Спортивно-прикладное плавание (из опыта работы клуба)

В статье представлен опыт реализации комплексной программы обучения плаванию, включающей несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих образовательных компонентов: спортивное плавание, прикладное плавание (спасение на водах), ГТО (плавание), волонтерская деятельность, учебно-тренировочные сборы. Статья будет интересна тренерам-преподавателям по плаванию, методистам, педагогам-организаторам, руководителям учреждений дополнительного образования детей.

М.В. Панкина,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи “Преображенский”»,
г. Москва

Плавание – один из любимых и востребованных детьми и родителями видов спорта. Ежегодно на обучение по дополнительным общеразвивающим программам по плаванию регистрируется огромное количество детей разного возраста.

Однако внешняя привлекательность и доступность плавания для ребенка практически с любым состоянием здоровья зачастую становится для него «рутинным процессом», состоящим из многократных однотипных повторений. Однообразие и монотонность движений в плавании приводит к психологической и физиологической усталости по отношению к этой форме физических упражнений и, соответственно, к прекращению роста результатов в связи с исчезновением устойчивого интереса и мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни. Это предопределяет необходимость поиска новых форм и нового содержания процесса обучения современных детей плаванию.

«Сегодняшнее образование становится совершенно другим, как и технологии. Совершенно очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления, когда человек вырабатывает для себя целый маршрут по жизни приобретения новых и новых знаний», – считает президент Российской Федерации В.В. Путин [1]. Согласно этому мнению, на первый план выходит умение управлять своими эмоциями, коммуницировать с другими людьми, работать в команде.

Soft skills – это «гибкие», надпрофессиональные, навыки, которые помогают человеку решать жизненные задачи и работать с другими людьми: коммуникабельность, уравновешенность, креативность, умение подстроиться под ситуацию и быстро среагировать на нестандартные обстоятельства.

«Гибкими» навыками нельзя овладеть на тренинге или на специальном курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. При «прокачке» этих навыков у человека работает правое полушарие (творческое), развивается высокий уровень EQ (эмоционального интеллекта). Эмоциональный интеллект – это умение демонстрировать свои и распознавать чужие эмоции, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Основу развития эмоционального интеллекта, по нашему мнению, должна составлять социально значимая деятельность обучающихся, в процессе которой они, используя освоенные знания, умения и навыки, добровольно и безвозмездно помогают другим людям. Наиболее доступной и востребованной здесь является волонтерская деятельность.

Волонтерская деятельность – добровольно выбранная и социально значимая – неизмеримо важна для формирования личности подростка и старшеклассника. В основе волонтерского движения лежит важный принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Для подростка и старшеклассника опыт волонтерства дает целый ряд преимуществ: это новые знакомства; приобретение новых профессиональных знаний, умений и навыков; осознанность моральных ценностей, новые качества личности – самостоятельность, смелость, воля. К тому же наличие волонтерской книжки сегодня дает плюсы при поступлении в вузы.

Современные научные исследования показывают, что «гибкие» навыки составляют 85 % успеха человека в профессии. Но необходимыми являются и «жесткие» (профессиональные) навыки, которые составляют 15 % успешности. «Жесткие» навыки (hard skills) формируются в процессе учебной деятельности, составляющей предметную основу образовательного процесса.

Интеграция процессов формирования soft skills и hard skills предопределила комплексный характер программы «Юные волонтеры в водных видах спорта» (далее – программа), которая включает несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих образовательных компонентов: спортивное плавание, прикладное плавание (спасение на водах), ГТО (плавание), волонтерская деятельность, учебно-тренировочные сборы. Каждый из содержательных компонентов программы несет свою образовательную нагрузку.

Спортивное плавание – ценнейший вид физических упражнений, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета, что способствует выработке хорошей осанки, развитию физических качеств, гигиенических навыков и закаливанию организма. Это жизненно необходимый навык. По итогам освоения программы обучающимся присуждаются спортивные разряды по плаванию.

Прикладное плавание представляет собой процесс подготовки обучающихся к спасению на водах и включает:

спортивно-оздоровительное плавание с прикладной направленностью, которое позволяет обучающимся овладеть рациональными вариантами плавания и передвижения по воде, методами транспортировки, техникой ныряния на глубину и прыжков в воду, мерами безопасности на воде;

спортивно-спасательное многоборье – прикладной вид спорта, связанный с умением действовать в экстремальных ситуациях, возникающих на воде: преодоление препятствий, метание спасательного мяча (круга), спасение утопающего (транспортировка), оказание первой помощи пострадавшему на воде, реанимация утонувшего;

основы выживания на воде – изучение техники плавания в сложных условиях: плавание в одежде, переправы, вплавь с предметами, способы отдыха на воде, действия при появлении судорог.

ГТО (плавание) включает не только подготовку к успешному тестированию / пробам, но и воспитание у обучающихся приверженности здоровому образу жизни (правильное питание, регулярная физическая активность и грамотный распорядок дня).

Спортивное волонтерство – деятельность, связанная с участием обучающихся в:

– организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий разного уровня;

– спортивно-просветительских мероприятиях;

– различных формах наставничества в водных видах спорта.

Учебно-тренировочные сборы – это многодневные оздоровительно-тренировочные мероприятия, в которых сочетаются занятия спортом, активный отдых, приобщение обучающихся к истории спорта и традициям спортивной культуры своего Отечества, формирование у них устойчивых культурных и духовных ценностей.

Чтобы поддержать интерес обучающегося к избранному виду деятельности в рамках реализации программы, используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Наряду с плавательно-технической подготовкой в учебно-тренировочные занятия включены:

  • упражнения, улучшающие психоэмоциональное состояние обучающегося, не снижающие при этом уровня физической нагрузки:
  • упражнения с использованием нудлсов (короткие);
  • упражнения с элементами прикладного плавания (плавание вперед ногами, смена стилей через 35 гребков, кувырки в воде в процессе преодоления дистанции различными способами, плавание с изменением направления движения (зигзаг), проныривание под водой после определенного количества гребков при плавании брассом, плавание неспортивными облегченными способами);
  • упражнения по аквааэробике;
  • игры и развлечения на воде:
  • эстафеты (с предметами мячами, нудлсами и т.п.), плавательные эстафеты (одним способом, четырьмя способами), эстафеты с прикладными элементами;
  • игры с мячом и без мяча (баскетбол на воде, водное поло по упрощенным правилам, волейбол на воде, футбол на воде),
  • игры «Бой всадников», «Кто перетянет», «Гусеница», «Паровозик», «Салочки»;
  • элементы спасения на воде: плавание на боку, ныряние в глубину и длину бассейна, доставание предметов со дна, плавание с изменением направления, способы транспортировки усталого пловца, способы транспортировки тонущего человека, подплывание к пострадавшему, освобождение от захватов, оказание первой помощи при утоплении, плавание в одежде и раздевание в воде, плавание при сильном течении и водоворотах.

Интеграция процессов формирования «гибких» и «жестких» навыков предопределила:

  • ориентир (цель) программы на развитие / совершенствование у обучающихся функциональных возможностей организма, необходимых для освоения вида спорта «Плавание» и совершенствования в нем; формирование у обучающихся комплекса базовых знаний, умений и навыков, обусловливающих совершенствование техники плавания; воспитание у обучающихся социального альтруизма как социально значимого качества личности;
  • базовые принципы реализации программы:

принцип сознательности и активности (связь физической и духовной, социальной сущности личности, формирующейся в процессе занятий плаванием);

принцип творческой активности (создание условий, требующих проявления творчества) позволяет обучающимся проявлять самостоятельность, смелость, волю, творчество, совершенствуя в себе все эти качества;

принцип «старший – младшему» (преемственность поколений обучающихся).

По итогам освоения программы у обучающихся сформируются устойчивые компетенции не только в области плавания, но и практический опыт волонтерской деятельности:

– участие в организации и проведении соревнований и эстафет, спортивных игр для начинающих спортсменов различного уровня;

– выполнение роли наставника начинающих спортсменов;

– подготовка к спасению пострадавших на воде.

Отличительной особенностью программы является организационная форма детского объединения – клуб. Клуб является объединением обучающихся, их родителей и педагогов, создающим условия для познавательной деятельности и общения, для реализации совместной значимой деятельности, отдыха и развлечений.

Водно-спортивному клубу «Водолей» уже более 20 лет. За это время его выпускниками стали более 300 человек, каждый из которых получил не только спортивные навыки, но и ценные жизненные уроки.

При клубе «Водолей» создан Совет выпускников из числа бывших обучающихся. Задача Совета – помощь в организации спортивных соревнований, в проведении выездных лагерей и сборов, в организации клубных мероприятий. Обучающиеся, завершившие основное обучение по 5-летней программе, включаются в подготовку и проведение клубных мероприятий.

Работа клуба включает множество направлений и проектов, которые помогают детям развивать не только спортивные навыки, но и участвовать в культурной жизни города. Например, члены клуба принимают активное участие в организации культурных мероприятий, проводимых во Дворце творчества детей и молодежи «Преображенский», таких как День города и Масленица, новогодние елки на воде, где дети и родители становятся частью увлекательных представлений. Эти мероприятия укрепляют связи между клубом и семьями, создавая крепкое сообщество единомышленников, объединенных любовью к спорту и искусству.

Традицией клуба стали выезды на учебно-тренировочные сборы. Данная форма учебной работы позволяет обучающимся применять в повседневной жизни те знания, умения и навыки, которые они приобрели на занятиях. А совместное проживание в течение 20–25 дней детей разного возраста помогает им обрести тот личный опыт социального взаимодействия, который в будущем поможет им выстраивать взаимоотношения в любом коллективе.

Совместные поездки способствуют созданию в клубе уникальной атмосферы, где каждый может проявить свои таланты. Конкурсы и викторины добавляют элемент здоровой конкуренции, а видеосъемка клипов становится не просто увлечением, но дает возможность запечатлеть самые яркие моменты в жизни клуба.

Два года назад участники клуба влились в волонтерское движение города Москвы. Волонтерская деятельность позволила им не только поддержать различные социальные инициативы, но и ощутить личную ответственность перед обществом. Ребята участвуют в организации различных мероприятий, делая свой вклад в развитие города.

Огромна и неоценима помощь родителей, активно включившихся в жизнь клуба. Их труд и энтузиазм делают поездки незабываемыми; костюмы, которые они шьют, наполняют каждое выступление индивидуальностью; общение в рамках спортивных мероприятий, таких как соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» и военно-спортивная игра «Лазертаг», способствует укреплению семейных связей. Подобные мероприятия укрепляют не только дух клуба, но и чувство единства среди участников и родителей.

Опыт реализации программы «Юные волонтеры в водных видах спорта» позволяет сделать вывод: комплексное содержание образовательного процесса способствует не только овладению обучающимися устойчивым комплексом жизненно значимых компетенций, но и достижению ими пролонгированных практических результатов:

– официально получить книжку волонтера;

– получить спортивный разряд по плаванию;

– сдать нормы ГТО по плаванию, что дает дополнительные преференции при поступлении в вуз (еще в 2015 году в большинстве вузов ввели дополнительные баллы при поступлении за золотой знак ГТО).

Кроме того, ряд профессий, связанных с работой на воде (реках, озерах, морях), предъявляет высокие требования к плавательной подготовленности человека.

 

Список источников:

  1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на сессии «Молодежь‑2030. Образ будущего», прошедшей в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (21 октября 2017 г., Сочи) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55890/videos (дата обращения: 03.12.2024).
  2. Давидян Д.С., Иванова Е.А. Настольная книга тренера в волонтерской деятельности. М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтер», 2022. 150 с.
  3. Зернов В.И., Зернова Т.В. Прикладное плавание и 160 соревновательно-игровых упражнений в воде. Правила, обеспечивающие безопасность жизни людей в бассейнах и открытых водоемах: Учебное пособие. Минск: Белполиграф, 2001. 124 с.
  4. Кодратов В.Н., Козак А.В. Прикладное плавание: Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УВАУ ГА, 2008. 28 с.
  5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: УЦ «Перспектива», 2000. 36 с.
  6. Строева Л.В. Методика обучения прикладному плаванию учащихся младших классов (8– 10 лет): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.04). М., 1991. 22 с.
  7. Томилин К.Г. Социальное и спортивное волонтерство. М.: Флинта, 2017. 20 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: