Опыт работы по дистанционному образованию детей в образцовой «Студии “D плюс”» в период самоизоляции в апреле-мае 2020 года
В данной статье рассматривается опыт работы педагога дополнительного образования по дистанционному обучению в образцовой «Студии „D плюс“» Бюджетного образовательного учреждения города Омска в период самоизоляции в апреле-мае 2020 года.
В статье раскрывается суть форм и методов работы педагога, описываются конкретные результаты деятельности, анализируется необходимость выбора конкретных технологий обучения. Автор приходит к выводу о высокой результативности выбранных методик, но, вместе с тем, подчеркивает неполноценность дистанционного образования в данном виде деятельности, что отражено и в отзывах родителей и обучающихся, несмотря на высокие результаты. Автор подчеркивает, что дистанционное образование в танцевальном спорте является вынужденной мерой и может применяться лишь эпизодически.
С.В. Акулинин,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
почетный работник образования Российской Федерации,
заслуженный работник образования Омской области,
Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Омска
«Центр творчества „Созвездие“»
В связи с пандемией коронавируса с 6 апреля 2020 года образовательные учреждения города Омска и Омской области были переведены на дистанционную форму обучения. Соответственно, это коснулось и БОУ ДО г. Омска «Центр творчества „Созвездие“». Всем коллективам Центра пришлось искать приемлемые для себя формы работы. И образцовая «Студия „D плюс“» не стала исключением. С целью повышения эффективности обучения мною были пройдены курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методы дистанционного обучения с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС для педагогов дополнительного образования» на портале «Дистанционного института современного образования». Это помогло мне в понимании и выборе форм и методов обучения в текущих условиях. Для информирования обучающихся, их законных представителей, а также для отчета о работе объединения на «Яндекс-диске», была создана папка Студии, где размещались домашние задания, методические рекомендации, отчеты о работе с детьми и данные о самореализации педагога, папки с дипломами, сертификатами, фото, видео и скриншотами, иллюстрирующими деятельность педагога в этот период.
Ссылка на папку студии была размещена в ряду других на сайте БОУ ДО г. Омска «Центр творчества „Созвездие“» в разделе «Дистанционное обучение». В качестве основной формы организации образовательного процесса с обучающимися была выбрана технология «Перевернутый класс». На «Яндекс-диске», в беседах социальной сети «ВКонтакте», в мессенджере «WhatsApp» детям и родителям (законным представителя учащихся младшей школы) предлагались домашние задания, методические рекомендации и методические материалы. В течение определенного времени обучающиеся изучали видео, текстовые файлы или курсы на интернет-ресурсах (например, курс «Антидопинг» на сайте РУСАДА). Затем ими выполнялись конкретные задания. Отчет о работе обучающиеся присылали мне в общих беседах («Студия D+», «Студия D+брейкинг middle») или личных сообщениях, родители младших школьников присылали материалы также и через мессенджер «WhatsApp». Я отсматривал видео, вычитывал текстовые файлы, отслушивал музыкальные файлы, анализировал результаты работы и давал обратную связь, помогая исправить те или иные ошибки, делая корректировку музыки, текстов, проектов или танцевальных связок.
Работа велась по двум дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности. Первая, «Голос улиц», предполагала обучение рэп-исполнителей. В условиях отсутствия студии звукозаписи, необходимого для образовательного процесса оборудования работа была построена, прежде всего, вокруг проработки проектов исполнителей. Необходимо было придумать концепцию альбома, его название, содержание и названия треков. Далее писались отдельные тексты для этого альбома, музыка для композиций. В течение ряда занятий я предлагал подумать над теми или иными изменениями, предлагал варианты, наталкивал на пути улучшения материала. В результате мы получали удобоваримый продукт, который может быть использован для создания полноценных рэп-треков. Работы обучающихся выставлены на международных детских интернет-фестивалях «Апельсин», «Южный полюс», на международном фестивале культуры и искусства «Cultnet.ru», где они получили высокую оценку и стали победителями в номинациях «Поэзия» и «Электронная музыка».
Вот примеры части конкурсных работ: «Не теряй надежды» , «Ступени», «Независим», «Жизненный путь», «Простой парень», «Воины света», «В небо», «Напролом», «Настроение Next», «Просто так», «Карусель», «В мечтах», «Круги».
Несмотря на отсутствие достаточных условий, мне удалось также представить на суд зрителей и видеоматериал. Мама одного из обучающихся, Егора Голованова, присутствовавшая на открытом занятии, записала на телефон фрагмент занятия, когда он отрабатывал репертуар. Трек, который написал Егор, был посвящен его выпуску из начальной школы. Уже находясь в режиме самоизоляции, родители Егора сделали видеомонтаж отснятого ранее видеоматерала, я немного обработал звук, «покрасил» картинку, и появился клип, который был размещен в группе «Вернисаж «Созвездия» в социальной сети «ВКонтакте» и в группе «Школа танцев «Студия „D плюс“. Омск» (Егор Голованов). Также на стене группы «Вернисаж „Созвездия“» был размещен ранее записанный клип «Мой прадед», авторство Данилы Зубова, посвященный его прадеду Сергею Никитичу Дмитриенко, участнику Великой отечественной войны.
В подобном же формате «перевернутого класса» была организована и работа по реализации второй программы, «Энергия движения», где все было направлено на обучение танцоров брейкинга. Согласно расписанию, составленному на период карантина, проводились занятия с четырьмя группами би-боев и с обучающимися, занимающимися по индивидуальным учебным планам. В группах находятся танцоры различного уровня, в том числе и спортсмены, являющиеся победителями и призерами Чемпионата и первенства Омской области по брейкингу, победителями и призерами Чемпионата Сибири и рядах других серьезных турниров, членами сборной Омской области по брейкингу, представляющие регион на всероссийских и международных соревнованиях, и требующие постоянной соревновательной практики.
Короновирусная эпидемия «отменила» все текущие местные турниры и выезды на иногородние турниры. В этих условиях отчасти теряется мотивация обучающихся, накапливается психологическая усталость от невозможности реализовать себя в любимом деле. Именно поэтому пришлось искать варианты организации соревновательной деятельности. Во-первых, так же, как и в случае с рэп-исполнителями, видео с выступлениями танцоров были выложены на интернет-фестивали, получили положительную оценку и дали определенный положительный заряд как детям, так и их родителям, а во-вторых, была рассмотрена возможность организации дистанционной соревновательной деятельности. Благодаря активной работе с общественной организацией удалось реализовать заложенное в программе образовательное событие «Баттл» через организацию и проведение дистанционного брейк-спринта «Май, брейк давай!».
Совместно с обучающимися в течение года разрабатывались и апробировались номинации, критерии оценки, система подсчета и подведения итогов, которые подошли бы для организации такого мероприятия. Учитывая сложившиеся обстоятельства (самоизоляция, неспециализированные и ограниченные по площади пространства для занятий, отсутствие защитного покрытия, повышенная травмоопасность, невозможность должной тренерской поддержки и технических средств оценки и контроля, отсутствие финансирования), была проведена адаптация ранее подготовленного регламента соревнований к дистанционной форме проведения. Упрощены номинации, приглашена судейская бригада, способная работать в качестве волонтеров, и на протяжении нескольких дней в дистанционном режиме отсматривать материалы, присланные участниками в паблик социальной сети «ВКонтакте», специально созданными для этих целей. Ранее имелся опыт оффлайн-фестивалей, который включал несколько соревнований в году, назывались эти фестивали «марафонами». Учитывая короткую продолжительность планируемого дистанционного мероприятия, было принято решение назвать его «спринтом».
Дистанционный брейк-спринт «Май, брейк давай!» призывает месяц май дать возможность танцорам вернуться к тренировкам и соревнованиям, дать им танец брейк. Спринт был спланирован по времени на неделю, с 25 по 31 мая 2020 года с оглашением итогов 1 июня, в День защиты детей. Через социальную сеть «ВКонтакте» к участию были приглашены все желающие и готовые участвовать в данном формате брейкинг танцоры из всех танцевальных школ и студий города Омска и Омской области. В качестве контактной площадки был использован специально созданный паблик. Здесь раз в два дня выкладывались новые номинации, сюда обучающиеся, тренеры и родители загружали видеоматериалы. Также была предусмотрена возможность сдачи видео через мессенджер «WhatsApp» и e-mail. Работы участников выкладывались как на стену паблика в открытом доступе, так и могли (по желанию родителей или обучающихся) рассматриваться в закрытом режиме и не выкладываться в открытый доступ. Члены судейской бригады в ежедневном режиме отсматривали присланный материал и по окончании срока подачи работ подводили итоги каждой номинации без оглашения результатов, сохраняя интригу до конца спринта.
В 5-ти номинациях приняли участие 82 брейкинг-танцора города Омска и Омской области в возрасте от 6-ти до 17-ти лет (участники были разделены по возрастам). Всем участникам вручены цифровые дипломы за участие или дипломы призеров и победителей соревнований. Победителям по окончании режима самоизоляции тренеры вручат поощрительные призы.
Проведение дистанционного брейк-спринта «Май, брейк давай!» позволило активизировать не только танцоров студии, но и всех городских и областных танцоров брейкинга, принявших участие в мероприятии, показало им, что нельзя расслабляться, находясь в режиме самоизоляции, что любая остановка в тренировках ведет к потере уровня танца. Очень хочется надеяться, что в скором времени удастся стабилизировать эпидемиологическую обстановку, и наши дети вновь придут к нам в залы, студии и учебные кабинеты, потому что ничто не может заменить живого общения обучающихся с педагогом.
Специфика танцевальных специальностей, в частности, предполагает непосредственный контакт с учащимися. Дистанционной образование в танцевальном спорте является вынужденной мерой и может применяться лишь эпизодически. Родители высоко оценили мою работу на сайте БОУ ДО г. Омска «Центр творчества „Созвездие“» в период дистанционного обучения, отметив, вместе с тем, что это вынужденная мера, и дополнительное образование должно осуществляться не онлайн, а оффлайн.
Литература
- Владимиров А.В., Лебедев Ю.Б. Методика «перевернутого класса» в реализации требований ФГОС ООО (Интернет-ресурсы). [Электронный ресурс]. URL: http://chrio.cap.ru/sitemap.aspx?id=1919130 (Дата обращения: 5.04.2020).
- Гришина О.Р. Активные методы обучения. «Перевернутый класс», «Инфоурок», 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-tehnologiya-perevernutiy-klass-1942256.html (Дата обращения: 30.03.2020).
- Дополнительная профессиональная программа «Методы дистанционного обучения с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС для педагогов дополнительного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://diso.ru/profile/course/11134 (Дата обращения: 27.03.2020-21.04.2020).
- Ищенко А. «Перевернутый класс» — инновационная модель обучения«, — «Учительская газета» от 21 декабря 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/method_article/876 (Дата обращения: 29.03.2020).
- Сухопяткина М.Б. «Эффективное распределение аудиторного времени при помощи технологии перевернутого обучения» /М. Ю. Сухопяткина//”Дидактика XXI века. Инновационные аспекты использования ИКТ в образовании”. Сборник материалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://didaktika.org/Cms_Data/Sites/didaktika/Sites/2014/Files/docs/DidaktikaXXI-2014-p2.pdf (Дата обращения: 4.04.2020).