Московские педагоги стали спикерами и гостями книжного фестиваля «Красная площадь»
Участники узнали о загадках квантового мира, современных методиках преподавания литературы в школе и неизвестных фактах из жизни и творчества Пушкина.
В Москве прошел книжный фестиваль «Красная площадь». В рамках Года педагога и наставника многие темы фестиваля были посвящены образованию, науке и педагогике. Столичные учителя посетили три мероприятия фестиваля — они стали не только гостями, но и спикерами обсуждений на тему литературы и физики.
С лекцией «Таинственный квантовый мир: от загадок к технологиям» выступил доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Математического института имени В. А. Стеклова Российской академии наук, лауреат Премии Правительства Москвы молодым ученым за 2022 год Антон Трушечкин.
Он рассказал о нескольких квантовых явлениях: квантовой интерференции, квантовой сцепленности и проблеме необратимости. Ученый поделился примерами практического применения исследований в области квантовой криптографии — науке о математических методах обеспечения информационной безопасности.
«Банковские карточки трудно взломать из-за сложности решения определенных математических задач. На современных компьютерах, даже самых больших, решить эти математические задачи очень сложно, требуются десятки, а то и сотни лет. Но квантовый компьютер, над созданием которого сейчас активно работают, будет способен решить их достаточно быстро. Тогда никто не может гарантировать защищенность информации, в том числе защищенность данных банковских карт. Но квантовая криптография будет способна эту безопасность обеспечить», — сказал в заключение Антон Трушечкин.
Также состоялся круглый стол на тему «Как заинтересовать современных школьников русской классикой XIX — начала XX веков», организованный совместно с Государственным музеем истории русской литературы имени В. И. Даля.
Заведующая научно-экспозиционным отделом музея имени Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» Марина Краснова рассказала зрителям, что каждая их выставка ставит своей целью привить современному поколению школьников любовь к истории литературы, к русской классике и ее героям. Экспозиции помогают понять контекст, в котором существовали писатели, узнать, как они взаимодействовали друг с другом. Через старинные предметы быта, мебели экскурсоводы передают контекст эпохи.
«Каждый рассказ ведется не о прошлом, а о его связи с настоящим. Например, выставка о Маяковском интересна подросткам тем, что о нем говорится на современном языке с хэштегами и картой путешествий поэта. Когда ребенок выходит с выставки с желанием открыть книгу — цель достигнута», — заключила Марина Краснова.
В ходе круглого стола московские педагоги поделились опытом преподавания литературы. По словам учителей, их основная цель — показать школьникам, что классика — это живая литература. Они рассказали, как сравнивают героев салона Анны Шерер с шахматными фигурами. Ученики пытаются понять мотивы поступков героев, ищут в произведении классика тех, кого не смогли бы сравнить с шахматами.
Спикером круглого стола стала учитель русского языка и литературы «Академической школы № 1534» Татьяна Некрасова.
«Используя приемы и методы для изучения классической литературы, я стремлюсь показать, что значимого и важного для ребят может рассказать текст. Для этого я читаю детям современную литературу и провожу параллели с другими видами искусства, предлагаю ребятам писать свои тексты, придумать задания для проверочных работ. Например, когда мы изучаем “Детство” Льва Толстого, я провожу параллель с современной книгой “Сахарный ребенок” писательницы Ольги Громовой», — рассказала Татьяна Некрасова.
В день рождения Александра Пушкина и День русского языка с лекцией «Как и зачем читать Пушкина детям» выступил Сергей Валюгин, победитель номинации «Учитель года Москвы 2023» конкурса «Педагоги года Москвы», учитель русского языка и литературы школы имени Ф. М. Достоевского. Он отметил, что всегда рассказывает школьникам о детстве писателей — так они становятся ближе и понятней ученикам. Спикер привел интересные факты из биографии Пушкина, напомнив, что по отцу поэт происходил из дворянского рода с 600-летней историей. Такая родословная не позволила бы Пушкину отказаться от дуэли и запятнать великий род. Сергей Валюгин также напомнил собравшимся о знаменитом «пушкинском зайце», скульптурка которого находится в Михайловском. Заяц спас поэту жизнь, перебежав ему дорогу перед отъездом Пушкина в Петербург в 1825 году. Поэт увидел в этом дурной знак и развернул повозку. Иначе принял бы участие в декабристском восстании наравне со своими друзьями.
Сергей Валюгин рассказал о том, что зашифровано в произведениях поэта, и как на уроках литературы он помогает школьникам разгадывать эти шифры.
«В каждом произведении Пушкина содержится огромное количество смыслов. Когда меня спрашивают о том, знаю ли я Пушкина, я отвечаю, что знаю, но хотел бы узнавать его и изучать больше», — подытожил спикер.
Организатором мероприятий для педагогов выступил Корпоративный университет московского образования столичного Департамента образования и науки.
Источник: https://www.mos.ru