Ефим Борисович Штейнберг: девиз отряда «Надежда» – нести добро и радость людям!

Ефим Борисович Штейнберг — педагог-практик, руководитель детско-юношеского разновозрастного отряда «Надежда» г. Москвы. Кандидат педагогических наук, доцент. Заслуженный работник культуры РФ. Отличник народного просвещения РФ. Почетный работник сферы молодежной политики РФ. Педагог высшей квалификационной категории. Обладатель высших наград ВЛКСМ и международной детской организации «СПО-ФДО».

С 1965 года работает во Дворце творчества детей и молодежи «Преображенский» (Дом пионеров и школьников Куйбышевского района г. Москвы).

— Ефим Борисович, когда в Вашей жизни впервые появилось внешкольное образование? Чем увлекались в детстве, о чем мечтали?

— Еще в детском саду я чувствовал, что дети в моей группе и воспитатели дружно смеялись, когда я кого-нибудь пытался изобразить или передразнить. Особенно мне удавалось на разные лады по любому поводу произносить слово «кошмар», и тоже все смеялись. Меня выделяли во время исполнения стихотворений к праздникам. Воспитатели часто говорили «закрой рот», когда я с необыкновенным проникновением смотрел мультипликационные фильмы. Любил рисовать, лепить из пластилина, дольше всех разглядывал цветы в любую погоду.

А в начальной школе лаборантка по химии, которая руководила театром и занимала детей рисованием и лепкой, заметила меня и позвала к себе. Видимо, у меня все это неплохо получалось, и мама или старшая сестра, не помню, отвели меня в Дом пионеров в изо кружок. В школе старшая пионерская вожатая руководила хором, и мы часто репетировали с другими хорами под руководством выдающегося детского хормейстера 60-х годов Анатолия Николаевича Чмырева в том же Доме пионеров Сокольнического (потом Куйбышевского) района. В старших классах мы часто ездили в Дом пионеров для участия в различных конкурсах театра, чтецов, бывали там по пионерским и по комсомольским делам. Так потихоньку этот старый уютный и добрый дом становился местом моего притяжения.

Мы, ребятишки той поры, практически все свободное время проводили то на стадионах «Шахтер» и «Локомотив», занимаясь настольным теннисом и коньками, то на центральной станции юных натуралистов в Ростокино, где у нас был знакомый старый ворон, то в детском городке парка Сокольники, наблюдая за молодняком в малом зоопарке, то в детском Черкизовском парке, где был фонтан, эстрада, выступали артисты для детей. И везде нас принимали радостно, по-доброму и совершенно бесплатно.

— Чем для Вас был театр в юношеские годы: простым увлечением или главной целью жизни?

— Мама одна растила и воспитывала нас с сестрой на свою маленькую пенсию инвалида. Конечно, помогали родные, школьные учителя… Я был худеньким и слабым послевоенным подростком. Со спортом никак не ладилось. А вот лицедейство, а потом и актерство, приносило мне радость и с детства большой успех. Учителя школы приходили на наши спектакли, сказочные представления, концерты, часто, чтобы посмотреть на меня. (Так мне говорил наш учитель физкультуры).

В 7-м классе (1961 год) я рискнул и поступил во взрослую, очень известную в Москве, театральную студию при Доме культуры имени Русакова, которую возглавлял один из руководителей Московского театра юного зрителя Василий Николаевич Назаров. Моими учителями были выдающиеся деятели искусств. Мастерство актера — В.Н. Назаров, любимый воспитанник В.Э. Мейерхольда Л.В. Курилович-Новый, известный литовский режиссер Йонас Курашас. Технику речи преподавала доктор филологических наук, профессор школы-студии МХАТ А.Н. Петрова. Грим — главный гример МХАТ Н.М. Максимов. Историю театра, искусств, вокал, хореографию — известные педагоги московских театральных училищ. Для нас проводили мастер-классы известные актеры: Е. Весник, Е. Урбанский, И. Макарова. На встречах с выдающимися мастерами художественного чтения Э. Каминкой, Д. Журавлевым, М. Астанговым мы учились мастерству выразительного чтения.

Здесь я познал радость коллективного труда и красоту творческого общения людей разного возраста. Именно в студии я научился ценить время, работать вечерами и ночами, когда доставалась сцена, монтировал вместе со всеми сложнейшие декорации, устанавливал освещение и руководил им во время спектаклей, гримировал коллег по спектаклю. Десять лет в студии для меня — огромная жизненная школа.

— В своей автобиографии, размещенной на сайте отряда «Надежда», Вы пишите, что в 9-11 классах учителя обращали большое внимание не на оценки, а на нравственный и гражданский рост учащихся, на их профессиональное самоопределение. Есть ли разница между профориентацией 60-х годов XX века и профориентацией в наши дни? Или задача «Найти себя» и «Помочь ребенку найти место в жизни» всегда была и будет актуальна?

— Вы мне задаете настолько личные вопросы, что я склонен отвечать, основываясь на личном опыте. Мне повезло с учителями во всех трех школах. Как предметники — это были отличные профессионалы, обучавшие нас достигать результата любыми способами. Мы тогда уже пользовались справочными материалами не только на уроках, но и на контрольных. Мы не загораживались друг от друга промокашками и учебниками, мы бросались помогать тем, у кого провалы в программе, учителя сидели с нами допоздна на дополнительных занятиях. Однажды, подводя итоги контрольной работы по математике, учительница сказала всем: «У Ефима ответ неверный, и он, я вижу, не выучил теорему, но я ставлю ему отлично, за то, что он шел в решении своим путем! Он искал его!!!»

Любое достижение старшеклассников вне школы учителя делали достоянием всех любыми способами. Активно поддерживалась любая инициатива пионеров и комсомольцев: будь то изготовление памятника Олегу Кошевому во дворе школы, его имя носила пионерская дружина, или перестройка вестибюля школы, как подарок выпускников, или съемка фильма «Кондуит и швамбрания» и поездка ко Льву Кассилю домой для уточнения киносценария. Ради таких ребят как я наш любимый директор школы Екатерина Алексеевна Рукавишникова пригласила в школу с концертом Игоря Владимировича Ильинского, а после его выступления мы втроем сидели у неё в кабинете, пили чай, он прослушал моё чтение, поскольку я готовился к поступлению в театральный вуз, и мы много говорили о театре, об искусстве. И я чувствовал себя совсем взрослым человеком.

После каждого большого дела в школе его организаторы собирались дома у директора школы, и Екатерина Алексеевна вместе с учителями, помогавшими нам, за чашкой чая, учила нас критическому анализу произошедшего. Благодаря нашим учителям, большинство из нас думали не о том, куда поступать, а о том, что мы хотим делать в жизни, чтобы быть полезными. Мы учились думать, действовать, говорить, завязывать деловые и эмоциональные контакты с людьми, от которых зависел успех наших совместных дел.

— Когда Вы поняли, что работа с детьми — это Ваше призвание? Какие навыки и компетенции Вы хотите им передать, чему научить?

— Все мое детство и ранняя юность прошли среди очень добрых и заботливых людей. Моя мама была хронически больна, не могла работать. Но многие годы она вела общественную работу в детской комнате милиции и при Куйбышевском районном совете народных депутатов. Не давала в обиду заблудившихся детей и подростков. Инспектировала городскую больницу, заботилась о том, чтобы отношение к пожилым людям, находящимся на лечении, было достойным. Как львица защищала меня от обидчиков. С другой стороны, мама и старшая сестра учили меня самостоятельно защищать собственное достоинство, не прячась под юбку родных и близких.

Со школьным хором и хором Дома пионеров мы выезжали в Детские дома, привозили сиротам подарки, которые сами и делали, играли с ними в спортивные игры. Учителя часто забирали меня с уроков, чтобы я в младших классах по программе прочитал стихотворение или басню. Мне нравилось это.

Я много занимался с отстающими ребятами по предметам, был арбитром в спорах в школе и во дворе. Одного двоечника, который часто обижал и меня, защищал перед учителями. И случилось так, что когда я работал санитаром приемного отделения в 54-й городской больнице, то скорая привезла именно этого Юрку, на него обрушилась вагонетка на заводе. Я принял его, переодел, и мы долго вспоминали наше детство. И он просил не оставлять его, что ему немного осталось, чтобы я обязательно поднялся к нему в отделение… Я обещал, быстро убрался и забежал к нему, но он был уже… Я рыдал.

