Пришло время меняться! Семейная журналистика для детей и взрослых
Статья посвящена семейной журналистике, которая позволяет укрепить семейные ценности и внутренние связи между детьми и взрослыми с помощью традиционных медийных инструментов.
А.Т. Гутин,
кандидат педагогических наук,
руководитель детской студии журналистики «МедиУМ»
ГБОУ ДО ЦВР «На Сумском»,
Москва
Временный перевод московских школьников на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19 и связанные с ней ограничения неожиданно для детей и взрослых создали новую реальность семейных отношений: в среднем, на 20-30% увеличился объем времени, который дети и родители, включая бабушек и дедушек, могут проводить вместе. Как с обоюдной пользой использовать эту возможность для укрепления семейных связей и самообразования? Одной из форм эффективного взаимодействия в этой ситуации может стать семейная журналистика.
На время домашнего периода обучения детская студия журналистики «МедиУМ» Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Центр внешкольной работы „На Сумском“» предложила детям в рамках закрепления материала учебной программы дополнительного образования «Азбука журналистики» несколько вариантов профессионального медийного сотрудничества с родителями и ближайшими родственниками.
Эссе. Студийцы собирают материал и пишут эссе на три актуальных, на наш взгляд, темы. Первая тема: «Великая отечественная война в жизни моей страны и моей семьи». Здесь дети интервьюируют старших членов семьи, в том числе на камеру мобильного телефона (взрослые помогают в организации съемки), задают вопросы бабушкам и дедушкам, собирают из воспоминаний коллективный портрет своих прадедов-фронтовиков и героев тыла, знакомятся с семейным архивом. Они сканируют военные фотографии родственников, наградные листы, фронтовые письма. В процессе подготовки к этой теме обучающиеся уже посмотрели на очных занятиях военную хронику, игровые короткометражки, в том числе о блокадном Ленинграде — «Дневник Тани Вассоевич», и фрагменты фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм».
Ожидаемый результат: общий мультимедийный лонгрид студии для сайта ЦВР «На Сумском» к 75-летию Великой победы, скомпонованный из ярких фрагментов домашних съемок и текстов.
Вторая тема: «Мой герой». Мы не ограничивали выбор детей только реальными героями повседневной жизни, среди которых могут быть родственники и знакомые семьи (одной из тем прошедших занятий уже были представители героических профессий, работающие в опасных и экстремальных для жизни условиях). Предполагаю, что многие напишут эссе о литературных героях, например, о Гарри Поттере, героях сказок, мифов и даже комиксов издательства «Марвелл». Тем более, что у нас на занятиях ребята уже снимали буктрейлеры популярных сегодня у детей книг и снимались в них.
Ожидаемый результат: побуждение к чтению и на «выходе» — литературные тексты как собирательный портрет героя современного подростка. Здесь мы можем получить любопытный материал для социокультурного и психологического анализа ценностей и приоритетов малой референтной группы юных журналистов на тему «Кумир вашего ребенка» для последующего обсуждения с родителями.
Третья тема: «Дневник карантина». Ежедневные заметки в блокнот для журналиста — необходимый профессиональный инструмент, дисциплинирующий автора и сохраняющий не только фактуру событий, но свежесть и важную сиюминутность впечатлений. Сложилась новая реальность временной визуальной и тактильной изоляции от школьных друзей и подруг (возможности интернета и мобильной связи лишь отчасти могут ее компенсировать), появилась необходимость самоконтроля, регламентирующего свои действия и бюджет времени, возросла активность контактов с родными и близкими — это и многое другое может и должно, на мой взгляд, стать предметом анализа и рефлексии юных журналистов на страницах своих дневников.
Ожидаемый результат: детям поставлена задача — учиться смотреть на себя со стороны («изменить точку съемки»), фиксировать новые мысли, делать выводы из общения со взрослыми, повысить свою санитарно-гигиеническую грамотность, больше читать книг и изучать в сети Интернет рекомендованные школой и ЦВР «На Сумском» образовательные и культурологические ресурсы. И, пожалуй, самое главное — мы попросили детей попытаться принести в мир после окончания периода дистанционного обучения свои новые знания и впечатления о себе самом и своей семье. Анализу «Дневника карантина» будет посвящено отдельное занятие.
Алгоритм работы журналиста известен — сбор информации, ее обработка и публикация в газете или выход сюжета на ТВ. С первых дней мы учим студийцев: не работать в корзину, а доводить все свои материалы до уровня готового медийного продукта. В качестве стимула — по окончании периода самоизоляции детские работы и фрагменты «Дневника карантина» будут размещены на сайте ЦВР «На Сумском» и в газете «Школьная жизнь» ГБПОУ «Воробьевы горы».
Школьник обычно проводит в семье примерно 40- 60% своего суточного времени. И если ему там плохо, то он стремится на улицу или в социальные сети. Профилактические меры, направленные на ограниченную социальную изоляцию, скорректировали эту ситуацию в Москве. Теперь подросток должен находиться в квартире или на даче практически круглосуточно. Если дать ему возможность творчески проявить себя дома при помощи взрослых, то выиграют все. Да и в Интернете уже появилось много полезной для школьников информации. Мы обратили внимание детей на ряд таких сайтов, в частности, «Школа юного журналиста XXI века» [1].
Семейный видеосюжет. Специализация студии «МедиУМ» — телевизионная журналистика. Наши ребята знакомы с основами репортажа: знают, что такое сценарий, синхрон, лайф, стендап, закадровый текст, понимают ценность фото- и видеоархива. Они уже снимают информационные сюжеты и здесь могут выступить «учителями» своих родителей. Остается на семейном совете заранее распределить роли автора сценария, журналиста, оператора и монтажера съемки. Затраты при производстве такого видеопродукта ничтожно малы, если вообще существуют. Если нет домашней камеры, можно снимать на телефон. В Интернете много бесплатных простых монтажных программ. Информационным поводом для сюжета может послужить любое событие, ценное для семьи, города Москвы и страны.
Проблемное интервью или круглый стол — это важная беседа родителей с ребенком на определенную тему, снимаемое на камеру (на штативе) при добровольном согласии всех сторон. Наличие работающей камеры дисциплинирует всех участников разговора, корректирует возможную эмоциональную несдержанность. Она деструктивна. Следует помнить, что крик — это сигнал для ребенка: он в опасности! [2].
Беседу по затяжным проблемам необходимо тщательно готовить, продумывать вопросы и искать совместное с ребенком решение. Интересный результат дали нам интервью, записанные детьми со своими родителями, где взрослые вспоминают свои школьные годы и сравнивают себя, тогдашних миллениалов, со своими нынешними детьми Neta.
Мы просили родителей по итогам интервью провести параллели, на какие семейные ценности ориентировались они в свое время, и насколько изменились приоритеты их детей сегодня. Те взрослые, кто согласился принять участие в нашем проекте, признали: их сыновья и дочери, несмотря на некоторые ментальные совпадения, уже другие. Этот вывод подтверждает известную максиму: дети все больше ориентируются на свое время, а не на ценности своих родителей. И эту данность следует учитывать, и искусственно не «подгонять» детей под свои шаблоны и стереотипы [3].
Тематика проблемных бесед самая разнообразная: школьная неуспешность, сезонная и повседневная безопасность на улице, в школе, дома. Учебный год (начало, конец): планы, перспективы, выполненные и не исполненные обязательства. Затяжные и ситуативные проблемные и конфликтные ситуации в семье, школе, в социуме. Здоровье, вредные привычки, возрастные психологические проблемы. Социальное окружение ребенка, принадлежность к определенной референтной группе. Сетевая зависимость. Повышение культурного уровня ребенка и всей семьи.
Постепенно ребенок привыкнет к видеокамере, с интересом будет возвращаться к записям и снимать сам. В результате родители, кому не безразличны их дети, получают не только информационно «оснащенного» отпрыска, но и бесценный документальный материал. Он полезен для анализа причин проблем «отцов и детей» и вдумчивой, при необходимости, психологической корректировки семейных отношений, включая модели поведения взрослых по отношению к ребенку [4].
Документальный семейный фильм. Материал складывается из текущих или конкретных съемок по теме фильма, среди которых могут быть юбилеи, «Год из жизни семьи Ивановых», история фамилии, родословная и др. Собирается материал. Пишется сценарий. Разрабатывается график, определяются места съемок и участники. На совместный просмотр приглашаются все заинтересованные лица, друзья и родственники. Дизайнерски оформленная коробка с диском или флеш-картой с фильмом — хорошая семейная реликвия на долгие годы.
Медики скоро создадут вакцину и купируют пандемию. Какими мы и наши дети выйдем из этого испытания? Любой кризис можно использовать во благо: личное и семейное. Нам нужны только воля и время, совместно потраченное семьей и ребенком друг на друга. Парадоксальным образом COVID-19 «подарил» московским семьям время — этот самый дорогой и невосполнимый ресурс. Возможно, кто-нибудь из родителей уже собрался с силами, выстроил кадр, навел фокус видеокамеры на свое любимое чадо и весело воскликнул: «Внимание. Мотор. Начали!». Пришло время меняться!
Литература и интернет-источники
- Гутин А. Семейная журналистика? Надо попробовать! // «УГ Москва», № 05 от 29 января 2019 года. [электронный ресурс] http://www.ug.ru/archive/77633.
- Зеленина, Е.В. Как писать о семье и избежать шаблонов: методическое пособие для журналистов, освещающих семейную тематику / Е.В. Зеленина. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. — с. 132.
- Котлярова В.В., Медведь В.Д., Проскурякова Ю.А. Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы // Молодой ученый. — 2017. — № 1. — с. 404 −407.
- Школа юного журналиста XXI века. [Электронный ресурс] URL: https://universarium.org/course/1135.