Татьяна Арамовна Жданова: «Музыке нужно учить абсолютно всех!»
Татьяна Арамовна Жданова — директор Центра «Радость», заслуженная артистка России, лауреат премий Президента РФ, Правительства РФ, Мэрии Москвы в области образования и культуры, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Президиума Московского музыкального общества, член Президиума Всероссийского хорового общества, директор Московского международного детско-юношеского музыкального фестиваля «Звучит Москва», куратор Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы», главный дирижер Большого сводного хора московских школьников, главный редактор Музыкально-литературно-художественной юношеской газеты «Радость».
— Татьяна Арамовна, Вы — основатель и руководитель Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей «Радость». Как возникла идея создания Центра? Когда появилась тяга к работе с детьми?
1 сентября этого года исполняется 60 лет моей педагогической деятельности. И хотя в разные периоды я была художественным руководителем Центрального Дома культуры железнодорожников, хормейстером в оперном театре, 40 лет преподавала на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета, руководила студенческими хоровыми коллективами, — все это время я не прекращала работать с детьми.
1 сентября 1958 года пришла в школу и с этого момента уже не расставалась со своим основным жизненным призванием. Потому что, как это ни хрестоматийно звучит, дети, в самом деле, — наше будущее. Лев Николаевич Толстой когда-то говорил, что всю жизнь перерабатывал те впечатления, которые получил до 7-летнего возраста. Многие другие деятели искусства и науки высказывали схожие взгляды.
Поскольку у меня с детства, очевидно, были педагогические интересы и наклонности, я всегда считала, что позитивные преобразования в обществе нужно начинать с воспитания детей. По этой же причине я всегда была уверена, что музыке нужно учить абсолютно всех. Разговор о том, способный ребенок или неспособный, напоминает мне практику, бытовавшую в педологии, когда обучающихся сортировали на группы, оценивая их интеллектуальные возможности. Я была уверена, что все дети потенциально способные, и мне было интересно разработать образовательную систему, которая раскрывала бы музыкально-творческие способности всех детей без исключения. Эту работу я вела, будучи руководителем студенческой практики на музыкальном факультете МПГУ (тогда еще — МГПИ имени В.И. Ленина). В свое время много сил потратила на то, чтобы доказать сотрудникам ректората, что практика у студентов музыкального факультета должна длиться дольше, чем на других факультетах — не два месяца, а год. Только за год можно успеть пройти весь календарный круг праздников, научить студентов работать со школьными хорами.
Первые детские хоровые студии я создавала как базу студенческой практики. Причем, как и в общеобразовательных школах, в этих «экспериментальных» хоровых коллективах должны были быть обычные, не отобранные дети. Так что история Центра, контингент которого сегодня превышает 7000 обучающихся, в далеком 1980-м году началась с небольшой хоровой студии при Дворце культуры Московского авиационного института. Очень скоро хоровая студия, получившая название «Радость», стала расширяться.
Прежде всего, мы чутко реагировали на социальный заказ. У мальчиков, поющих в старшем хоре, в известном возрасте начиналась ломка голоса. Что с ними делать? Тем более, что в то время, как и сейчас, стояла задача — отвлекать мальчишек от улицы. Так в нашей студии появился оркестр русских народных инструментов.
Нужно было развивать систему воспитания на базе уважения к народным традициям — третьим подразделением студии «Радость» стало фольклорное отделение. Новые объединения открывались в ответ на социальные, образовательные нужды, с которыми мы сталкивались.
С другой стороны, стало ясно, что для наших детей необходимо формировать систему перспективных целей — чтобы у них была мотивация к достижению образовательных результатов. Поэтому «Радость» выступила организатором целого ряда музыкальных творческих смотров — от внутристудийного и городского до международного масштаба.
С 2008 года «Радость» (на тот момент — Музыкально-хоровая школа) переехала в район Коптево, где началась новая глава в истории нашей организации. В связи со значительным расширением спектра предоставляемых образовательных услуг в 2013 году школа была переименована в Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость».
— Насколько популярна была хоровая деятельность в восьмидесятые годы? Ребята охотно шли заниматься? Были ли какие-то явные взлеты или падения среди желающих обучаться? Как думаете, с чем это могло быть связано?
В конце 1970-х — начале 1980-х годов я была председателем детской секции Московского хорового общества. Когда мы проводили конкурсы, в них принимали участие до 600 школьных хоров. С момента открытия в 1959 году Георгием Струве «Пионерии» студийное хоровое движение активно развивалось по всей стране. В начале 1980-х в Москве хоровых студий, если не ошибаюсь, было более ста. А вот рубеж 1990-х преодолели не многие, и, конечно, в этот период общий уровень детского хорового пения существенно снизился.
Но сегодня ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. Особое внимание к дополнительному образованию со стороны Президента РФ и органов государственной власти положительно сказалось и на детских музыкально-творческих объединениях, развивающих как академическое, так и фольклорное направления. А сохранение и развитие объединений художественной направленности, к которым относятся музыкально-эстетические объединения, сегодня чрезвычайно важно для решения всего комплекса воспитательных задач в образовании. Это не все понимают, отдавая предпочтение естественнонаучным направлениям, робототехнике и другим экономически востребованным видам деятельности. Но сознание, мировоззрение сегодняшних детей формирует именно культура, и художественное творчество незаменимо в решении педагогических задач, связанных с воспитанием нравственных качеств детей и подростков, их гражданской позиции, чувства любви к Родине и ближним. Без этой составляющей образования здорового самостоятельного общества, способного отстаивать свои культурные и исторические ценности, традиции, выдерживать общемировую конкуренцию, мы не сможем построить.
И в Правительстве Москвы, и в Департаменте образования хорошо понимают важность этой работы — именно поэтому в столице уже седьмой год реализуется масштабная Московская городская комплексная целевая программа воспитания молодежи «Поют дети Москвы», ежегодно охватывающая более 100 тысяч школьников. В рамках этой программы проходят городские, всероссийские и международные творческие смотры, реализуются тематические проекты, такие, как «Значимые события российской истории», «Духовно-нравственное воспитание молодежи», «Я на этой земле родился» и многие другие.
В рамках программы «Поют дети Москвы» развивается самый большой детский хоровой коллектив столицы — Большой сводный хор московских школьников, общий состав которого превышает 4000 участников. На гала-концертах, которые проходят в Большом зале Московской консерватории, Светлановском зале Московского международного Дома музыки, в других крупных столичных залах, московских музеях, от тысячи до полутора тысяч детей и подростков из Большого сводного хора выступают вместе, исполняя произведения общего репертуара. Это очень важный художественный, творческий опыт для юных москвичей. Поддержка Департаментом образования массового детского музыкального творчества сегодня очень значима!
— Насколько актуальны творческие занятия в организациях дополнительного образования сегодня, в эпоху WorldSkills?
Творческое развитие детей, в силу тех причин, о которых мы говорим, никогда не станет несовременным, старомодным. Известный отечественный философ и культуролог Моисей Каган в свое время отмечал, что занятия музыкой и творчеством в эпоху стремительного развития технологий и интеллектуальных сфер человеческой деятельности станут даже более востребованными, поскольку им придется уравновешивать активную мыслительную работу человека.
Кроме того, у народа нашей страны есть природная тяга к искусству и творчеству. Я могу судить об этом по тому успеху, который имеет действующий в рамках программы «Поют дети Москвы» абонемент «Музыкальные вторники: всей семьей в музей». Проект предполагает совместное посещение школьниками и их родителями художественных музеев Москвы с культурно-познавательными и концертными программами. Желающих принять в нем участие всегда очень много. А какую популярность получила программа мэра Москвы С.С. Собянина «Московское долголетие»! К нам с весны еженедельно приходят десятки пенсионеров, чтобы попеть в хоре, освоить тот или иной навык декоративно-прикладного творчества…
— Как-то изменились программы обучения в Центре после перехода из системы внешкольного образования в систему дополнительного образования?
Прежде всего, упорядочилась и систематизировалась деятельность детских творческих объединений. Предъявляемые требования к качеству программ, их содержанию, конечно, сыграли на руку всей системе дополнительного образования. Во всех программах теперь четко прописаны этапы их реализации, критерии оценки достижений обучающихся.
На сегодняшний день в нашем Центре реализуются свыше 170 бюджетных и около 80 внебюджетных образовательных программ. Это огромный объем работы и большая ответственность, но, вместе с тем, это и широкий спектр образовательных услуг — гораздо более широкий, чем был когда-то.
— Что дают детям занятия в хоровом коллективе? Не все обучающиеся становятся профессионалами, какие навыки ребята получают для повседневной жизни?