Я очень не люблю слово «компетенция» применительно к детям. Как и слово «проект». Чтобы стать компетентным человеком, нужно достаточно прожить и много учиться! Оно всегда было применимо к взрослым людям, когда говорили «компетентный человек». Это высшая оценка специалиста. А проект — это задуманное и пока не осуществленное дело, результатом которого может стать мероприятие, фильм, конкурс и т.п.

И все эти годы во мне созревала мысль «ХОЧУ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ДЕТЯМ!» Я мечтал стать если врачом, то детским, если актером, то в детском театре, а если педагогом, то УНИВЕРСАЛЬНЫМ! Учителя направили меня по этой стезе.

И в конце концов, я понял, что я не хочу работать с детьми, а хочу, как все мои наставники, проживать вместе с ними самый трудный период в их жизни, в ходе которого формируется характер, ценностная ориентация, представление об обществе и о том, как можно прожить среди людей с максимальной пользой для окружающих и самого себя.

Ценностное воспитание, вслед за выдающимися психологами-гуманистами (Дж. Дьюи, М. Бубер, К. Роджерс, А. Маслоу, Л. Кольберг, Э. Эриксон), я понимаю, не как прямую передачу воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а как формирование у подростка способностей к выбору нравственных ценностей, создание критериев, основанных на гуманистических идеалах.

— Философский вопрос. Каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный ребенок? Что должен знать, что уметь, к чему стремиться?

— Прошу прощения, но я никогда не ставлю перед собой и коллегами такой вопрос и не отвечаю на него, потому что в нем нет никакого смысла. Хотя, Махатма Ганди высказался по этому поводу: «Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того, как мы приближаемся к нему». Но это относится к искусству, а не к живым людям, тем более к детям. Личность формируется в среде, с которой он взаимодействует в процессе жизнедеятельности. И как только мы начинаем формализовать образ, мы обречены на провал, на недоверие ребенка и на его сопротивление нашему воздействию. Взаимодействия с детьми не могут подлежать какой-либо стандартизации.

— Вы руководите отрядом «Надежда» с 1965 года. В тот момент Вы осознавали, что это дело всей жизни или все-таки ставили перед собой другие цели?

— Я окончил школу. Попробовал поступить в институт театрального искусства — не получилось, в медицинский институт — не добрал одного балла. Меня пригласили поработать вожатым отряда в тот лагерь, где я уже был год назад старшим пионервожатым. Я заменил коллегу, у которого ничего не получилось с ребятами, и он вынужден был покинуть лагерь. Эта смена для меня стала решающей. Я помог ребятам стать лучшим отрядом, и они поверили в меня, а я понял, что среди них мне было очень хорошо.

Я поступил на рабочий факультет по подготовке к поступлению в педвуз, поработал старшим пионервожатым и киномехаником в своей родной школе, много читал, и следующим летом поступил на факультет русского языка и литературы. А в сентябре райком комсомола уговорил меня прийти на работу в качестве руководителя районного пионерского штаба в Дом пионеров.

Да нет, конечно, не думал я тогда, что это и станет заветным местом моей жизни. Я решил попробовать. По результатам первых трех месяцев, ребята уговаривали меня уйти, говорили, что у меня ничего не получится, что я слишком деловой. Мое самолюбие было задето. Я собрал весь ребячий коллектив, пригласил бывших воспитанников. Состоялся очень серьезный разговор: я рассказал о себе, о трудностях общения с ними, о своих грандиозных планах развития наших отношений, а главное, улучшения жизни всех пионеров района, о нашей возможной роли в этом. Предложил интересные дела, необычные для пионеров. И ребята задумались… Старшие поддержали…

Мои усилия заметили в горкоме комсомола и во Дворце пионеров на Ленинских горах. Направили делегатом на Всероссийскую научную конференцию в Кострому, где я, молодой мальчишка, сблизился с прекрасными педагогами и учеными-внешкольниками: Б.Е. Ширвиндтом, С.М. Миценгендлером, Л.И. Уманским, М.Б. Коваль, З.А. Ходоровской и др., с которыми сотрудничал все последующее время.

А главной школой для меня стал наш Дом пионеров, новое здание которого мы построили своей волей, нервами, сердцем и своими руками. В нем в тесном содружестве и сотрудничестве проживали спортсмены, туристы, именитые художники, артисты, музыканты. Известные в Москве и за её пределами педагоги-внешкольники Каменкович И.Б., Простова В.В., Тубельский А.Н., Дуров Ю.В. Я учился у них, потом мы учились друг у друга. Затем начали приходить в качестве коллег мои подросшие дети — любимые ученики: Роганова О.А., Сидорова Н.А., Белкин А.А., Коминова Е.Б., Коминов А.П., Калинина Т.Т. и многие другие. Так это и стало делом всей жизни.

— Отряд «Надежда» был создан в октябре 1960 года и 30 лет действовал как пионерский штаб Куйбышевского района г. Москвы. Когда у него появилось новое название и почему «Надежда»? «Надежда» на что?

— Название «Надежда» сначала появилось у районной школы пионерского актива в конце 70-х годов. В ней регулярно в течение года обучались около 500 членов советов дружин. Мы обучали ребят истинно лидерским качествам: как создать, объединить группу, заинтересовать полезным делом; какими средствами можно создать благоприятную эмоциональную обстановку; из каких элементов может состоять организация любого дела; как находить общий язык в деле; с чего начинать, как продолжать и чем заканчивать каждое полезное дело и многому другому, что могло пригодиться не только в дружине, но и в последующей жизни.

В начале 80-х годов так стал называться районный лагерь пионерского актива, который мы всегда рассматривали как психолого-педагогический тренинг интенсивно проживаемой жизни.

Лагерь «Надежда» — осуществленная мечта многих ребят округа. Просьбы попасть в лагерь приходят из многих регионов страны и из-за рубежа. В лагере взрослые и ребята живут одной дружной самоуправляющейся семьей, обретая опыт активного участия в делах по улучшению жизни окружающих каждого людей. В программе лагеря:

  • Работа по оказанию необходимой помощи жителям окрестных сел и деревень.
  • Освоение навыков обустройства быта и самообслуживания.
  • Походы, экспедиции, оборонно-спортивные эстафеты и игры.
  • Разнообразные дискуссии, обсуждения, споры с целью совершенствования коммуникативных качеств каждого и культуры общения.
  • Театральные и цирковые представления, лесные сказки, вечера музыки, поэзии, юмора, песни и содержательные разговоры у вечернего и ночного костра.
  • Разнообразные «Часы ученичества» по расширению сфер интересов для всех, организуемые взрослыми и ребятами.

И в начале 90-х, когда пионерская организация начала распадаться, управление ею на местах обезличилось, мы сохранили наш коллектив как детскую организацию — разновозрастный отряд «Надежда».

В этом названии: надежда на то, что основной девиз, под которым совершались поступки наших ребят в детстве и юности, станет образом жизни каждого; надежда на то, что ни родители, рожденные и воспитанные в старые времена и шокированные новыми обстоятельствами жизни, ни учителя, загнанные в рамки перегруженных неоформленных программ, ни приятели, живущие в другом духовном измерении, этого образа жизни не переломят; надежда на то, что время пребывания в отряде будет восприниматься нашими выросшими ребятами ни как детская игра, несбыточная сказка, а как хорошая школа жизни.

«Добро» и «Радость» — два понятия, на наш взгляд, наполняющие нашу жизнь особым смыслом. Эмоционально ярко окрашивают всё наше существование, делают общение между людьми желанным, ожидаемым. В повседневной жизни придаёт силы для творческой и результативной деятельности на благо окружающим. Привнесение этих добродетелей в жизнь окружающих и есть высокая миссия людей, собирающихся в сообщества. Поэтому уже более сорока лет назад мы и сформулировали свою главную идею, выраженную в девизе отряда «Надежда» — НЕСТИ ДОБРО И РАДОСТЬ ЛЮДЯМ!

— К Вам в отряд приходят ребята разного возраста. Как строится образовательный процесс? По какому принципу формируются группы: в соответствии с их знаниями, увлечениями, или все-таки в соответствии с возрастом? Чему обучаете детей? Какова главная цель занятий?

— В составе нашего отряда ежегодно 130-140 ребят, в основном от 12 до 17 лет. И каждый год коллектив обновляется на 25-27 %. Мы предоставляем возможность подросткам и молодым людям обрести опыт радостного содержательного проживания среди людей на основе общечеловеческих ценностей и плодотворной творческой совместной деятельности на благо обществу, себе и окружающим людям.

Во время собеседований с новыми ребятами и их родителями смотрим, насколько ребенок готов интеллектуально и физически, насколько очевидна мотивация ребенка и родителей к участию в сложной многопрофильной программе отряда, к напряженному интеллектуальному и эмоциональному взаимодействию с подростками разного возраста и разной подготовленности в отряде.

Поскольку отряд пополняется ребятами примерно одного возраста (12 лет), то мы и учебные группы формируем в основном одновозрастные, рассчитанные на обучение в течение 5 лет. Занятия — интересные для ребят, полезные в повседневной жизни: техники культуры речи, техники формирования коллективной сплоченности, сценическое движение, хореография, экстремальное плавание, строевая подготовка.

Подавляющее большинство ребят (а в дальнейшем все происходит в разновозрастных группах) занимаются в тренажерном зале, который создали своими руками и поддерживают в образцовом состоянии разные поколения воспитанников. Ежегодно большая группа (70-90 человек) становится лауреатами и победителями различных московских конкурсов чтецов, танцоров, победителями и призерами соревнований по пауэрлифтингу, гиревому спорту, плаванию, кроссовому бегу.

Главное, что все полученные знания и умения, переходящие с годами в навыки, используются в практической деятельности отряда с последующим анализом причин успеха и неудач. В основе деятельности отряда ежегодно:

  • оказание помощи одиноким больным престарелым людям, детям-инвалидам, детям-сиротам; медицинским учреждениям округа;
  • уход за Братскими могилами защитников Москвы на Преображенском кладбище;
  • организация концертов и праздников для жителей Москвы и Московской области, участников военных действий в Афганистане и Чечне, моряков Черноморского Флота;
  • комплексная программа нравственного, творческого и физического развития членов отряда в возрасте от 12 до 17 лет;
  • разнообразные творческие вечера и вечера отдыха, туристские походы и познавательные экспедиции, в которых дети и подростки участвуют вместе с родителями и бывшими воспитанниками отряда.

Занимаются с ребятами педагоги высшей квалификационной категории, победители конкурсов «Педагог-внешкольник Москвы», повзрослевшие воспитанники отряда, среди которых — студенты различных вузов, актеры, режиссеры, танцоры, театральные художники, педагоги и психологи, предприниматели.

— Как изменилось дополнительное образование за 100 лет? «Внешкольное» и «Дополнительное»  у них одна цель?

— Я не совсем понимаю, о чем Вы спрашиваете. Не помню, сколько лет системе дополнительного образования. И вообще, оно раньше было формой повышения квалификации взрослых. Если Вы имеете в виду репетиторство, то оно всегда оценивалось педагогической и родительской общественностью, как серьезные просчеты в работе школ.

А если серьезно, то платные занятия, выгоняющие многих подростков на улицу, установка на тотальную массовость охвата, низкая оплата труда при большой загрузке педагога, преобладание образовательных функций над воспитательными, идеология дополнительности к школе — все это приводит к деградации внешкольной работы.

Дополнительное образование в стенах школы не может иметь ничего общего с работой внешкольных учреждений: в подавляющем большинстве школ нет и не может быть квалифицированных специалистов по туризму, художественно-прикладному творчеству, театру, хореографии и многим другим видам, поскольку нет условий для их организации и развития, дети стараются быстро покинуть стены школы, где к ним устойчивое отношение на основе степени их успешности в учении, и спешат во внешкольные пространства, где их оценивают за другое. В школах должны развиваться многопрофильные научные клубы, литературные, исторические, географические, биологические сообщества. Школы и внешкольные учреждения должны быть равноправными союзниками в формировании интересных благородных людей. И обе эти отрасли должны использовать специфические возможности, приемы и методы.

— Ефим Борисович, спасибо Вам за интересный разговор!

Материал подготовила:
А.Ю. Свинцицкая,
редактор РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»

Добавить комментарий

Войти с помощью: