Что интересно изучать современному подростку дистанционно или приоритетные направления дополнительного образования с применением дистанционных технологий

Статья посвящена проблемам востребованности применения дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей, а также направлениям, которые вызывают наибольший интерес у школьников.

А.И. Жукова,
методист
Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения»,
Кемерово

Данные представлены на основе мониторингового исследования обучающихся образовательных организаций Кузбасса.

Дистанционное образование сегодня является актуальной формой организации учебного процесса. Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения» (ГАУДО ОЦДТТБДД) имеет областной статус — организует и проводит конкурсы, фестивали, профильные смены, акции для обучающихся Кемеровской области — Кузбасса. Но вот дополнительные образовательные общеразвивающие программы, реализовывались в основном только для обучающихся, проживающих в городе Кемерово — только для тех, кто физически может посещать объединения для занятий по программам в течении учебного года.

Большой импульс к развитию методов дистанционного взаимодействия с обучающимися дало осложнение санитарно-эпидемиологической обстановки в стране в марте 2020 года. Полученный опыт проведения дистанционных занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в 2020–2021 учебном году подтолкнул административно-педагогический состав нашего учреждения к обдумыванию возможности расширения территориального охвата обучающихся, в том числе и по освоению дополнительных образовательных общеразвивающих программы.

На данный момент Кузбасс представлен 34-мя муниципальными образованиями с более чем 357 000 обучающихся. Для того, чтобы начать эффективно реализовывать образовательную деятельность в дистанционном формате для детей, проживающих на всей территории Кузбасса, было принято решение провести исследование в виде анкетирования обучающихся образовательных организаций Кузбасса.

Целью данного исследования стало выявление потребности школьников в обучении по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в дистанционном формате.

Анкетирование проводилось с 1 по 28 февраля 2021 года в электронном формате с использованием сервиса «Google Формы» [1]. Исследование было ориентировано на обучающихся 12–18 лет и проводилось анонимно.

Для заполнения анкеты, был обеспечен максимально свободный доступ, ответить на ее вопросы можно было с помощью персонального компьютера (ноутбука), мобильного телефона, планшета, так как ссылка на анкету была опубликована на официальном сайте учреждения [2]. Кроме того, распространение ссылки для доступа к анкетированию было организовано через официальное информационное письмо на электронную почту руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций Кузбасса, далее классным руководителям, потом обучающимся. Чаще всего ссылка распространялась через чаты классов в мессенджерах.

В анкете было представлено 11 вопросов:

  • Сколько Вам лет?
  • Где Вы живёте?
  • Занимаетесь ли Вы в каком-либо кружке / секции / объединении дополнительного образования?
  • Какие направления Вам было бы интересно изучать дистанционно и заниматься у преподавателя из другого города?
  • Какие еще направления Вам было бы интересно изучать в дистанционном формате?
  • Сколько часов в неделю Вы готовы заниматься дистанционно вне школьной программы?
  • Какими программами / приложениями, позволяющими получать знания дистанционно, Вы умеете пользоваться?
  • Имеете ли Вы дома персональный компьютер (ноутбук)?
  • Имеете ли Вы дома выход в Интернет с компьютера (ноутбука)?
  • Имеете ли Вы выход в Интернет с телефона (планшета)?
  • Хотели бы Вы в будущем использовать дистанционное обучение в образовательных целях?

В опросе приняли участие 11 929 обучающихся из 24 муниципальных образований Кузбасса. Далее представим результаты анкетирования по наиболее важным аспектам.

56,8% опрошенных ребят уже занимаются в объединениях дополнительного образования по месту жительства. Наиболее интересными направлениями (ребята могли выбирать несколько вариантов) для изучения в дистанционном формате оказались:

  • дизайн (интерьеров, одежды) — 29,8%;
  • фототворчество (профессиональная съемка) — 29,5%;
  • программирование — 27,3%;
  • мобильная фотография — 27,3%;
  • графический дизайн — 26,4%;
  • психология — 26,1%;
  • взаимодействие в социальных сетях — 22%.

33,3% обучающихся готовы посвятить дистанционным занятиям всего 1 час в неделю, 28,7% готовы заниматься 2 часа. Остальные (38%) готовы уделять по 3–4 часа в неделю.

Исследование программно-технического оснащения обучающихся показало следующие результаты.

Большая часть опрошенных владеет навыками дистанционного обучения с помощью платформы Zoom и мессенджера WhatsApp (рис. 1). Сложности в работе с программным обеспечением возникают у менее чем 5% обучающихся.

Рисунок 1 — Умение обучающихся пользоваться программами / приложениями, позволяющими получать знания дистанционно

Техническое обеспечение опрошенных носит позитивный характер — 80,7% имеют дома персональный компьютер или ноутбук, при этом 36,9% являются единоличными пользователи.

В таблице 1 представлены данные по доступу к интернету у опрошенных, необходимому для организации дистанционного обучения, с различных устройств.

Таблица 1
Техническое обеспечение обучающихся

Необходимо отметить, что в большей степени ребята используют мобильный телефон для доступа к интернету, но использовать телефон в процессе обучения с использованием дистанционных технологий крайне не рекомендуется из-за недостаточной диагонали дисплея и отсутствия клавиатуры [3].

В завершении мы спросили анкетируемых об их личном желании в будущем использовать дистанционное обучение в образовательных целях. 39,8% опрошенных детей ответили, что хотели бы; 28,7% — ответили отрицательно; 32,4% школьников затруднились с ответом (рис. 2).

Рисунок 2 — Личное желание обучающихся использовать дистанционное обучение в образовательных целях

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • большая часть обучающихся уже заняты дополнительным образованием, при этом готовы 1–2 часа в неделю заниматься дистанционно;
  • преимущественно интерес у школьников для дистанционного обучения вызывают направления технической направленности, связанные с современными профессиями — дизайнер, фотограф, программист, SMM-менеджер;
  • программное и техническое обеспечение механизмов дистанционного обучения со стороны обучающихся в большинстве случаев не вызывает проблем.

Учитывая результаты проведенного исследования, мы приняли решение о разработке трех дополнительных образовательных программ, которые будут реализовываться с применением дистанционных технологий педагогами дополнительного образования нашего учреждения в 2021–2022 учебном году:

  • «Основы компьютерной графики» — программа ориентирована на школьников (7–17 лет), проявляющих интерес к изучению технологий компьютерной графики. В рамках программы ребята познакомятся с понятием и видами компьютерной графики, получат общее представление о графических редакторах, изучат редактор Paint.Net, научатся самостоятельно создавать графические композиции.
  • «Контентограмматика» — программа ориентирована на школьников (14–17 лет), в рамках которой обучающиеся научатся качественно подавать и грамотно оформлять информацию: освоят культуру поведения в социальных сетях, пройдут мастер-классы по мобильной фотографии, овладеют презентационными технологиями, узнают правила создания инфографики, познакомятся с основами создания и ведения Youtube-канала.
  • «Нам в памяти хранить» — программа предназначена для теоретической и практической подготовки членов поисковых отрядов Кузбасса к участию в различных исследовательских и творческих конкурсах, слетах, форумах. Программа направлена на формирование у обучающихся навыков исследовательской работы, работы с базами данных, государственными и муниципальными архивами, написания исследовательских и творческих работ на основе исторических фактов и архивных документов. Деятельность по программе способствует повышению образовательного и культурного уровня, повышению качества работ, представляемых на областные, окружные, всероссийские и международные конкурсы.

Все программы рассчитаны на 72 часа со сроком реализации 3 месяца. Пройти обучение по программам может любой обучающийся образовательных организаций Кузбасса.

Положительный опыт реализации дистанционного обучения по уникальным и современным программам дополнительного образования позволит нам обучать школьников, проживающих в отдаленных от столицы региона территориях. Обучающиеся получат навыки, которые не смогли бы получить в традиционной образовательной системе своего муниципального образования. В дальнейшем это сможет послужить толчком для их профессионального развития и построения карьеры посредством фриланса (внештатной работы из дома), не покидая свой регион.

Список литературы:

  1. GoogleФормы: онлайн-сервис [Электронный ре­сурс] — Электрон. дан. — URL: https://www.google.ru/forms/about/ (дата обращения 14.09.2021).
  2. Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения»: официальный сайт образовательной организации [Электронный ре­сурс] — Электрон. дан. — URL: http://gaoudodko.ucoz.ru (дата обращения 14.09.2021).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». — М., Министерство юстиций РФ, 64 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: