КВН как средство социализации подростка в образовательном пространстве

В статье рассматривается вопрос социализации подростка средствами игры в КВН. Как образовательная среда может влиять на этот процесс. Роль взрослого в развитии внутреннего мира подростка через его приобщение к миру КВН.

Т.А. Монтлевич,
методист,
ГБОУ ГМЦ ДОНМ

Социализация подростка — один из важнейших вопросов, который сегодня должна решать образовательная среда. Каким он станет, какова будет его самооценка, какими будут его поведение и взгляды на жизнь? Какой личностью станет ребёнок под влиянием внешних факторов? Сегодня, в век интернет-технологий, стремительного развития и изменения общества, именно образовательная среда может существенным образом повлиять на становление личности подростка.

Уже много лет Городской методический центр совместно с Московским финансово-юридическим университетом (МФЮА) организует и проводит Чемпионат игр КВН города Москвы «Вернисаж профессий» среди команд школьников и студентов колледжей. Тысячи мальчиков и девочек постигают азы этой удивительной игры. КВН можно смело назвать «школой жизни». Ребята учатся не только шутить, но и дружить, и помогать друг другу. Это чемпионат для школьников и студентов колледжей, однако в нем соблюдены все правила взрослого КВН. Команды проходят отборочные игры, четвертьфинал, полуфинал. И только сильнейшие попадают в финал.

Чем же КВН так притягивает подростков? КВН по праву считается одним из самых результативных социальных проектов. Более пятидесяти лет эта игра занимает особое место в культурной среде нашей страны. И что весьма отрадно, это то, что именно молодое поколение проявляет огромный интерес к КВН.

В чём же его уникальность? Одна из особенностей — это то, что в КВН можно начать играть «с нуля», не имея никакого опыта. Главное — это желание. Попадая в команду, подросток сразу же приобретает новых друзей, учится прислушиваться к мнению сверстников и взрослых. Командный дух способствует становлению личности подростка. Он учится выражать свое мнение и прислушиваться к идеям других. Самые разные компетенции формируются у ребят при подготовке к играм. Умение мобилизовать свои силы, креативный подход к решению нестандартных ситуаций. Это и многое другое развивается у ребят, которые приходят играть в КВН. И данные опроса в соцсетях — тому подтверждение.

Респондентам предлагалось ответить двумя-тремя словами на вопрос: «Развитию каких качеств личности способствует игра в КВН?» Ответы были загружены в «облако слов». Те, кто знаком с этой программой, знают, что здесь наиболее часто повторяющиеся слова пишутся самым крупным шрифтом (Рис.1).

Несмотря на то, что КВН — это шутки, юмор и смех, большинство людей считают, что, играя в КВН, ребята развивают уверенность в себе, умение работать в команде, креативность, нестандартное мышление и так далее.

Игра в КВН может стать стартом в будущую профессию. Многие из известных шоуменов, актеров, продюсеров были когда-то «квнщиками». Эта игра стала их жизнью и позволила добиться больших успехов.

Но прежде чем добиться определенных высот, необходимо приложить немало усилий. И значительную роль в успехе ребенка играет взрослый. Сегодня дети отличаются от своих сверстников, которые жили 20-30 лет назад. Они более раскрепощены, свободны в высказывании своего мнения. Это хорошо. Но возникает и другая проблема. Порой ребята не до конца осознают, что можно говорить со сцены, а что не совсем прилично. И вот тут очень важна роль руководителя команды КВН. Направить энергию ребят в правильное русло, подсказать, как не обидеть кого-то той или иной шуткой. Смех смехом, а развитие внутреннего мира подростка сегодня как никогда актуально. Это важный воспитательный момент в КВН.

Легкость игры на сцене — это верхушка айсберга, за которой стоит огромный труд. И здесь нельзя не упомянуть ещё одного специалиста, играющего немаловажную роль в КВН — это редактор. При подготовке к игре каждая команда должна обязательно пройти редактуры.

Редактуры. Что это такое? Человек далекий от КВН не сразу поймет: при чем здесь эта игра и редактуры. Редактуры — это одна из важнейших составляющих игры в КВН. Да, очень важно придумать шутки, написать сценарии, поставить все на сцене. Но без хорошей редактуры все это может просто не «выстрелить» во время игры.

Редакторы — они как бойцы невидимого фронта. Без них победа просто невозможна. Как правило, редакторами становятся бывшие «квнщики», знающие все тонкости игры. Их мнение и советы очень важны для подростков. Наблюдать за тем, как идёт редактура очень интересно. Взрослые и дети разговаривают на одной волне. Юные «квнщики» серьезно относятся к этому процессу, они осознают всю его важность. Ребята чувствуют свою причастность к ИГРЕ. Вместе с редакторами они разбирают материал: шутки, сценки и т.д. Ведь главная задача всех участников — поднять уровень выступления на новый качественный уровень.

Дети любят подражать взрослым. И КВН не исключение. Ребятам хочется играть по-настоящему. Они всегда с нетерпением и волнением ждут оценки за конкурсные испытания. И любой учитель скажет, что оценка очень важна. Высшая оценка подтверждает отличное выступление, качество подготовки. А как быть, если судьи поставили низкий балл? В этой ситуации для ребят очень важна поддержка взрослых, чтобы невысокие оценки не позволили опустить руки, а наоборот стали стимулом к дальнейшему развитию.

Еще очень важно, кто эти оценки ставит. Как правило, оценивать выступление детских команд мы приглашаем известных, состоявшихся квнщиков, чемпионов Высшей и Премьер-лиги КВН. Ребята всегда с восторгом приветствуют жюри, тех людей, на которых они равняются в игре и в жизни. Это очень важно для подростков — получить оценку от людей, которых они уважат и которыми восхищаются.

КВН — это легко и весело на сцене, но за всем этим стоит огромный труд, знания и умения. Если Вам интересна тема КВН, мы приглашаем вас на краткосрочное обучение с применением технологии погружения в режиме тимбилдинга, которое проходит в «Школе КВН» для педагогов. Приглашаем руководителей команд КВН, школьников и студентов колледжей и тех, кто только планирует прикоснуться к этой теме.

Обучение организует Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы совместно с Московским финансово-юридическим университетом при поддержке Московской Юниор-Лиги КВН и Российского Союза Молодежи на базе филиала Московского городского Дома учителя «Поведники». Ближайшая школа пройдет в начале лета. Если вам интересно, следите за информацией на сайте dop.mosmetod.ru.

Городской методический центр дважды в год проводит в онлайн-формате курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Детский КВН — турнир: стратегии подготовки участников» (54 часа). Обучение позволит слушателям курса усовершенствовать свои профессиональные компетенции в области стратегий подготовки участников детского КВН-турнира. Курсы проводятся при поддержке Российского Союза Молодежи и Всероссийской Юниор-лиги. Для ведения курсов приглашены известные лидеры кавээновского движения: Марфин М.Н., Гродзенская И.С., Костур В., Мульд С., Агапов А., Дудко А. и др. По окончании обучения слушатели получают удостоверение государственного образца.

Игра в КВН — это отличный инструмент для формирования личности подростка. Погружая их в этот удивительный и сложный мир, мы можем ненавязчиво формировать у них общечеловеческие ценности, способствовать становлению жизненных ориентиров. Смех продлевает жизнь, а участие в смешной и веселой игре помогает наполнить эту жизнь смыслом.

Литература

  1. Акунина Ю.А. Социально-культурная превенция протестных настроений среди молодежи в условиях современного российского общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств / Научный журнал. 2011. № 6. С. 78.
  2. Богдан О.В. КВН как фактор социализации российской молодежи//Педкопилка (Электронный ресурс) URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/olesja-viktorovna-bogdan/isledovatelskii-proekt-kvn-kak-faktor-socializaci-rosiiskoi-molodezhi.html (Дата обращения 10.02.2022)
  3. Мы начинаем КВН / Под ред. А. Маслякова, М. Марфина, А. Чивурина. М., 1996.
  4. Марфин, М., Чивурин, А. Что такое КВН? М., 2002.
  5. Рубекина И.В. КВН-движение как эффективная внеучебная форма работы со студентами // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. № 2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvn-dvizhenie-kak-effektivnaya-vneuchebnaya-forma-raboty-so-studentami (дата обращения: 11.02.2022).

Добавить комментарий

Войти с помощью: