Совет отцов как один из факторов формирования настоящего родительского авторитета у подрастающего поколения

Воспитание человека — сложный многогранный процесс, который сейчас приобретает первоочередную роль в жизни общества. Государственные социальные институты не в силах справиться в одиночку с этим, поэтому первоочередная роль в процессе воспитания отводится институту семьи, который в настоящее время по разным причинам испытывает кризис, в том числе из-за потери родительского авторитета у своих детей.

В статье рассматривается, что решить ряд проблем можно за счет активности общественного объединения неравнодушных родителей при образовательной организации — Совета отцов. Совместная деятельность родителей, школы и детей приведет к комфортным условиям для успешной адаптации детей к жизни в обществе. Все это станет важным воспитательным компонентом, способствующим формированию гражданина России.

М.В. Марков,
начальник центра по развитию проектной деятельности
в региональной системе образования,
к.б.н.
ГАОУ
ДПО «Калужский государственный институт развития образования»

Т.Н. Дроздова,
директор
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Калуга

Проблеме воспитания в настоящее время уделяется большое внимание на государственном уровне. В 2015 году Правительством России была принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, основная цель которой — обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности [10].

В последние два года практически для всех уровней образования разработаны примерные программы воспитания в образовательных организациях [6, 7, 8, 9], скорректированы федеральные стандарты начального, основного и среднего общего образования в части конкретизации требований к рабочей программе воспитания и органов, участвующих в ее разработке (советы обучающихся, советы родителей/законных представителей несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся) [4], утвержден обновленный перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения [5].

В 2020 году Государственной Думой в третьем чтении были приняты поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» [12], инициированные Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем, который предложил сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса [3].

В рамках национального проекта «Образование» в 2021 году был разработан Федеральный проект «Патриотическое воспитания граждан РФ», направленный на развитие воспитательной работы в организациях общего и профессионального образования [13].

Все это подтверждает, что в стране назрела необходимость в современной эффективной модели воспитательной работы, нацеленной на подрастающее поколение, затрагивающей не только образовательную организацию.

Существующая воспитательная система в школе, как одно из главных мест становления личности ребенка, не может в полной мере блокировать негативное влияние информационно-коммуникационной среды и социума. Результативность воспитания в новых условиях зависит от эффективности использования воспитательного потенциала не только школы как социального института, но и социокультурного пространства в целом; от воспитательного потенциала всех участников этого процесса и их взаимодействия.

Законом об образовании Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации [11, 12] определено, что одним из основных участников образовательных отношений являются родители, которые несут ответственность за воспитание детей, причем родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Также считал и известнейший советский педагог А.С. Макаренко, произведения которого были переведены почти на все языки мира, а в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий.

Он писал, что за воспитание ребенка отвечает семья, а точнее родители [2, С. 13]. К сожалению, сейчас семейные ценности в стране, да и в мире, претерпевают серьезные изменения: увеличивается количество неполных семей, в погоне за финансовой стабильностью в семье меняется отношение родителей к собственной роли в воспитании детей, появление однополых браков тоже разрушает сам институт семьи. По этим и другим причинам, родители не могут или не хотят заниматься воспитательной функцией, перекладывая ответственность на других. В итоге их родительский авторитет, да и авторитет взрослого в глазах детей падает. Подростки начинают дерзить, хамить своим родителям и посторонним взрослым людям.

А.С. Макаренко в своей книге «Воспитание в семье» размышляя о родительском авторитете, говорит, что непослушание детей — это и есть отсутствие родительского авторитета у ребенка. Те родители, которые считают, что авторитет дается им от природы, заблуждаются, так как авторитет может быть организован в любой семье при правильной организации воспитания. Кроме этого, Антон Семёнович говорит о различии между авторитетом и послушанием, из которых последнее может быть ложным и в дальнейшем может привести либо к разрушению послушания, либо к «слабым» детям.

Рассмотрим ложные авторитеты, классифицированные А.С. Макаренко почти 100 лет назад, и попробуем понять, каким должен быть авторитет настоящий [1, С.66 — 68].

  • Авторитет подавления — самый страшный, но не самый вредный авторитет, присущий часто отцам. Ругая, а иногда и избивая ребенка за малейшую провинность или непослушание, отцы приучают ребенка держаться от себя подальше, воспитывая в них человеческую трусость и в тоже время жестокость.
  • Авторитет расстояния — родители убеждены, для того чтобы дети были послушными нужно держаться от них подальше и иногда выступать в роли начальства. У родителей свои интересы, свои мысли. Зачастую такие дети воспитываются бабушками, и такой авторитет «подрывает» институт семьи, как главного воспитательного ядра ребенка.
  • Авторитет чванства — более вредный, чем авторитет расстояния. В такой семье родители считают, что они самые заслуженные, самые важные и на каждом шагу показывают эту важность своим детям. Такая модель семейного поведения оказывает влияние на социум ребенка. Он начинает чваниться со сверстниками, ставя себя выше других.
  • Авторитет педантизма — вреден тем, что родители, обращая свое внимание на ребенка, распоряжения отдают холодным тоном, не терпящим возражения. Даже если родители не правы в чем-либо, они никогда не признают своей неправоты, чтобы не показаться «слабыми» в глазах ребенка. В итоге — жизнь ребенка проходит мимо родителей, они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
  • Авторитет резонерства — родители буквально «заедают» детей бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Но они забывают, что жизнь ребенка более эмоциональная, и подрастающему поколению необходимо самим научиться размышлять, а многочисленные нравоучения родителей проходят практически бесследно в их сознании.
  • Авторитет любви — родители убеждены, для того, чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а, чтобы заслужить эту любовь, нужно на каждом шагу подчеркивать родительскую любовь. Такая семья погружается в море сентиментальности, и дети замечают, что родителей можно обмануть, делая это с нежным выражением лица. В дальнейшем, вырастая, дети начинают подыгрывать окружающим с циничным и холодным расчетом, и первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.
  • Авторитет доброты — самый неумный вид авторитета. Детское послушание организуется через уступчивость ребенку во всем. Очень скоро в такой семье начинает командовать ребенок, открывая простор детским капризам и требованиям.
  • Авторитет дружбы — опасен тем, что в семье дети чувствуют себя наравне со взрослыми, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, забывая о том, что родители являются старшими членами семейного коллектива, и никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
  • Авторитет подкупа — самый безнравственный вид авторитета, когда послушание ребенка просто покупается подарками, обещаниями. А.С. Макаренко считал, что никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Эти и ряд других ложных авторитетов в семье присущи и нашим семьям сейчас. Так что же может являться настоящим родительским авторитетом и как его сформировать?

Мы согласны с мнением А.С. Макаренко, что только жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение является главным основанием родительского авторитета. Чтобы сформировать авторитет, нужно внимание к детям и к их жизни. Это не означает, что нужно преследовать ребенка постоянными настойчивыми расспросами и назойливым шпионажем. Нужно достичь того, чтобы ребенок сам рассказывал о своих делах и обращался, если ему не хватает какого-то опыта. Этот авторитет знания неизбежно приведет к авторитету помощи, который должен быть ненавязчивым и неутомительным. Помощь может быть высказана в прямом совете, а может и в форме шутки. В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, чтобы он сам научился преодолевать препятствия и решать сложные вопросы. Осознание того, что ребенок будет чувствовать присутствие родителей рядом в решении непростых для него вопросов, будет формировать у него линию ответственности — важную линию родительского авторитета.

Таким образом, послушания ребенка можно достичь, только «завоевав» настоящий авторитет, который должен быть основан на знании жизни ребенка, на помощи родителей и на их ответственности за его воспитание.

Одной из форм, призванной поднять авторитет взрослого в семье, признан Совет отцов в школе. Эта форма объединения неравнодушных родителей, которые своим примером, совместными делами с учащимися школы помогают решать воспитательные задачи в школе.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Калуги Совет отцов является общественным коллегиальным органом, созданным в 2020 году. За этот период Советом отцов уже были организованы и проведены несколько спортивных турниров по волейболу, футболу, дартсу между учащимися и отцами, субботники на пришкольной территории. Папы принимали участие в пробном тестировании ЕГЭ, во всевозможных флешмобах для разнообразных конкурсов.

В рамках реализации общешкольной программы «В сотрудничестве: семья и школа» была организована «Лаборатория родительского опыта». Советом отцов для учащихся 1-11 классов были проведены беседы, мастер-классы, интеллектуально-познавательные игры, творческие практики. Их тематика разнообразна: «Учимся рисовать», «Вкусный подарок маме», «Как важно проявлять доброту!», «Секреты здорового образа жизни», «Зачем человеку знания?», «Очумелые ручки», «Пожарная безопасность. Умение пользоваться огнетушителем», «Что мне дала служба в армии?», «Отцы и дети», «Взаимоотношения в современном обществе», «Беседа о потерянном времени», «Быть патриотом!», «Стоп угрозам», «Технологии будущего».

В настоящее время Совет отцов планирует расширить взаимодействие со школой. Мы видим перед Советом отцов следующие задачи:

  1. Привлекать внимание родительской общественности к проблемам семейного воспитания.
  2. Вовлекать родителей в организацию воспитательной работы с детьми в военно-патриотическом, туристско-краеведческом, культурно-массовом, физкультурно-оздоровительном направлениях.
  3. Помогать в планировании и организации профилактической работы с неблагополучными семьями и подростками.
  4. Привлекать родителей к общественно-полезной и социально-значимой деятельности (организация субботников, родительский патруль).
  5. Содействовать профориентации учащихся посредством курирования индивидуальных проектов учащихся старшей школы, организации образовательных экскурсий.
  6. Участвовать в проведении воспитательных бесед с учащимися на различные темы.
  7. Участвовать в совместных с детьми массовых мероприятий, направленных на развитие культуры, спорта и пропаганду здорового образа жизни.
  8. Участвовать в организации занятости учащихся в кружках и секциях как одного из важных условий предупреждения правонарушений, профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.
  9. Привлекать социальных партнеров в образовательную организацию.

Работа отцов по данным направлениям, по нашему мнению, обязательно окажет положительный воспитательный эффект на учащихся школы. Они увидят заинтересованность родителей жизнью детей, готовность помочь в разрешении их проблем, сопереживать их тревогам. Надеемся, что активность отцов в общественной жизни школы повысит авторитет родителей и взрослых в глазах детей, станет надёжным помощником и опорой для администрации и педагогического коллектива школы.

В масштабах региона под эгидой Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области выстраивается работа по взаимодействию сети школьных Советов, работающих в тесном сотрудничестве с социальными структурами, военно-патриотическими объединениями, большим количеством активных позитивных творческих людей. Помощников у школы и родителей должно быть очень много.

Литература

  1. Макаренко А.С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей. М., 1937. 330 с.
  2. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Избранные педагогические произведения. М., 1955. 317 с.
  3. Мисливская Г. Президент внес законопроект о воспитательной работе в системе образования [Электронный ресурс] // Российская газета RG.ru: — URL: https://rg.ru/2020/05/21/putin-vnes-zakonoproekt-o-vospitatelnoj-rabote-v-sisteme-obrazovaniia.html (дата обращения: 03.11.2021).
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828): — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012280006 (дата обращения: 03.11.2021).
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2021 № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом „г“ пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации „Развитие образования“ и подпунктом „б“ пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации „Развитие образования“, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (Зарегистрирован 27.10.2021 № 65586). — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270022?index=99&rangeSize=1 (дата обращения: 03.11.2021).
  6. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации — URL: https: //clck.ru/VcL3f (дата обращения: 03.11.2021).
  7. Программа воспитания для дошкольных образовательных организаций // Институт изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования: — URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-doshkolnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/ (дата обращения: 03.11.2021).
  8. Программа воспитания для общеобразовательных организаций // Институт изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования. — URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-obshcheobrazovatelnykh-organizatsiy/ (дата обращения: 03.11.2021).
  9. Программа воспитания для профессиональных образовательных организаций // Институт изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования. — URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/ (дата обращения: 03.11.2021).
  10. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: — URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (дата обращения: 13.10.2021).
  11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021): — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 13.10.2021).
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации»: — URL https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 03.11.2021).
  13. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2021 — 2024 гг.: — URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 03.11.2021).

Добавить комментарий

Войти с помощью: