Преимущества театральных методик для повышения эффективности учебного процесса на примере методической разработки урока «Театр»

В статье рассматривается роль педагогики искусства и, в частности, театральной педагогики в процессе образовательной деятельности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Автор приводит пример применения методов театральной педагогики на уроке с пошаговым описанием его разработки и проведения. Статья будет полезна широкому кругу педагогов, заинтересованных в использовании ресурсов педагогики искусства.

Е.И. Косинец,
старший методист ЦЭВД «Моцарт» ГБПОУ «Воробьевы горы»
г. Москва

Министр просвещения России Сергей Кравцов, выступая на  расширенном совещании о развитии школьных театров в России, напомнил, что система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается по поручению Президента РФ и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей из регионов. В 2020 году при поддержке Министерства просвещения стартовал проект «Школьная классика». Его задачи – системное развитие школьных театральных студий, реализация творческого потенциала школьников и педагогов.

Департамент  образования Москвы поддержал инициативу. В 2020–2022 году был проведен ряд встреч, круглых столов и мастер-классов, направленных не только на создание и развитие школьных театров в школах Москвы, но и на знакомство московских учителей с ресурсами педагогики искусства и, в частности, театральной педагогики для повышения эффективности образовательного процесса в целом. 

Урок «Театр», методическая разработка которого предлагается вашему вниманию, был специально придуман и проведен как демонстрационный для участников одной из конференций по театральной педагогике. Цель демонстрации заключалась в том, чтобы познакомить участников конференции с преимуществами театральных методик для повышения эффективности учебного процесса.

Планируя демонстрационный урок театра, мы поставили своей целью: знакомство учащихся с театром как с одним из видов искусства и его особенностями. В соответствии с основной целью урока были сформулированы и задачи. Образовательная задача – научить школьников отличать язык театра от языков других видов искусств, познакомить с общими и специфическими чертами театрального искусства разных эпох. Развивающая – развивать чувственное восприятие мира, воображение. Социализирующая задача урока – воспитывать умение слушать и слышать товарища, вести коллективное обсуждение проблемы и находить решение. В соответствии с этими задачами был подобран содержательный материал урока и его методический арсенал, разработан план урока, включающий восемь этапов и рассчитанный на 2 академических часа. Урок является практикоориентированным. Используются элементы тренинга, групповой, парной, фронтальной и индивидуальной творческой работы.

Учитывая, что данный урок проводился педагогом с незнакомыми детьми, то мы посчитали необходимым совместить организационный этап урока с этапом знакомства. Таким образом, мы решаем сразу несколько  задач, знакомимся с особенностями конкретного класса, даем возможность обучающимся познакомиться с нами, и настроиться на дальнейшую совместную работу по теме урока. Для этого этапа мы выбрали дидактическую игру из копилки Александры Петровны Ершовой «Это – я!» Эта игра заключается в том, что ведущий, в нашем случае педагог, задает вопросы, начинающиеся вопросительным словом «Кто», а игроки, считающие, что этот вопрос касается непосредственно их, встают и громко хором отвечают: «Это я!» Для нашего урока мы составили следующие вопросы:

1.Кто знает тему урока?

2.Кто слышал слово «театр»?

3.Кто знает, что такое театр?

4.Кто, хоть раз, был в театре?

5.Кто часто бывает в театре?

6.Кто любит театр больше, чем кино?

Итак, педагог получил первое представление о степени знакомства конкретных детей с понятием «Театр». Можно предположить, что это знакомство у современных детей весьма поверхностное. Как правило, в классе находится всего несколько обучащихся, кто хотя бы один раз был в театре, если только в школе нет практики коллективных посещений театра. Но, даже в этом случае их представление о театре и театральном искусстве весьма ограничено. 

Теперь необходимо активизировать внимание обучающихся, разогреть мышцы, включить воображение, подготовить к творческой работе. Для этого подойдет блок разминочных упражнений из авторского психо-физического тренинга Сергея Вячеславовича Клубкова: «Поймать хлопок», «Занимаем пространство в образах», «Блиц – превращения».

 Для упражнения «Поймать хлопок» дети становятся в шахматном порядке лицом к учителю. Учитель предлагает обучающимся поймать его хлопок как воображаемый предмет. Сначала им предлагается представить, что им бросают по конфетке. Важно, чтобы все ребята «поймали» хлопок-конфетку дружно как один. Если получается разнобой, это значит, что конфетки рассыпались. Предлагается поймать хлопок, как бутылку воды в жаркий день. Так можно варьировать разные предлагаемые обстоятельства и предметы, мотивируя обучающихся. Можно предложить им «ловить» хлопки в образах, например, как вратарь мяч, как белка орех, как собака «Чаппи». Важно, чтобы они не внешне изображали вратаря, а по сути действия. Чтобы для них поймать хлопок стало так же необходимо, как для вратаря поймать мяч или для белки орех. Включая воображение, внимание к педагогу и партнерам, ребята быстро добиваются дружной слаженной работы. Добившись качественного выполнения упражнения, переходим к следующему:  «Занимаем пространство в образах». 

Сначала группе дается задание просто занимать пространство. Это означает, постоянно двигаясь на свободное место, равномерно распределяться по площадке. Для этого ребята должны видеть всю площадку, и партнеров на ней, находить свое место так, чтобы ни с кем не сталкиваясь, постоянно двигаясь вместе со всеми, создавать равномерное распределение группы в пространстве. Это задание само по себе достаточно сложное, но как ни странно, усложняя его другой задачей, мы переводим первую задачу из области сознания в область подсознания, тем самым, облегчая ее выполнение. Усложнение может состоять в изменении скорости движения от 1 до 5, где первая самая медленная, а пятая самая быстрая, или от 1 до 10 – это зависит от цели и уровня подготовленности группы. В данном случае  достаточно от 1 до 5, т.к. это усложнение является промежуточным, подготовительным к основному упражнению.

Далее мы предлагаем обучающимся занимать пространство в образе, например, весенней капели, солнечных лучей или снежной бури. Здесь уже не нужны скорости, каждый будет двигаться с той скоростью, которая продиктована логикой действия данного образа. Важно, что обучающиеся не изображают снежинки, солнечные лучики или капли, а стараются почувствовать себя таковыми, понять логику действий живых существ и неживых предметов, их частей или даже абстрактных понятий изнутри, при этом, стараясь соответствовать этим образам и по форме. Здесь снимаются оценочные характеристики. Подсознание выходит на первый план. 

Поскольку в данном уроке используются в дальнейшем времена года, как материал для упражнений, то и в этом подготовительном упражнении можно использовать погодные явления и приметы разных времен года. Важно помнить, что независимо от образа обучающиеся выполняют и первую задачу – занимать пространство, т.е. все время перемещаться, равномерно распределяясь по всей площадке. 

Это упражнение позволяет не только включить воображение, но и тренировать способность ориентироваться в пространстве, подготовить к работе весь творческий аппарат каждого ребенка. 

Эту работу продолжает упражнение «Блиц – превращения», в котором обучающиеся мгновенно по хлопку учителя превращаются в те или иные предметы, механизмы, явления в группах по одному, по два, по три и т.д., и существуют, действуют в логике этих предметов до следующего превращения. Здесь важно варьировать не только образы, и количество человек в группах, но и ритм смены заданий. Все это позволяет раскачать творческую фантазию обучающихся, снять стереотипы  и подготовить их к дальнейшей работе. Еще в процессе этого упражнения, в логике различных перестроений обучающиеся группируются в 4 команды.

На следующем этапе урока работа проводится в малых группах. Обучающимся предлагается проанализировать свою работу в упражнениях актерского тренинга и определить, какие качества, необходимые для профессиональной деятельности актера, они тренируют. Обучающиеся в группах обсуждают и фиксируют на бумаге качества личности, необходимые для актера. Затем каждая группа по очереди называет качества, стараясь не повторяться, а педагог фиксирует их на доске.

Следующий этап урока проводится в тех же группах и связан с определением основных черт, характерных для театров разных эпох. Каждая группа получает краткий текст с иллюстрацией и задание продолжить фразу: «В античном (средневековом, …) театре обязательно должны быть…»  Одна группа рассматривает материалы античного театра, другая – средневекового и так далее. Для этого задания используются  книги о театре И.О. Генераловой [2]. Затем итоги работы каждая группа выписывает на доске или на листе ватмана. 

Следующий этап работы проводится в кругу. Обучающимся предлагается проанализировать результаты предыдущего этапа и выявить основные черты, характерные для любого театра, или театрального искусства, продолжив фразу: «В любом театре обязательно должны быть…». Каждый обучающийся высказывает свою точку, зрения, оппонирует товарищам, отстаивая ее, подкрепляет аргументацией. Педагог организует дискуссию в кругу,  отмечает удачные мысли, реплики, выражения. Надо отметить, что у педагога нет заранее готовых ответов, представление об основных отличительных чертах театрального искусства рождается в процессе общей дискуссии.

Для того, чтобы глубже понять специфику театрального искусства, необходимо определить основной язык театра и его отличие от языков других видов искусств. Поэтому предлагаем обучающимся еще несколько упражнений актерского тренинга С.В. Клубкова: «Занимаем пространство в образах», «Из взрыва – во взрыв», «Оправдать позу действием».  С одной стороны, эти упражнения позволят снова разогреть творческий аппарат обучающихся и дать почувствовать действие на практике, через тело. С другой стороны, после статичного этапа обсуждения эти упражнения позволят сменить темпоритм урока, придать ему динамику, снимут излишнее напряжение у обучающихся.

Упражнение «Занимаем пространство» описано выше, оно уже знакомо обучающимся и поэтому хорошо подходит для перехода к новому этапу. 

Упражнение «Из взрыва – во взрыв»: из максимально расслабленного состояния, обучающиеся аккумулируют свою энергию и по хлопку педагога выбрасывают эту энергию, что сопровождается произвольным и резким движением тела с последующей фиксацией получившейся позы. Важно то, что смена позы происходит мгновенно и не осознанно, ребята ее не придумывают, а фиксируют то, что в данном случае получается в результате выброса энергии. В этом упражнении используются все возможности тела и пространства. Затем новый хлопок – и новый «взрыв». Это упражнение становится подготовительным к следующему: «Оправдать позу действием».

После серии «взрывов» педагог может предложить обучающимся оправдать получившуюся позу действием. Для этого обучающиеся идут от своего тела, того движения, которое заложено в позе, а затем стараются догадаться, что же это может быть за действие, какая у него цель и постараться продолжить действие до достижения цели. Важно обратить внимание, чтобы это не превратилось в пустое обозначение действия, а было подлинным действием со всеми присущими ему особенностями.

Задача следующего этапа – определить, с помощью каких языковых средств создаются образы в музыке, изобразительном искусстве и театре. Обучающиеся получают задание по группам создать звуковой образ одного из времен года. Задание выполняется с использованием как заранее заготовленных звучащих предметов, так и просто подручных средств. Это могут быть баночки и коробочки разного размера и материала (пластиковые, картонные, металлические и т.д.) пустые и с различными наполнителями (вода, крупа, песок, мелкие камушки и т.д.), палочки, колокольчики, бумага, газета, пластиковые пакеты, ткани, ключи, застежки молния. Короче все, что может издавать звук. Важно, чтобы дети старались подбирать ритмы и звуки, по ассоциации напоминающие то или иное время года. В идеале, найденные детьми звуки, складываются в звуковую композицию. Каждая из групп представляет свою композицию. 

Затем каждая группа выполняет задание по созданию визуального образа. Оно выполняется с использованием заранее приготовленных материалов: лоскутов и полотнищ ткани разной фактуры и цвета, цветной бумаги, возможно театральных кубов или малых игровых форм, а также подручного материала: стулья, сумки, шарфы, сами участники урока, даже зрители или педагоги, с учетом цвета их одежды. Визуальные образы создаются в виде статической картинки. Она может быть как сюжетной, так и абстрактной, важно, что здесь используются цвет и композиция, которые создают настроение и ассоциативный образ соответствующего времени года.

И наконец, каждой группе предлагается создать театральную миниатюру, представляющую одно из времен года. Для театральной миниатюры обучающиеся также используют в качестве реквизита подручные средства. Можно заранее заготовить реквизит, соответствующий временам года: санки, шапки, варежки, солнечные очки, панамки, веера, надувные круги, лопатки, грабли, резиновые сапоги, корзинки…  Но в таком случае, мы ограничим самостоятельное творчество детей. Они с удовольствием ухватятся за подсказку. Гораздо лучше, если они сами придумают действия, соответствующие временам года, и создадут маленькие миниатюры, используя прием превращения предметов (это когда один предмет играет роль другого. Например, сумка исполняет роль корзинки, а швабра роль удочки или сачка) или память физических действий (т.е. будут выполнять действия с воображаемым предметом, вести себя так, как если бы в руках у них была корзинка, санки или удочка).

Завершается этот фрагмент урока обязательной рефлексией, в ходе которой выясняется, что язык музыки – это звук, изобразительного искусства – цвет, фактура, композиция. Можно вспомнить в ходе беседы, что язык литературы – это слово. В итоге, ребята должны сделать вывод, что язык театрального искусства – это действие.  Важно, чтобы в ходе беседы педагог не навязывал детям своего мнения, не объяснял все сам, а сумел организовать беседу таким образом, чтобы ребята сами пришли к соответствующим выводам.

Завершается урок невербальной рефлексией: команды рисуют плакат «Для меня театр – это…». Плакаты выкладываются так, чтобы участники каждой команды могли рассмотреть работы других команд. 

Подводя итог урока, педагог должен учитывать, что работа обучающихся не может быть оценена в абсолютных величинах. При данных формах работы используются вербальные варианты оценки и самооценки, рефлексии и ассоциативные методы.

Ниже в приложении приведен план урока в форме таблицы, а также списки материалов, оборудования, и литературы, необходимых для урока.

Данная разработка может стать основой для урока в курсе МХК, начинающего цикл о театральном искусстве. Или послужить материалом вводного занятия для вновь созданного детского театрального коллектива, в том числе и разновозрастного. Нашей разработкой может воспользоваться классный руководитель или для проведения внеурочного занятия или классного часа, предваряющего посещение театра и подготавливающего детей к особенностям восприятия этого вида искусства.

Но, что не менее важно, он может послужить примером для учителей предметников, которые отважатся применить на своих уроках театральные методики и законы режиссуры. Мы имеем в виду тех учителей, которые видят цель своей работы шире, чем просто преподавание предмета, которые нацелены на формирование творческой личности,  формирование творческого мышления, освоение творческого подхода к решению задач в любой области науки и искусства.

 Путь формирования творческого подхода имеет особую природу. Это путь творческого поиска, путь открытий, поэтому очень важно, чтобы он начинался в той области, где нет критериев оценки, где ничто не ограничивает свободу фантазии, свободу творчества. Ограничения этой свободы должны появляться, постепенно, как предлагаемые обстоятельства, как проблемы, которые надо разрешить, как трудности, которые надо преодолеть, а не как запреты. Тогда знания, умения и навыки приходят как результат собственного открытия, а не как готовая, кем-то определенная данность. При этом обучающиеся включаются эмоционально, умственно, физически – всем существом своей личности в процесс проживания творческого поиска. В этом случае мы можем не сомневаться в прочности полученных знаний, умений и навыков. 

План-конспект урока

Этап урока времяЗадачиДействия учителяДействия обучающихся
1.Организационный этап. Знакомство. Игра «Это – я!»2 минПознакомиться с ребятами. Настроить их на тему урока.Задает вопросы:(см. приложение)Те обучающиеся, кто считает ответ «Это – я!» справедливым, встают и громко произносят «Это – я!»
2.Разминка Упражнения: «Поймать хлопок», «Занимаем пространство в образах», «Блиц – превращения»(описание упражнений см. приложение)15 минРазогреть мышцы, включить воображение, собрать внимание, подготовить к творческой работе, дать материал для следующего этапа.Педагог проводит разминку в быстром темпе. Каждое из упражнений содержит элемент новизны спонтанности и неожиданности.Обучающиеся выполняют упражнения разминки коллективно в парах в группах  в зависимости от задания.
3. Деление на команды по 4. Работа в малых группах. Выясняем, какие качества мы тренировали в упражнениях.10 минВспомнить и проанализировать свою работу в упражнениях. Определить качества личности необходимые актеру.Делит на группы в ходе перестроения. Объясняет задание. Организует обсуждение результатов работы.Фиксирует результаты на доске. Собираются в группы. Вспоминают и обсуждают качества, тренируемые в упражнениях.Каждая группа называет качества по очереди. 
4. Работа с текстами и иллюстрациями о театрах разных эпох.Продолжить фразу: «В (античном, средневековом, …) театре обязательно должны быть…»15 минВыявить по текстам главные черты, присущие театру той или иной эпохи.Формирование аналитических навыков, умения анализировать информацию, как текстовую, так и визуальную, выявлять и фиксировать главное.Воспитывать умение работать в группе, слышать и слушать партнеров, отстаивать свою точку зрения.Объясняет задание.  Организует работу  с текстом в группах, а затем в общем кругу. Фиксирует результаты на доске.Выполняют задание в группах, а результат выносят на общее обсуждение..
5. Продолжить  фразу: «В любом театре обязательно должны быть…»5 минВыявление черт характерных для любого театра или театрального искусства в целом, его отличия от кино.Формирование умения выявлять общее, характерное. Развитие умения слушать и дополнять друг друга.  Педагог организует работу в кругу. Отмечает удачные мысли, реплики, выражения.Работа в кругу. Каждый высказывает свою точку, зрения, оппонирует товарищам, отстаивая ее, подкрепляет аргументацией.
6. Тренинговые упражнения: «Занимаем пространство в образах» и «Из взрыва – во взрыв» , «Оправдать позу действием»13 минРазогреть творческий аппарат учащихся: воображение, тело, дать почувствовать действие на практике, через тело.Педагог ведет тренинг, поясняя учащимся правила выполнения упражнений.  Обучающиеся выполняют упражнения тренинга.
7. Я зыки искусств.а)  Создаем звуковой образ: весна, осень, зима, лето из подручных материалов. б) Создаем зрительный образ (картинку) по временам года.в) Создаем театральную миниатюру без слов по временам года.20 минОпределить, с помощью каких  языковых средств создаются образы в музыке, изобразительном искусстве, и театре. Развивать воображение, образное мышление.Воспитывать умение работать в команде, находить свое место в коллективной работе, не теряя своей индивидуальности.Организует работу по группам, объясняет правила работы.Выполняют творческие задания педагога с последующей рефлексией и ответом на вопросы: что является основным языком, материалом и инструментом каждого из видов искусств.
8. Рефлексияа) Невербальная рефлексия: команды рисуют «Для меня театр – это…»б) Краткое подведение итогов педагогом.10 минЦелостность урока. Невербальное обобщение полученного опыта,  оценка работы учащихся.Подводит итог, обобщает тему урока.Рисуют плакаты и делают короткую презентацию.

Необходимые материалы

Генералова И.О. «Театр» 3 класс. Издательство: Издательство Ольги Кузнецовой, 2021.

Звучащие предметы, цветные ткани – лоскуты, доска, мел, тряпка, магниты или держатели (кнопки или скотч), пастель и ватманские листы 4 комплекта, листы писчей бумаги, ручки или фломастеры. 

Литература

  1. Ершова А. Три режиссёрских совета, как современному учителю в глазах своих учеников стать ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ГЕРОЕМ [Электронный ресурс]. URL: https://www.openlesson.ru/?p=11023 (дата обращения 31.01.2023).
  2. Генералова И.О. Театр. 3 класс. Издательство: Издательство Ольги Кузнецовой, 2021
  3. Театр, где играют дети. (Театр детей) под редакцией А.Б. Никитиной. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов Владос, М., — 2001 [Электронный ресурс] URL: https://prolog-vesna.ru/wp-content/uploads/2017/08/Teatr-gde-igrayut-deti.pdf (дата обращения 13.02.2023)

Рекомендуемые видеоматериалы

Клубков С.В. Школа Театра. Уроки мастерства актера. Психо-физический тренинг. 1часть [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/YRhFCLAjbMo (дата обращения 17.02.2023)

Клубков С.В. Школа Театра. Уроки мастерства актера. Психо-физический тренинг.2 часть [Электронный ресурс] URL:   https://youtu.be/rl2tkPE0Ytc (дата обращения 17.02.2023)

Клубков С.В. Школа Театра. Уроки мастерства актера. Психо-физический тренинг.3 часть [Электронный ресурс] URL:  https://youtu.be/vUMNab4urvs    (дата обращения 17.02.2023)

Добавить комментарий

Войти с помощью: