Особенности воспитания гражданина и патриота в нижнетагильском городском Дворце детского и юношеского творчества

В статье представлены материалы, раскрывающие опыт нижнетагильского городского Дворца детского и юношеского творчества по проектированию воспитательной системы учреждения дополнительного образования. Статья представляет интерес для широкого круга специалистов в области воспитания: классных руководителей, учителей, педагогов дополнительного образования, методистов.

О.В. Михневич,
директор

М.В. Уманская,
к.п.н.,
заместитель директора
по информационно-методической деятельности

М.З. Гонцова,
к.ист.н., методист,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
городской Дворец детского
и юношеского творчества,
г. Нижний Тагил

Какую культуру, культуру чего, какими способами… и благодаря какому другому человеку усваивает данный человек – вот чем определяется его сила, счастье и судьба.

Б.М. Бим-Бад

Проектирование воспитательной системы любого образовательного учреждения сегодня – важная задача, которая решается в контексте воспитательной стратегии государства в целом.

Президент России В.В. Путин неоднократно отмечал, что «именно воспитание нового поколения является главным приоритетом государственной политики и основой суверенитета страны»[1]. «Укрепление суверенитета России – ключевой фактор самосохранения нашего государства и территориальной целостности страны»[2]. Глава государства подчеркивал, что «запрос на суверенитет и самодостаточность страны формируется в сфере образования», которое неразрывно связано с историей нашего народа, призвано к созиданию и трансляции таких традиционных ценностей, которые формируют будущего гражданина и патриота своей страны.

В соответствии с национальными суверенными целями, приоритетным становится такое содержание воспитания, которое направлено на:

  • «воспитание патриотичной и социально ответственной личности» [3],
  • «сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению» [2],
  • формирование уважительного отношения к историческому прошлому родной страны, народа, подвигам предков, культурным традициям.

В Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» традиционные ценности определяются как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [2].

Обозначенные позиции стали базовыми ориентирами при разработке воспитательной системы нижнетагильского городского Дворца детского и юношеского творчества (далее – Дворец, ГДДЮТ). Методологической основой воспитательной системы Дворца стала культурологическая концепция воспитания Е.В. Бондаревской, согласно положениям которой, главным условием воспитания «человека культуры» является отношение к каждому ребенку и подростку как к носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность выбирать, оценивать, совершать поступки [4]. Базовой технологией приобщения детей и подростков к ценностям традиционной российской культуры педагогическим коллективом Дворца выбрано личностно ориентированное воспитание.

В основе содержания воспитательной системы ГДДЮТ лежит передача традиций, традиционных ценностей от поколения поколению в совместном творческом поиске педагогов и учащихся. Под традициями мы понимаем:

  • сложившиеся в обществе модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и связаны с историей народа или государства;
  • материальный и духовный опыт, передающийся от поколения к поколению, способ бытия и воспроизводства культурного наследия как содержание этого опыта.

Механизм передачи традиций, традиционных ценностей заложен в рабочей программе воспитания «Дворец – территория добра, успеха, развития и творчества каждого ребенка»[3], интегрирующей потенциальные возможности социокультурной среды муниципального района и региона.

ГДДЮТ осуществляет важнейшую организационно-методическую функцию координации деятельности различных образовательных учреждений, являясь центром организации образовательной, досугово-развивающей деятельности и методической деятельности в сфере дополнительного образования в Нижнем Тагиле и Горнозаводском округе.

Воспитательная система ГДДЮТ выступает как целостный организм, который включает в себя творческое развивающее пространство:

  • состоящее из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: педагогов, родителей, детей;
  • включающее в себя «место творения», процесс творчества и внутреннюю личную мотивацию детей, педагогов и родителей к результату совместной деятельности.

Главная особенность воспитательной системы Дворца – это интеграция целей и содержания воспитания в дополнительном образовании с целями и содержанием деятельности Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» (далее – РДДМ, «Движение первых»), созданного на основании Федерального закона «О российском движении детей и молодежи» [5].

На базе Дворца в структуре модуля «Детские общественные объединения» действуют детские общественные объединения – первичное отделение РДДМ, федерация детских объединений «Юные тагильчане» (ЮНТА). В этой деятельности задействовано не менее 1500 обучающихся.

В качестве примера деятельности детских общественных объединений можно представить несколько воспитательных практик: патриотическая акция «На Мамаевом кургане тишина», спортивно-тактическая игра «Тропа разведчика – тропа героев» (направление «Патриотизм и историческая память: Служи Отечеству!»), «И все хорошее останется…» (патриотическая акция ФДО «Юные тагильчане»).

Отдельным направлением практико-ориентированной работы является волонтерство, которое существует в ГДДЮТ уже 35 лет:

  • обучающиеся Дворца принимают деятельное участие в помощи участникам специальной военной операции;
  • ГДДЮТ является организатором Городского слета добровольцев, ежегодного слета «Мы вместе» для волонтеров отрядов Городской детской организации ЮНТА.

Стержнем годового цикла воспитательной работы Дворца являются традиционные культурно-образовательные события, интегрирующие воспитательные усилия педагогов различных образовательных учреждений Нижнего Тагила.

Городская краеведческая игра «Я – тагильчанин»[4] для учащихся 1–4 классов является не просто культурно-образовательным событием, а брендом Нижнего Тагила и проводится с 1999 года. Через поисково-краеведческую деятельность в игре «Я – тагильчанин» организуется взаимодействие юных тагильчан с городом, способное стать определяющим в формировании их представлений об окружающем мире, стиле поведения, свойственных настоящему человеку и гражданину. Программа городской краеведческой игры «Я – тагильчанин» предполагает обучение, построенное в форме игры-путешествия, что создает реальные условия для интеграции знаний, духовных ценностей и практического опыта.

На каждый учебный год объявляется новая тема игры. Тема 2023/2024 учебного года «Тагильчане создают будущее» была посвящена Году педагога и наставника, Десятилетию науки и технологий в России: школьники изучали историю инженерии Нижнего Тагила, знакомились с инженерными профессиями. Авторы лучших творческих проектов «Наши изобретения» и исследовательских работ «Тагильчане создают будущее» были награждены дипломами и медалями.

Фестиваль детского художественного творчества «Адрес детства – мой Нижний Тагил»[5] является еще одним брендом города, одним из самых ярких культурно-образовательных событий на протяжении 30 лет. Фестиваль включает в себя конкурсы для детей и их родителей по 13 номинациям, одна из которых – «Городской конкурс патриотической песни “Я люблю тебя, Россия!”».

В текущем году в конкурсе приняли участие 633 учащихся из 42 образовательных организаций города. В программу конкурса были включены песни о России, о малой Родине, о героях-защитниках, о школе, о счастливом детстве, о мирном небе над головой. Слушая искреннее исполнение этих замечательных песен, можно с уверенностью сказать, что в нашем городе педагоги растят настоящих патриотов. Победители конкурса рекомендуются для участия областном конкурсе творчества детей и молодежи «Урал-MIX».

Вторая особенность воспитательной системы Дворца заключается в том, что важной чертой каждого ключевого дела являются коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ педагогами и школьниками их результатов. Итогом такого командного взаимодействия стала успешная деятельность двух творческих объединений ГДДЮТ – военно-патриотического клуба «Гранит» и детского морского центра «Парус».

«Спасибо, батя! Научил!» – именно так отзываются обучающиеся о своем руководителе – Дмитрии Мичиславовиче Сидлецком, который руководит военно-патриотическим клубом «Гранит» с 1984 года. За это время его выпускниками стали более 3000 ребят. За эти годы многие воспитанники нашли свое призвание в жизни, некоторые работают в правоохранительных органах, стали кадровыми военными. Кто-то, ранее состоявший на учете комиссии по делам несовершеннолетних, был снят с наблюдения полиции и стал отличником боевой службы. Одним из последних достижений педагога стал проект «Казачье подворье» – комплексная программа приобщения подростков к труду и дисциплине, дополнение к школьной программе начальной военной подготовки. Проект «Казачье подворье» стал финалистом Международной премии #МЫВМЕСТЕ в номинации «Страна возможностей».

Крапивинский отряд «Кречетъ» – еще одна уникальная программа подразделения Дворца – детского морского центра «Парус» (далее – ДМЦ «Парус), в котором ребята не просто учатся ходить на яхтах, постигают основы профессиональной подготовки (а в дальнейшем выбирают профессии, связанные с конструированием, управлением речного транспорта и т.п.), но и развивают такие качества, как ответственность, смелость, трудолюбие, патриотизм.

Сегодня традиции ДМЦ «Парус» в руках педагога Ирины Николаевны Тупицыной, руководителя разновозрастного крапивинского отряда «Кречетъ».

Благодаря новым яхтам участники профильной смены «Ребячий особняк» могут выходить в плавание, практически осваивая основы речной и морской навигации в городе трудовой доблести! 1 июня традиционно стал днем открытия навигации (в 2024 году она уже одиннадцатая): каждый год в этот день на мачте ДМЦ «Парус» поднимается флаг отряда, а яхты класса «штурман», построенные первыми отрядовцами, после «зимней спячки» отправляются в плавание по акватории Тагильского пруда.

Конечно, хочется сказать и о достижениях ДМЦ «Парус». В 2023 году ребята стали участниками соревнований по морскому многоборью «Гардемарины, вперед!», организованных Центром гражданско-патриотического воспитания «Каравелла» (г. Екатеринбург). В 2024 году педагоги ДМЦ «Парус» стали победителями грантового конкурса «ЕВРАЗ: город друзей – город идей».

Еще одна особенность воспитательной системы ГДДЮТ: педагоги Дворца ориентированы на поощрение социальной активности учащихся, динамику роли каждого ребенка в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора) по мере его взросления. В качестве примера приведем проект «Воспитание медиасловом» по приобщению детей к духовным и нравственным ценностям в контексте освоения ими медиатехнологий, основ тележурналистики. Проект реализуется студией детского телевидения «Галки».

В 2020–2023 годах был создан цикл детских информационных программ «Просто о важном», направленный на решение задач духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста, духовного просвещения взрослых (родителей, законных представителей). Программы включали интервью учащихся с Митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением, жителями города, лидерами общественного мнения, экспертами на темы, интересующие молодежную аудиторию, например: «Прощение», «О зависимости», «Отцы и дети», «Вера». Данный цикл передач транслировался на федеральном канале «Союз», что говорит о высоком качестве его исполнения и актуальности тех духовных и нравственных вопросов, которые в нем обсуждались.

Еще один уникальный телепроект Дворца – «Достоевский. 200 лет вместе», состоящий из двух частей: «Писатель, потрясающий душу» и «Перестать читать книги – значит перестать мыслить».

Современное поколение детей и подростков – это носители визуальной культуры, поэтому обучающиеся нашего Дворца (в их числе и дети с ОВЗ) решили рассказать о Достоевском посредством телевизионного информационно-просветительского проекта. Обе части были показаны в эфире городского телеканала «Тагил-ТВ 24».

Уникальность проектов Дворца состоит еще и в том, что многие из них являются результатом творческого сотрудничества с учреждениями культуры, образования, предприятиями нашего города. Это еще раз подчеркивает статус Дворца как своеобразного городского хаба культурной и образовательной деятельности Нижнего Тагила.

Одним из примеров такого сотрудничества является проект «Музейная лапша», реализуемый совместно с музеем-заповедником «Горнозаводской Урал». Это аудио-проект, состоящий из подкастов и являющийся частью квеста по истории родного края.

В рамках проекта «Воспитание медиасловом» с 2020 по 2023 год было реализовано 16 творческих телепроектов учащихся и их наставников – педагогов Дворца.

Следующая особенность воспитательной системы ГДДЮТ заключается в том, что ключевыми фигурами воспитания являются педагоги, реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную и посредническую функции. Воспитание образом – это не направление работы Дворца, не проект, а жизненная и профессиональная концепция его педагогов. Одна из задач наших педагогов – вызывая в учащемся потребность в самообразовании и саморазвитии, показать на собственном примере и научить ребенка тому, как одухотворенно учиться, увлеченно и самозабвенно творить.

Примером такого воспитания образом (образования) является Мария Семеновна Ярославцева, педагог дополнительного образования ГДДЮТ, руководитель семейного центра «Русская горница» в деревне Усть-Утка. Мария Семеновна – обладатель звания «Женщина года», нагрудного знака «За большой личный вклад и развитие культурного пространства Среднего Урала». «Будет жить семья – будет жить Россия!» – таким словами закончила она презентацию своей профессиональной деятельности на финале Международного конкурса краеведов, работающих с молодежью, став его победителем. Председатель Российского исторического общества Сергей Евгеньевич Нарышкин назвал этот образовательный проект Дворца уникальным, не имеющим аналогов в России.

Так как Дворец является муниципальным ресурсным центром развития дополнительного образования в городе Нижний Тагил, важной составляющей нашей работы является методическая поддержка педагогов: обобщение и трансляция успешного опыта воспитания; создание информационных проектов, рекомендованных для трансляции культурных практик другими учреждениями города.

Большим и важным достижением в данном направлении стало издание монографии методиста Дворца М.З. Гонцовой «Повседневная жизнь населения Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны». Этот издательский проект был представлен в различных образовательных учреждениях города в рамках патриотической работы с детьми и молодежью. В мероприятиях патриотической направленности в рамках этого просветительского проекта приняли участие не менее 1500 учащихся школ города.

Итогом обобщения опыта работы педагогов в области духовно-нравственного и патриотического воспитания стали два выпуска ежеквартального периодического издания Дворца «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в дополнительном образовании».

Не имея возможности подробно рассказать о каждом проекте, реализуемом в рамках воспитательной системы ГДДЮТ, назовем некоторые из них, удостоенные наград регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»:

Подводя некоторые итоги проектирования и реализации воспитательной системы нижнетагильского городского Дворца, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, сегодня для воспитания юных граждан России культурно-массовые и досуговые мероприятия должны быть наполнены таким содержанием, которое позволит передать традиционные культурные ценности российского народа как можно большему числу учащихся и их семей, что обеспечит реализацию принципа культуросообразности в воспитании.

Во-вторых, личностно ориентированное воспитание позволяет формировать инициативность и активную гражданскую позицию каждого ребенка в процессе его активного участия в акциях, событиях и актуальных воспитательных практиках.

В-третьих, мы убеждены, что патриотическое воспитание невозможно без обращения к духовным источникам русской культуры, а патриотическая позиция учащихся формируется в процессе подготовки и реализации проектов и программ духовно-нравственного содержания.

И наконец, что очень важно, продолжает возрастать роль педагога дополнительного образования как носителя и транслятора традиционных ценностей российского народа.

Список источников:

  1. Дополнительное образование Нижнего Тагила. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в дополнительном образовании. Часть 2. – Нижний Тагил. – Февраль. – 2021. – 68 с.  – Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городской Дворец детского и юношеского творчества: [официальный сайт]. – URL: http://гддют.рф/mrc-po-razvitiyu-dopolnitelnogo-obrazovaniya/zhurnaly-mrc  (дата обращения: 11.06.2024).
  2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=lx1x71037l41328324 (дата обращения: 10.06.2024).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 12.06.2024).
  4. Федосеева Л.А. Концепция педагогического воспитания Е.В. Бондаревской // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 8. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 (дата обращения: 9.06.2024).
  5. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404892173/ (дата обращения: 12.06.2024).

[1] Путин рассказал, в чем основа суверенитета России // ТВЦ / Новости: [сайт]. – 02.05.2023. –  URL: https://www.tvc.ru/news/show/id/265056 (дата обращения: 12.06.2024).

[2] Российская система образования развивается в соответствии с национальными суверенными целями // Минпросвещения России: [официальный сайт]. – 02.05.2023. – URL: https://edu.gov.ru/press/6952/rossiyskaya-sistema-obrazovaniya-razvivaetsya-v-sootvetstvii-s-nacionalnymi-suverennymi-celyami/  (дата обращения: 12.06.2024).

[3] Рабочая программа воспитания «Дворец – территория добра, успеха, развития и творчества каждого ребенка» // Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городской Дворец детского и юношеского творчества: [официальный сайт]. – URL: – http://гддют.рф/wp-content/uploads/2023/03/РПВ-ГДДЮТ_2022-2023.pdf (дата обращения: 12.06.2024).

[4] Положение о проведении городской краеведческой игры для учащихся 1–4 классов «Я – тагильчанин» в 2023/2024 учебном году // Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  городской Дворец детского и юношеского творчества: [официальный сайт]. – URL: –  http://гддют.рф/wp-content/uploads/2023/09/Положение-2023-2024_Ростовская-О.А..pdf  (дата обращения: 12.06.2024).

[5] Положение о проведении XXXI городского фестиваля художественного творчества «Адрес детства – мой Нижний Тагил» в 2023/2024 учебном году // Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городской Дворец детского и юношеского творчества: [официальный сайт]. – URL: http://гддют.рф/dokumenty-xeo  (дата обращения: 12.06.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: