Возможности потенциальных ресурсов города в усилении роли воспитания в школе
Образование – это сложноорганизованный процесс, в котором параллельно разворачиваются четыре взаимосвязанных процесса: воспитание, обучение, социализация и взросление личности ребенка. Большой потенциал для развития и усиления роли воспитания в школе заложен в ресурсах города – в деятельности учреждений дополнительного образования и Центра профориентации и развития, в волонтерской деятельности детей и подростков, в реализации городских образовательных, профориентационных и социально-досуговых проектов. Опыт реализации перечисленных ресурсов в городе Иваново представлен в данной статье.
М.В. Акобджанян,
педагог дополнительного образования,
Центр профориентации и развития
«Перспектива»,
г. Иваново
Одной из приоритетных задач для российского государства является воспитание подрастающего поколения (ФЗ-273, ст. 1, п. 2) [8]. Основным механизмом воспитания современная педагогическая наука считает воспитательную систему школы, которая представляет собой целостную совокупность взаимодействия различных компонентов, способствующих всестороннему развитию, самореализации и профессиональной ориентации школьников.
Усилению и углублению воспитательного процесса в школе способствует использование потенциальных ресурсов различных социальных институтов города. Рассмотрим подробнее воспитательные возможности некоторых из них.
Прежде всего это дополнительное образование детей, конкурентные преимущества которого, в сравнении с другими видами формального образования, проявляются в следующих его характеристиках [4]:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- открытость, выраженная в стимулировании роста конкурентной среды, во включении реального сектора экономики в программы и проекты дополнительного образования;
- вариативность содержаниядополнительных общеразвивающих программ, связанная с обеспечением разнообразных запросов и интересов детей и форм организации образовательного процесса;
- доступность качественного дополнительного образования для разных социальных групп, включая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей-инвалидов и детей с ОВЗ обучаться по дополнительным общеразвивающим программам любой направленности;
- практико-ориентированность дополнительных общеразвивающих программ, позволяющая проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом направлений социально-экономического развития регионов;
- ориентация дополнительных общеразвивающихпрограмм на многоукладность экономики и быта народов и этносов, проживающих на территории России;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Дополнительное образование богато своими возможностями для наиболее успешного решения воспитательных задач, поставленных государством и обществом [5], поскольку оно включает школьников в творческую созидательную деятельность, помогает им применять полученные теоретические знания на практике.
Покажем это на примере занятий по английскому языку. В отличие от занятий в школе, в которой реализуется нормативно установленная система обучения, в дополнительном образовании изучение иностранного языка превращается в более легкие, но в тоже время интересные и познавательные занятия: например, диалоги на английском языке между обучающимися организованы в ситуации, помогающие обучающимся представить, что все это происходит в реальности. Такой метод «живого диалога» создает благоприятные условия для более плодотворного изучения иностранного языка: дети становятся намного ближе к языку и его особенностям, а игровые занятия, практикующиеся в учреждениях дополнительного образования, развивают большой интерес к изучаемому языку.
Значительным воспитательным ресурсом обладают методы обучения, используемые в системе дополнительного образования. И здесь крайне необходимо совершенно по-другому посмотреть на процесс образования: в новых реалиях новое поколение абсолютно по-иному смотрит на этот мир. И при обучении в учреждениях дополнительного образования главная задача педагога – увидеть удивительный мир знаний не «своими глазами», а «глазами детей» и показать его им, не навязывая своих представлений. Самостоятельное «открытие» новых знаний становится для обучающегося интересным занятием, которое он захочет продолжить самостоятельно.
В качестве примера снова возьмем иностранные языки. Система работы на занятии выстроена так, что при изучении большинства тем из набора необходимых лексических конструкций и слов выбирается материал, который «подстраивается» под запросы конкретных детей. Представьте, что детям нужно изучить выражения по теме «Подготовка к путешествию». Как это сделать? Нужно отработать с обучающимися выражения в определенной последовательности, начиная от сборов путешественника в дорогу вплоть до его заселения в месте прибытия и посещения достопримечательностей. Ну а потом вместе с ребятами можно виртуально «путешествовать», повторяя различные полезные выражения.
На дополнительных занятиях по иностранным языкам работа строится в группах, с тем чтобы дети как можно больше взаимодействовали друг с другом, помогали друг другу. Если один что-то подзабыл, другой помогает ему вспомнить. Так информация запоминается намного лучше.
Еще одним приемом повышения воспитывающей направленности дополнительного образования является визуализация учебного материала, позволяющая показать учебную тему в том виде, который будет интересен детям. Это позволяет воспитывать заинтересованных людей, у которых будет сформировано стремление познавать мир все больше и больше.
Значительным воспитательным потенциалом обладает волонтерская деятельность: процесс участия в различных благотворительных мероприятиях помогает обучающимся формировать в себе такие качества, как отзывчивость, ответственность, гуманность. Волонтерство помогает разнообразить повседневную рутину и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Работа волонтером способствует формированию здоровой самооценки и уважения к себе: обучающиеся начинают осознавать свою роль в обществе, становятся активными участниками жизни общества, которые стремятся делать мир лучше. К тому же, волонтерство – это реальная возможность соприкоснуться с интересующей ребенка профессией [1].
Одной из самых эффективных и удачных форм воспитательной работы является городской проект «Активные каникулы» (рис. 1), включающий мастер-классы для детей разного возраста в учреждениях дополнительного образования. Когда обучающийся получает возможность не просто увидеть, как готовят пиццу, но и сам ее готовит; или когда подросток не просто видит оборудование для проведения открытых горных работ, но и пробует себя в управлении симулятором экскаватора; или когда «будущий медицинский работник» сам делает УЗИ, а дошкольник при поддержке профессионального флориста самостоятельно собирает свой букет. Вот тогда глаза детей горят по-настоящему! Именно тогда обучающийся ощущает все нюансы, все преимущества и сложности той или иной профессии и понимает, близка ему эта деятельность или нет. Именно так можно воспитать уважение к труду, к людям различных профессий, сформировать представление ребенка о собственных силах и возможностях.
Еще одним участником реализации проекта «Активные каникулы» является Центр профориентации и развития «Перспектива»[1] (далее – Центр) (рис. 2). Например, в Центре организуется мастер-класс по выпечке мини-рогаликов, где под чутким руководством педагога ребята учатся не просто готовить, но и следить за рабочим местом и, конечно, «со вкусом» проводить время. Также уникальный мастер-класс по кулинарии объединяет родителей и детей в совместном приготовлении вкусных блюд. Проходят мастер-классы и занятия по рисованию на свежем воздухе, на природе, чтобы картины были ярче, чтобы вдохновение было рядом.
Также в Центре организована работа детских объединений. В объединении «#ПРОШИТЬ» девочки учатся мастерству шитья – шьют себе одежду и аксессуары. Обучающиеся из объединения «Лобзик+» создают свои работы из дерева. В объединении «Камелек» обучающиеся представляют красивые изделия из глины, сделанные своими руками.
Продолжением начатой работы по выбору ребенком будущей профессии является деятельность Центра по реализации собственных профориентационных проектов (рис. 3).
Помимо этого, в Центре можно обратиться за консультацией к педагогам-психологам, что способствует укреплению психологического состояния подростков, а также укрепляет отношения между родителями и детьми. Создается основа для понимания ими друг друга, для решения возникающих в семье вопросов и проблем. Данные консультации помогают усилить традиционные семейные ценности в обществе.
Образование – это сложноорганизованный процесс, в котором параллельно разворачиваются четыре взаимосвязанных процесса: воспитание, обучение, социализация и взросление личности ребенка. Именно дополнительное образование показывает яркий пример воплощения этих процессов в реальность. Дети обучаются чему-то новому? Бесспорно. Это доказывают их успехи на различных конкурсах и олимпиадах. Происходит ли социализация? Конечно. Ведь в дополнительном образовании создается благоприятная атмосфера для того, чтобы ребенок социализировался. Помогают этому большое количество групповых работ. Взрослеют ли дети? Несомненно. Воспитывает ли дополнительное образование детей? На этот вопрос уже есть ответ. Все перечисленные процессы уже выполняют большую совместную работу по воспитанию ребенка. В дополнительном образовании осуществляется переход от «человека знающего» к «человеку умеющему», позволяющий «сломать барьер», мешающий обучающемуся окунуться в мир новых знаний и новых больших результатов, помогающий обучающемуся найти себя в современном мире, найти свое истинное предназначение.
Дополнительное образование в едином процессе воспитания расширяет возможности личностного развития каждого обучающегося:
- мотивируя его к творчеству, здоровому образу жизни;
- удовлетворяя его интеллектуальные потребности;
- формируя перспективные для ребенка навыки и компетенции;
- создавая оптимальные условия для личностного роста;
- способствуя эффективному развитию задатков и способностей ребенка;
- выявляя детей с выдающимися способностями, одаренных детей;
- формируя нормы взаимоподдержки и взаимопомощи;
- обеспечивая будущую адаптацию, социализацию в обществе, активную жизненную позицию, высокий уровень морали и нравственности;
- утверждая гуманистические идеалы, усиливая патриотизм, семейные и другие социально значимые ценности;
- воплощая мечты детей в реальность.
Список источников:
- Вакуленко О.В., Галущинская Ю.О. Характеристика модели педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в учреждении дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-modeli-pedagogicheskoy-deyatelnosti-po-organizatsii-volonterskogo-obedineniya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo (дата обращения: 01.10.2024).
- Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Междисциплинарный подход к выбору методов исследования в теории воспитания // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 1.
- Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. 2015. № 7.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/77b9y2 (дата обращения: 01.10.2024).
- Коробова Ю.В., Поликарпова Н.В. Дополнительное образование детей в школе как условие повышения качества и эффективности процесса воспитания // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-shkole-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-i-effektivnosti-protsessa-vospitaniya (дата обращения: 01.10.2024).
- Логинова Л.Г. К проблеме определения статуса современного дополнительного образования детей // Вопросы воспитания. 2014. № 3.
- Логинова Л.Г. Управление программами дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/jB0C (дата обращения: 01.10.2024).
[1] Официальный сайт Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра профориентации и развития «Перспектива». – URL: http://perspektiva.ivedu.ru/ (дата обращения: 01.10.2024).