Вышел информационно-методический журнал «Про-ДОД» № 1 (2024), посвященный социальной и педагогической поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Коллеги, рады представить вам новый номер информационного-методического журнала о дополнительном образовании детей «Про_ДОД» № 1 (2024).
Читайте в выпуске.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ и возможности их реализации
Статья С.В. Миргалиевой и Р.А. Сироткина посвящена проблеме организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Авторы определяют основные формы и форматы такого обучения, а также поднимают вопрос об адаптации образовательного пространства как важного условия организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования.
О.А. Суетина и Г.В. Милонова рассматривают возможности сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ для детей особой заботы. Для особых категорий детей (дети с ОВЗ и инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.) дополнительное образование не только компенсирует недостатки, но и предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений.
В работе А.Е. Грудининой, А.А. Колесовой и Е.Б. Цибизовой представлены ресурсы дополнительного образования в профессиональном самоопределении особых детей. Описан процесс создания инфраструктуры Дворца творчества им. Н.К. Крупской для включения обучающихся в квазипрофессиональный контекст во взаимодействии с социальными партнерами при поддержке благотворительных фондов и Фонда президентских грантов. Представлен опыт участия обучающихся в Чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
В статье Н.Б. Лаврентьевой описаны опыт и практика проектирования и апробации альтернативной модели тьюторского сопровождения семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка. Особое внимание уделено системе взаимодействия с семьей, модификации родительского собрания в семейную «педагогическую мастерскую», применению современных образовательных технологий.
В исследовании Т.А. Пугачевой представлен опыт использования и комбинирования различных нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству с учащимися с особыми образовательными потребностями как средства развития у них познавательно-творческой активности, эстетического познания мира, интеграции в общество средствами художественной деятельности.
Н.Я. Шкурдюк и И.А. Холодинская рассматривают задачи интеграции детей с особенностями психического/физического развития в социум посредством вовлечения их в творческие обучающие занятия, формирования у них коммуникативной компетенции средствами изобразительного искусства, включения их в инклюзивную образовательную среду.
Предупреждение и преодоление девиантного поведения
В статье И.Н. Поповой поднимаются вопросы актуальности профилактики неблагополучия в детской и подростковой среде средствами педагогики поддержки. Целью статьи является характеристика ракурсов педагогической поддержки в научных исследованиях и практической деятельности как совокупности факторов, влияющих на эффективность профилактики деструктивного поведения детей и подростков.
Е.А. Замышевская и А.Н. Громова описывают основные современные деструктивные течения, имеющие популярность у российских подростков и молодых людей. Авторами приводятся особые отличительные маркеры деструктивных течений, таких как «Колумбайн», скулшутинг, «группы смерти», радикальный ислам, инцелы, радикальный феминизм, сваттинг. Даны рекомендации педагогам по профилактике увлечений деструктивными направлениями среди обучающихся учебных заведений.
В работе В.П. Ульяновой рассматриваются личностные особенности подростков с девиантным поведением. Предлагаются направления работы с девиантными подростками в условиях дополнительного образования в зависимости от поведенческих реакций обучающихся, состоящих на различных видах учета, на новое окружение.
В статье Е.А. Замышевской и А.В. Кучинской рассматриваются проблемы деструктивного поведения подростков и методы групповой арт-терапии как формы профилактики и коррекции негативных последствий вовлечения молодых людей в деструктивные течения. В статье даны рекомендации педагогам и специалистам по использованию арт-терапевтических методов в работе с подростками социально уязвимых категорий.
Инклюзивный потенциал дополнительных общеразвивающих программ в социализации детей и подростков
В статье О.В. Речиц, Т.В. Рыбкиной, И.С. Мурылевой представлен опыт и результаты взаимодействия различных служб школы, обеспечивающих многокомпонентную образовательную среду. Особое внимание авторы уделяют вовлечению детей и подростков в мероприятия, позволяющие раскрыть их творческий потенциал и получить положительный опыт социального взаимодействия.
В работе И.В. Кормишевой демонстрируется опыт реализации на базе учреждения дополнительного образования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Формула успеха» как необходимого условия старта в освоении будущей профессии. Автор делает вывод о том, что программа эффективна в реализации психолого-педагогической поддержки детей.
В.П. Ульянова, Г.Д. Салямуллина, Е.М. Липовецкая рассматривают проблему вовлечения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в систему дополнительного образования на основе опыта работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан с данной категорией детей в рамках реализации комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир твоих возможностей».
В работе В.М. Веселова представлен опыт реализации программы летней досуговой площадки учреждения дополнительного образования. Раскрываются некоторые аспекты формирования социальной успешности детей и подростков в разновозрастном отряде свободного набора.
В исследовании И.Н. Деветьяровой представлен опыт работы городского центра «Подросток» по социальной и психолого-педагогической поддержке детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Описаны направления, формы и содержание деятельности, способствующей личностному развитию, социализации трудных подростков в естественных условиях, учитывающих их индивидуальную трудную ситуацию, среду жизнедеятельности и возрастные особенности.
Е.В. Гильдебрандт, А.Б. Меш рассматривают опыт сотрудничества с родителями обучающихся Клуба социальной инклюзии «Журавушка» МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской». Основой продуктивного взаимодействия детей и взрослых в условиях клуба является образовательное событие, которое как целостный, оформленный и ограниченный во времени элемент деятельности не может быть единичным.
В тексте Е.С. Доманцевич описан положительный опыт работы по совместной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его нормотипично развивающихся сверстников в объединении художественной направленности.