Приведу пример из практики. Это была моя первая встреча с выпускниками хоровой студии «Радость» на сцене ДК МАИ. Вся сцена была заполнена повзрослевшими воспитанниками студии. Вот гляжу я на них и думаю, какие услышу сейчас слова благодарности: «Спасибо Вам, что Вы привили нам любовь к музыке, к искусству…». А знаете, что они мне сказали? — «Спасибо Вам, что научили нас ценить свое время!».
— Еще бы! Тем более, что музыка — временнóе искусство…
Обосновывая необходимость обучать музыке всех детей, я всегда подчеркивала, что в массовом музыкальном образовании музыка — не цель, а средство. Это прекрасное средство воспитания эмоциональной отзывчивости, впечатлительности, нравственных качеств, средство развития памяти, творческих навыков, мышления, способности к рефлексии. Психологи давно установили, что лучше запоминается тот материал, который эмоционально окрашен, не случайно музыкальную терапию эффективно используют в целях укрепления памяти людей всех возрастов.
Также музыкально-исполнительская деятельность — это замечательный психотренинг. Ребенку, имеющему такой образовательный опыт, будет проще справляться со стрессами и треволнениями в дальнейшей жизни.
Исходя именно из такого понимания задач массового музыкально-эстетического воспитания, на протяжении почти сорока лет коллектив Центра «Радость» стремился приблизить учебный процесс к культурно-просветительской деятельности, к созданию социокультурной среды. Поэтому мы сейчас активно работаем не только с детьми, но и со взрослым населением, в том числе, с пенсионерами.
— А чем Центр «Радость» отличается от стандартной музыкальной школы?
Как я уже сказала, это, в первую очередь, реализуемые на практике принципы массового и общедоступного музыкального образования. Такое образование — прекрасная школа для любого ребенка, которая формирует в нем не только творческие, нравственные, но и важнейшие социальные качества — умение работать и творчески взаимодействовать со сверстниками в коллективе. Стандартные музыкальные школы нередко больше сориентированы на подготовку солистов, на развитие творческой индивидуальности. Мы видим свою задачу в том, чтобы открывать горизонты отечественной и мировой культуры как общезначимое, общенародное достояние.
— Запланированы ли какие-то новые проекты на следующий учебный год? Чего ждать воспитанникам и Вашим партнерам?
Наступающий учебный год — это уже 7 год реализации городской программы «Поют дети Москвы». Проекты сентября—декабря в рамках этой программы мы посвятили знаменательной юбилейной дате — 100-летию системы дополнительного образования в России.
Наиболее масштабная новая инициатива — Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Созвучие времен». Само название фестиваля указывает на преемственность традиций музыкального и художественного воспитания школьников. Смотры фестиваля пройдут по 7 номинациям: «Академическое хоровое пение», «Народное хоровое пение», «Ансамблевое инструментальное исполнительство», «Хореография», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Мультипликация».
Номинаций много, но они взаимосвязаны, ведь именно музыка стала для многих ребят проводником в большой мир искусства. Жюри будет особо приветствовать включение в конкурсные программы произведений, посвященных темам Родины, отечественной истории, детства, школьной поры. Старт смотру даст гала-концерт 30 сентября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
Закрытие фестиваля, на котором будут подведены итоги, состоится в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя 16 декабря. За два с половиной месяца, отделяющие старт фестиваля от его финала, пройдет множество смотров, выставок, концертов детских коллективов.
Так, Концерт детских и юношеских хоров 20 октября в Большом зале Московской консерватории будет посвящен 110-летию со дня рождения выдающегося советского дирижера, педагога и композитора, народного артиста СССР Владислава Соколова, сыгравшего огромную роль в повышении престижа детского хорового пения в нашей стране. Несколько проектов программы «Поют дети Москвы» адресованы самим педагогам.
С 27 по 30 сентября в Концертном зале Галереи Ильи Глазунова пройдет V Методическая хоровая ассамблея «ХОРЭКСПО — 2018». Это 36-часовые краткосрочные курсы повышения профессионального мастерства для учителей музыки, руководителей детских и молодежных хоровых коллективов, методистов.
А с начала сентября до 15 декабря педагоги-музыканты, работающие в системе столичного Департамента образования с группами детей от 4 учащихся, впервые смогут представить свои достижения на Московском городском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Резонанс».
Так что участники программы «Поют дети Москвы» отметят 100-летие широко — и пусть это будет залогом того, что новое столетие, в которое мы сегодня вступаем, сохранит в дополнительном образовании весь спектр творческих возможностей, которые будут делать жизнь новых поколений россиян более гармоничной, творческой и счастливой.
Материал подготовила:
А.Ю. Свинцицкая,
редактор РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»