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться в высококонкурентной среде;
  • Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего;
  • Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки;
  • «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2025 году, как не соответствующие потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.

Еще одним вспомогательным ресурсом может служить портал «Профилум», который наряду со сборником актуальных на сегодняшний день профессий включает в себя каталог центров дополнительного образования и профориентационный тест, на основе которого даются рекомендации по составлению образовательного маршрута. Также на сайте можно подобрать необходимую программу, задав интересующие параметры: возраст, удалённость от дома, стоимость программ, направление, категория (государственные либо коммерческие заведения). Отдельно можно посмотреть учебные заведения с отметкой «Проверено Профилум» – это центры, отобранные сервисом и проверенные на актуальность и интерес детей и родителей.

Одновременно с исследованием перспектив рынка труда, ученику, осваивавшему программу профориентационной направленности, необходимо осуществлять тщательный самоанализ, в ходе которого могут быть задействованы различные опросники и тесты. Один из возможных алгоритмов самопознания выглядит следующим образом:

  1. Перечень имеющихся ресурсов, куда входят грамоты, дипломы, сертификаты, опыт работы.
  2. Задатки, врожденные качества характера, таланты, дарования. Все то, чем обладает ученик с рождения.
  3. Способности, навыки и умения, которые развиваются в процессе жизнедеятельности и в идеале должны быть обеспечены врожденными задатками.
  4. Предпочтения, склонности и интересы. На этом этапе необходимо быть крайне внимательным по отношению к себе, дабы не поддаваться на растиражированные в кругу общения эталоны моды и престижа.
  5. Желаемый образ будущего, который должен основываться на предыдущих этапах, а также на имеющихся знаниях о перспективах рынка труда.
Заключение

Процесс профориентации – это многоэтапное исследование, происходящее одновременно по двум направлениям. Первое – исследование себя, самопознание. Оно осуществляется посредством разнообразных методик, которые в достаточном объеме представлены в различных методических пособиях по профориентации. Второе – исследование различных видов и сфер трудовой деятельности, процесс преобразования которых происходит со все увеличивающейся скоростью, что обязывает педагога дополнительного образования в сфере профориентации держать руку на пульсе и вести постоянный мониторинг за глобальными процессами развития нашего общества.

Литература

  1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.
  2. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. – М., 2001.
  3. http://geum.ru/next/art-261492.php
  4. http://atlas100.ru
  5. https://profilum.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: