Формирование положительной мотивации обучающихся как один из факторов повышения эффективности учебной деятельности

Статья посвящена вопросам развития у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности (на основе опыта создания ситуации успеха для повышения познавательной мотивации детей и подростков в клубах по месту жительства Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» города Владимира). Статья будет интересна всем категориям педагогов, организующих учебную деятельность обучающихся.

И.О. Румянцева,
социальный педагог,
педагог дополнительного образования
Л.А. Рященко,
педагог-организатор
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»,
структурное подразделение
«Клубы по месту жительства»,
г. Владимир

Объективный анализ современной педагогической практики позволяет констатировать, что в последнее время уровень заинтересованности обучающихся к процессу обучения заметно снизился. Это актуализирует реализацию педагогами одной из профессиональных задач – стимулирования активности и интереса обучающихся к получению новых знаний и опыта, что, в свою очередь, будет способствовать и личностному развитию учащихся, и повышению эффективности учебного процесса. Особенно важно делать это в условиях дополнительного образования детей, так как особенностями данного вида образования являются: практическая направленность образовательного процесса, удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, добровольность.

Развитие мотивации в дополнительном образовании становится особенно важным, поскольку она оказывает значительное влияние на:

– выбор вида занятий (формирование мотивации в положительном аспекте делает посещение занятий успешным и позитивным);

– повышение продуктивности обучения (интерес к предмету пробуждает в обучающемся желание возвращаться к нему вновь и вновь);

– развитие личности обучающихся (в условиях дополнительного образования активно совершенствуются их творческие способности, формируется общий уровень культуры, организуется досуг и др.);

– дальнейшую социализацию личности (увлечение общим делом содействует сплочению и взаимодействию людей).

Существует множество трактовок понятий «мотив» и «мотивация». Часто эти понятия отождествляются. Понятие «мотив» трактуется различными авторами как: потребность (Ж. Ньютенн, А. Маслоу); переживание и удовлетворение потребности (С.Л. Рубинштейн); какой-либо предмет, идея, представление, мысль, чувства и эмоции (Л.И. Божович) [2]. Понятие «мотивация» имеет различные трактовки: совокупность факторов, которые поддерживают и направляют поведение, т.е. определяют его (К. Мадсен, Ж. Годфруа); совокупность мотивов (К.К. Платонов); процесс психической регуляции определенной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминова); процесс воздействия мотива и механизм, который способен определять возникновение, направление и способы осуществления различных видов деятельности (И.А. Джидарьяна); совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас). Многообразие трактовок мотивации, а также различные взгляды на соотношение мотива и мотивации позволяют рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива как побудителя и основания поступка [5].

В исследованиях отечественных авторов мотивация рассматривается как многоуровневая и динамичная система, в состав которой входят потребности, интересы, стремления, установки, ценности, нормы, эмоции. При этом поведение индивида определяется посредством взаимодействия различных мотивов [2].

По мнению Б.И. Додонова, структура мотивации включает в себя четыре элемента:

  1. получение удовольствия от деятельности;
  2. значимость предстоящей активности, деятельности, конечного результата для конкретного человека;
  3. наличие вознаграждения, «мотивирующая часть», представляющая собой побудитель к активности и деятельности;
  4. элемент принуждения, который оказывает давление на индивидуума;

Первые два элемента определяют нацеленность на сам процесс деятельности и ее результат, являются внутренними составляющими, в то время как последние два элемента определяют воздействие внешних факторов окружающей действительности [2].

Мотивация играет большую роль в процессе обучения, она оказывает влияние на успешность самой учебной деятельности. Познавательная мотивация – процесс, в ходе которого происходит активное освоение знаний, проявляется заинтересованность к процессу обучения [7]. Отрицательная познавательная мотивация может привести к снижению успеваемости, отсутствию личностного роста и развития, а нередко и к асоциальному поведению (совершение правонарушений, различного рода зависимости и др.). Как и любая другая, учебная деятельность имеет полимотивированный характер, т.е. имеет место одновременное воздействие различных мотивов, стимулирующих и регулирующих поведение человека [4].

М.В. Гамезо выделяет следующие виды мотивации, связанной с результатами учебного процесса: отрицательная и положительная. В качестве отрицательной мотивации выступают стремления индивидуума, возникающие вследствие осознания им определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Положительная мотивация имеет положительный характер и также находится в зависимости от мотивов, лежащих в основе внеучебной деятельности. По мнению автора, положительная мотивация имеет две формы. Одна из них определяется значимыми для человека социальными побуждениями, а учебная деятельность при этом выступает средством освоения культурных ценностей. В основе другой формы лежат узколичные мотивы: стремление получить социальное одобрение, стремление к благополучию и др. [6]

Одной из задач педагога в процессе обучения является формирование и поддержание у обучающихся положительной познавательной мотивации. Поэтому важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы сформировать у обучающихся положительный мотивационный цикл:

  1. возникновение познавательного интереса – на этом этапе важно укрепить значимость прошлых достижений и успехов («мы с вами успешно выполнили, справились…»), а также создать мотив относительной неудовлетворенности («мы с вами не успели сделать, узнать…»), укрепить мотивы нацеленности на последующую деятельность («это будет важно в ситуациях…»);
  2. подкрепление и усиление возникшего познавательного интереса – на этом этапе целесообразно чередовать различные виды деятельности, стимулировать самостоятельный поиск учащихся, обучать их самоконтролю и самооценке;
  3. пробуждение интереса к завершению деятельности – данный этап подразумевает работу педагога в направлении создания у каждого учащегося положительного личного опыта деятельности, это будет обусловливать возникновение позитивной установки на дальнейшее познание и обучение [4].

Формированию положительной мотивации в процессе обучения способствуют:

  1. личность педагога (стиль педагогической деятельности, свободное владение своим предметом, личностные характеристики – эмпатия, открытость, доброжелательность);
  2. содержание учебного материала (несомненно, содержание программы и материал должны быть разнообразными, доступными для освоения); одним из приемов, который способствует пробуждению интереса к познанию, является «отстранение» – демонстрация учащимся нового, неожиданного и важного материала в обыденном и привычном; при этом обучение новому таким образом должно опираться на уже изученный материал, уже имеющиеся знания [4]; наряду с этим, содержание учебного материала должно быть увлекательным и интересным для обучающихся;
  3. правильная организация учебной деятельности (создание мотивационного цикла, непосредственно познавательного этапа, а также осуществление обучающимися самоконтроля и самооценки);
  4. использование коллективных форм работы в процессе обучения – групповая и парная формы работы обучающихся также способствуют формированию положительной мотивации к обучению (это обусловлено тем, что в ходе групповой работы каждый обучающийся имеет возможность получить положительную оценку со стороны других, стремится занять определенную роль, тем самым развивается индивидуальная и групповая ответственность, происходит развитие индивидуальных характеристик личности, навыков командной работы, совершенствование коммуникативных навыков обучающихся) [1, с. 232];
  5. применение разнообразных методов и приемов, демонстрирующих новизну в ходе обучения;
  6. организация поисковой деятельности обучающихся;
  7. создание ситуаций успеха, проблемных ситуаций, стимулирующих познавательную активность обучающихся [8, с. 336].

Переживание успеха воодушевляет человека, дарит ему ощущение радости и эмоционального подъема, дает силы на новые поиски и открытия. Человек чувствует внутреннее удовлетворение от проделанной работы, у него формируются новые мотивы деятельности, меняется уровень самооценки и самоуважения. При этом ситуация успеха позволяет достичь определенных результатов как для отдельного обучающегося, так и для группы в целом. Положительные переживания позволят обучающемуся приступить к деятельности с радостью и удовольствием.

Создание ситуации успеха позволяет:

  1. повышать познавательную мотивацию обучающихся;
  2. повышать их работоспособность;
  3. выравнивать негативные личностные характеристики обучающихся: замкнутость, неуверенность и др.;
  4. развивать и совершенствовать их положительные личностные характеристики: активность, самостоятельность, ответственность, открытость, коммуникабельность и др.;
  5. сохранять положительную психологическую атмосферу в коллективе [3, с. 137].

Ситуацию успеха можно создать с помощью:

  1. применения похвалы – частота применения зависит от педагога в отношении конкретного обучающегося (при этом нужно помнить, что бесконечная похвала не имеет положительного результата);
  2. использования приема «эврика», позволяющего обучающемуся самостоятельно прийти к неожиданному выводу, раскрывающему  неизвестные ему до этого факты и сведения (к примеру, можно описать стихотворение рисунком или описать героя, сняв о нем фильм, и др.);
  3. чередования заданий разной сложности – обучающиеся, которые самостоятельно выбирают себе задания в зависимости от объема, сложности и формы работы, с удовольствием включаются в работу (при этом важно, чтобы тема задания была одинаковой);
  4. создания портфолио – наглядная демонстрация личных достижений обучающихся стимулирует их познавательный интерес и активность;
  5. применения методики коллективной творческой деятельности, игровых приемов и методов, психогимнастических упражнений и др. [3]

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что мотивация в процессе обучения играет значимую роль. Она оказывает положительное влияние на обучение и развитие личности обучающихся, их творческих способностей. Положительная мотивация ориентирует их на учебную деятельность (при особой заинтересованности человек быстрее и лучше погружается в материал, проявляет повышенный интерес в самостоятельном изучении), задает направление деятельности (при этом легче преодолеваются учебные трудности), дает возможность «выходить за рамки» (благодаря этому происходит развитие кругозора, стимулирование к новым поискам и открытиям).

Именно поэтому чрезвычайно важно стимулировать обучающихся и поддерживать положительную познавательную мотивацию в ходе обучения, используя различные средства и методы. Важно помнить: учебный процесс, который инициируется внутренними и внешними стойкими позитивными мотивами, становится фактором личностного развития и роста.

Список источников:

  1. Бабурина Т.Е., Котельникова И.Б., Сухина Е.А. [и др.]. Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников // Молодой ученый. 2024. № 15 (514) [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/514/112953/ (дата обращения: 06.04.2025).
  2. Богданова Н.В. Проблема изучения мотивации в психолого-педагогической литературе // Проблемы Науки. 2024. № 2 (189) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-izucheniya-motivatsii-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 06.04.2025).
  3. Голдобина Л.М., Буток С.В., Капустина О.Н. Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников // Инновационная наука. 2024. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-situatsii-uspeha-v-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 06.04.2025).
  4. Евдокимова М.М., Арапова П.И. Формирование познавательной мотивации младших школьников // E-Scio. 2021. № 6 (57) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 06.04.2025).
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
  6. Маленьких Н.А., Нургалеев В.А. Познавательные мотивы субъекта как предмет психологического анализа // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnye-motivy-subekta-kak-predmet-psihologicheskogo-analiza (дата обращения: 06.04.2025).
  7. Мурадова С. Формирование познавательной активности младших школьников // Наука и мировоззрение. 2025. № 31 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 06.04.2025).
  8. Юнусова Э.А. Методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-formirovaniya-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 06.04.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: